Какие богослужения необходимо посетить накануне Рождества и в сам праздник? Можно ли гадать и переодеваться на Святках? Как причащаться на праздничной седмице, когда пост отменяется? На эти и другие вопросы ответил отец Валериан (в монашестве архимандрит Серафим (Кречетов)), почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области.
– Батюшка, в чем заключается подготовка к Рождеству Христову?
Архимандрит Серафим (Кречетов, до пострига протоиерей Валериан)
– Церковь к праздникам готовит своих чад духовно. Обычно великий праздник предваряет предпразднство, то есть особое богослужение, вводящее в сущность праздника.
За два воскресных дня до Рождества совершается богослужение Недели праотец, а само Рождество предваряет Неделя святых отец, где уже читается Евангелие о Рождестве Христовом.
Точно так же перед Пасхой празднуется Вход Господень в Иерусалим, а после него бывает Страстная седмица, венчающаяся Пасхой Христовой − Воскресением.
Есть такое изречение, что сущность христианства – в факте Рождения Богочеловека на Земле и в факте Его Воскресения. Это альфа и омега. Начало – рождение. Венец – воскресение.
На Рождество Ангел явился пастухам и возвестил радость велию – днесь родися Спаситель мира, Христос (Лк. 2:10–11). Через это событие мы все приобщились к Благодати Божией, к Истине: «Люди седящие во тме видеша свет велий, и седящим в стране и сени смертней, свет возсия им» (Мф. 4:16, Ис. 9:2). То есть сидели во тьме. Когда люди не понимают, что творят, ссорятся, ругаются между собой – это тьма.
Поэтому мы с радостью ожидаем праздник нашего спасения. Когда мы стараемся обрадовать кого-то, собираемся в гости – то готовим себя – одеваемся, приносим подарки.
А какие дары мы принесем Христу? Если люди вручают какие-то подарки, но при этом ссорятся, ругаются – какая радость от этих даров? На Рождество поется «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (стихира на Пс. 50). Мы стараемся жить в мире и любви. Всегда это нужно делать, это как раз и есть жертва Богу («Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19)). Это и есть духовный дар, который мы приносим Христу, наша подготовка к празднику. Почему и очищаются постом.
Рождественским постом читается – хотя и не каждый день, а в дни строгого поста – молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» Обычно ее не читают, к сожалению, многие даже не знают об этом. Рождественский пост – не слишком строгий, рыба разрешается по субботам и воскресеньям.
Пост – это не то, что нельзя есть, а то, что не положено. Поэтому, когда в гостях бываете и если что-то вам положили на тарелку, можно ради любви и съесть. А можно и не есть. Однако сам себе не клади.
– Батюшка, можно ли православным праздновать светский Новый год? Поздравлять детей?
– Новый год – это земное установление, к которому и следует так относиться. Раньше Новый год в России был 1 сентября. Кстати, в школе он так и остался, правда, перенесли его на 1 сентября по новому стилю.
А почему не поздравлять? С днем рождения мы же поздравляем друг друга. Поэтому и Новый год часто изображают в виде маленького ребенка. Это все условные, земные установления, поздравлять принято, но не обязательно.
– А как быть с новогодними столами?
– Новогодние столы не должны быть вразрез с Церковным Уставом.
– То есть новогодний стол должен быть постным?
– А почему нет? Хороший постный стол иногда даст сто очков скоромному.
– Только дороже обойдется.
– Он не будет дороже, ничего подобного, особенно если хорошей картошечки с какой-нибудь квашеной капустой, с огурцами подать. Тем более если свое. А грибочки! Собственно, это тоже подготовка к празднику – заранее всегда готовятся. Да и купить можно. Постная пища, по крайней мере, полезнее, чем скоромная. Это – точно совершенно.
– Батюшка, у вас в семье ставили елку на Новый год?
– Нет. Только на Рождество.
– То есть уже после светского Нового года?
– Совершенно верно. Но по церковному календарю по старому стилю Новый год – после Рождества.
– В последнее время соборовать стали дважды в год: не только Великим постом, но и Рождественским. Сколько раз в год нужно собороваться?
– Раньше вообще соборовали один раз при приближении кончины. Или для исцеления от тяжелой болезни. Но Господь, исцеляя расслабленного, сказал: «Прощаются тебе грехи», – а потом уже: «Возьми одр твой и иди в дом твой» (Мк. 2:5−11); а другому расслабленному сказал: «Се здрав еси; ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14).
Так и Таинство Соборования предполагает прощение грехов, особенно забытых. То есть сначала духовное оздоровление, а потом – телесное.
Но для этого существуют и Таинство покаяния через исповедь, и затем сподобление Причащения, во исцеление души и тела. Против этого идет война, и незаметно Таинство Соборования свели к соборованию один раз в жизни, а Причастие – один раз в год.
Поэтому исповедоваться и причащаться нужно как можно чаще – не реже одного раза в месяц, а собороваться не реже одного раза в год по благословению духовника.
Предварять это должно частое посещение храма, домашняя молитва, соблюдение постов и церковных уставов, мир с ближними. Нужно помнить простую истину – сначала долги отдать, потом дары приносить. У нас вводят новое, а необходимое часто отодвигают. Так не полагается.
