21 ноября у каждого православного христианина – именины. Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Хорошо бы познакомиться с Ангельской иерархией поближе. Итак…
Что мы знаем об Ангелах и их Предводителе?
Нам, как и Ангелам, дарована вечность. Но как нам ее унаследовать?
Чудеса Архангела Михаила в наши дни.
Трезвитесь!
Из книг Ветхого и Нового Завета мы узнаем об Ангелах – этих насельниках мира невидимого, посланниках Божиих. Многочисленные случаи их явления людям известны исстари. В апостольские времена (первые века нашей эры) возникло даже искаженное, еретическое мнение, что нельзя молиться напрямую Христу, а нужно, мол, обращаться к Ангелам. Ересь всегда извращает духовную жизнь. Вот и тут святые отцы не преминули разобраться.
В начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе (за несколько лет до I Вселенского Собора) это еретическое мнение об Ангелах как творцах и повелителях Вселенной было осуждено. Собор утвердил православное почитание Небесных Сил бесплотных, а праздник был установлен 8 ноября, в восьмой день девятого месяца – год в то время начинался с 1 марта. Эта дата была выбрана неслучайно. Восьмой день символизирует будущий Собор всех Небесных Сил во время Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «восьмым днем», когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).
Девятый месяц года указывал на девять чинов Ангельских.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Серафим, Херувим и Престолы
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Ангел Господень, Византийская икона
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»
Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных
По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5:13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3:92-95). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1:9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.
Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.
Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.
Архангельский собор Кремля
Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Икона Благословенное воинство Успенского собора Московского Кремля И кстати, город Архангельск, основанный в 1584 году по указу Ивана Грозного, свое название получил благодаря расположенному неподалеку Михайло-Архангельскому монастырю. Монастырь, названный в честь Архангела Михаила, был основан здесь еще в XII веке. Кроме того, в Рязанской области есть город, который также назван в честь Архангела Михаила – этот город Михайлов. Первое упоминание о нем датировано 1238 годом. На гербе Архангельска изображен Архангел Михаил, ниспровергающий диавола, а на гербе Михайлова – два Архангельских крыла.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3:16; Тов. 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5:20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божией; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4:36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
Архангел Иеремиил
Иеремиил – держит в руке весы.
Однако самый известный описатель ангельской иерархии святитель Дионисий Ареопагит так оговаривался: «Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя»[1].
1. Святитель Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 6, § 1. С. 24.
Архиепископ Алексий (Фролов)
Архиепископ Алексий (Фролов) у иконы Архангела
Сегодня особый день, сегодня у каждого – день Ангела. Ангел даётся Богом от рождения, хранит человека, ведёт его по жизни: несмотря на все предательства, ложь, лицемерие, которым подвержена человеческая жизнь. Несмотря на своевольный путь, который нередко избирает человек, Ангел Хранитель не покидает его, ибо у него такое послушание, и что бы ни делал человек, Ангел Божий рядом.
Икона Василия Блаженного
Вы, может быть, помните, в житии Василия Блаженного есть такое удивительное повествование. Однажды святой Василий, проходя по городу, стал бросать камнями в дом, где живут благочестивые люди, потом, когда проходил мимо дома, где живут нечестивцы, плакал и целовал углы. И когда у него спросили, почему он так делал, он сказал: «Когда я проходил мимо дома, где живут благочестивые люди, то в доме этом – свет и радость, свет Христов, а вне дома – бесы стараются уловить людей». Так вот, он в них бил камнями. А когда он проходил мимо дома неблагочестивых людей, то дом их был исполнен мрака, нечистоты и грязи, и вне дома находились Ангелы, и он их утешал и целовал.
И вот каждый из нас имеет Хранителя, который бережёт нас от дел нечестия, и наша с вами задача – услышать этот голос Ангела Хранителя. Нередко человек подвергает себя таким страшным падениям, и это всё лишь потому, что гордыня и зависть, как об этом говорит Священное Писание, обладает человеком.
Завистью грех вошёл в мир. Что такое зависть? Зависть – это сердечное чувство, которое возникает в несовершенном человеке, – это посягательство на то, что мне не принадлежит, но то, что я очень хочу иметь.
Зависть, другими словами, – то, что мне не благословлено, а я это очень хочу иметь. И вот, некогда в ангельском мире произошло это желание.