– То есть достаточно собороваться один раз в год?
– Вполне. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15).
– А детей с какого возраста можно соборовать?
– Детей не принято соборовать вообще, но я читал, что даже Оптинские старцы при соборовании взрослых помазывали и детей елеем. Отец Всеволод Шпиллер рассказывал мне, что в Болгарии, где он одно время жил, когда кого-нибудь соборовали, то один раз помазывали всех, кто был в доме, не исключая детей и младенцев. Соборование – это прощение и забытых грехов. А просто помазать елеем можно всех.
– Отец Валериан, на каких богослужениях православному человеку желательно побывать в предрождественские дни и на Рождество?
– Праздники Рождества, Крещения и Пасхи построены по одному принципу: сам праздник предваряет сочельник (или сочевник – от слова «сочиво»). Полагается строгий пост, и содержание служб бывает особенным. Перед Пасхой это – Великая суббота, служба которой построена по такому же принципу.
Рождественский сочельник. Царские врата Накануне сочельника вечером совершается рядовая служба – вечерня и утреня. А утром в сочельник обычно бывает литургия Василия Великого, начинающаяся с вечерни уже следующего дня. После литургии, поскольку вечерня уже была, выходят со свечой – славлением называется, Христа славят. Отсюда появились христославы. Первый раз поется тропарь «Рождество твое, Христе Боже Наш…» или, на Крещение, «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи!» и кондак праздника. Вечером в сочельник бывает Великое повечерие и утреня.
В сам праздник служится литургия – обычно Иоанна Златоуста. Также богослужение совершается и в Крещенский сочельник вечером: служится Великое повечерие и утреня. Похожим образом проходят службы в Пасхальный сочельник, если можно так назвать – в Великую Субботу.
Хотя там, конечно, особое богослужение: накануне – царские часы, вечерня с выносом Плащаницы, в пяток вечера совершается утреня с чином погребения Плащаницы. А литургия Василия Великого − в субботу утром.
Возвращаясь к вопросу о рождественских богослужениях: если есть такая возможность, нужно сходить на службу в сочельник утром, когда уже славят Христа. Потом вечером на всенощную и утром, в сам праздник, естественно, быть на литургии, то есть быть на трех основных службах.
Бывает, что всенощная служится в ночь с 6 на 7 января, и сразу же за ней после полуночи следует литургия.
– Батюшка, а как праздновали Рождество Христово в вашей семье?
– Рождество – в церкви, прежде всего. Потом уже Христа славили. Ходили потихонечку по домам к своим верующим – во время войны, после войны. Пропоем тропарь, кондак «Рождество твое, Христе Боже наш», «Дева днесь Пресущественнаго раждает», что-то нам давали, подарочки какие-то. Голодные были тогда, очень радовались – булочке, лепешечке какойнибудь, пряничку.
– Рождественские гадания Церковь не приветствует?
– Не то что не приветствует, вообще никакого отношения это к Церкви не имеет. Это как пытаются на Масленицу устраивать языческие празднества, приклеиваются к церковным праздникам. Разве можно на Святки, в святые дни, какой-то ворожбой заниматься? Это тяжкий грех.
– А колядки – это другое?
– Колядки – это песнопения народного творчества рождественского содержания.
«Во Вифлееме, во Вифлееме весела новина.
Чистая Дева, Чистая Дева породила Сына.
Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы спевают, цари притекают,
Поклон отдают – пастыри играют,
Чудо, чудо поведают» (Батюшка поет.)
Колядки – это народное творчество. Странники ходили, пели псальмы, а тут − со звездой, как волхвы.
Колядки – это народное творчество во славу Христа
– Но были и ряженые на Святках, некоторые в нечисть рядились и тоже колядовали.
– Нет, это как раз из той же серии, что и гадания. Бесы всегда приклеиваются, примазываются к святому, вроде мы тоже тут, заодно.
– Батюшка, на Святках в течение двух недель в честь праздника отменяется пост в среду и пятницу. А как причащаться в эти дни? Нужна ли какая-то подготовка?
– Все-таки к Причастию нужно не просто так приступать – должна быть некоторая подготовка. Накануне употребляется пища без мяса. Молочные продукты, рыбу можно вкушать, как на Сырной седмице − Масленице. При этом полагается обычное молитвенное правило.
– Батюшка, что можно пожелать нашим читателям на Рождество Христово?
– Пожелание – чтобы радость Рождества Христова была в нашей душе, в наших семьях. Нужно стараться в эти дни (а в другие потом это сохранить) провести в святости, без раздоров, без разборок, без пьянства, без всякой скверны. Чтобы Святки были именно святые дни.
Обратите внимание, на большие праздники, на Пасху особенно тихо бывает. Помню, на так называемые майские праздники шум обычно стоял, а здесь – тихо-тихо – печать тишины. «Тихостию печати Твоея милости, ныне чувствия, Владыко, знаменав Твоих рабов, непроходимь, неприступен вход сотвори всем сопротивным силам». И на соборовании, кстати, читается (Елеосвящение, канон, 4–2). Напевы звучат такие тихие, умильные, радостные…
Беседовали Дмитрий Симонов, Ольга Каменева, Светлана Скворцова
14.10.2024