Сатаниил – самый ближайший из Архангелов Божиих – возомнил о себе и помыслил следующее: взойду выше небес, буду подобен Вышнему. Зависть: я хочу быть подобным Вышнему. Почему это: Он имеет, а я не имею? Вот, гордыня, дорогие. Что же это такое?
Гордыня – это есть нежелание согласиться с тем, что кто-то может посягать на мою свободу, даже Сам её Творец.
Это значит: если Ты, Господи, дал мне свободу, как я хочу, так ею и распоряжаюсь. «Для меня, человека, свобода – это прежде всего желание делать всё, что я хочу, и Ты мне не мешай, Господи», – говорит человек. И такого человека ждёт погибель. Он удаляет себя от света Божия, от любви Божией.
Свобода – это прежде всего ответственность
Свобода, прежде всего, с точки зрения православных людей, – это высочайшая ответственность за то, что даровано Богом человеку. Ответственность за всё: не только за свою жизнь, но и за тех людей, которые рядом со мной; но и за тот мир видимый, который меня окружает, – это за леса, озёра, реки, воздух. Я за всё ответственен, потому что нет моего ничего, всё есть дар Божий.
И как же я должен благодарить Бога за то, что я имею, и прежде всего, за то, о чём я совершенно никогда не думаю, а, может быть, даже забыл думать… Величайший дар, который мне Господь подарил, – это Вечность. Ведь мы даже себе не можем представить, что ведь нас могло не быть.
Так как же мы должны быть благодарны Богу за то, что мы есть, что мы здесь наделены Вечностью! Но что здесь наше? Мы вводимся в мир, и уже всё потребное ко спасению, по словам апостола Павла, нам дано. Зачем же завидовать? Зачем превозноситься? Зачем себя делать выше других, даже Самого Бога? Зачем посягать, пренебрегать милостью Божией и говорить: как я хочу, так я и живу.
Ведь в основе миробытия лежит Божественная любовь. И что же такое любовь? Это есть величайший дар человеку, чтобы он пользовался этой любовью. Обратите внимание, что в таком случае сохранение Божественных заповедей, как не предложение нам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16), – говорит Господь, – Я не сказал, вы – рабы, Я сказал, вы – други (Ин. 15:15). Господь избирает нас быть Его друзьями, быть Его соработниками, предоставить Ему своё сердце, чтобы через нас Господь действовал в мире, и исполнением Божественных заповедей мы тем самым умножаем Его любовь ко всему видимому миру.
Исполнение заповедей предполагает и моё благо, и сохранение любви Божией на земле. Какое это замечательное чудо!
И вот, дорогие, в зависимости от того, как мы будем побеждать себя в делании добра, как мы будем заставлять себя делать это добро, мы и получим то имя, которое никто не будет знать, только Сам Бог и я, который получает это имя. Дам ему имя, которого никто не знает (Откр. 19:12).
И вот я могу вспомнить одну удивительную историю, которую мне рассказала одна монахиня. Она увидела своего покойного отца, который на шее на золотой цепи имел удивительной красоты камень, который был весь испещрён словесами Божиими, очень мелко написанными. И она пожелала, протянула руку к этому камню и сказала: «Папа, можно я прочту?». И он с таким удивительным достоинством, такой красивый, просветлённый, преображённый, сказал: «Тебе ещё рано видеть моё имя». Мы своё имя созидаем посредством преодоления себя, посредством совершения подвига любви, посредством отказа от своей воли в пользу жизни с Богом в моём сердце.
Архангел Михаил Кто яко Бог, – некогда сказал Архистратиг Михаил и носит это имя: Кто яко Бог. Это его позиция по отношению к дьяволу, когда дьявол стал бороться с Архистратигом Михаилом против Бога. Трудно себе представить, что это была борьба, как мы её себе представляем, дорогие, с мечами в руках. Нет. Это был, возможно, немой диалог. Дьявол говорил о своём, осуждал Бога и считал, что ему мало было даровано. А Архистратиг Михаил защищал позицию Божию, защищал любовь Божию, защищал творение Божие. Но треть ангельского мира была увлечена дьяволом.
Имя Архангела Михаила утверждает и нас в победе над дьяволом. Он победил его: Кто яко Бог. И нам даётся эта возможность.
Есть в одном предании такая история. Архистратиг Михаил некогда спорил с дьяволом о Моисеевом теле. Когда сатана говорил, что Моисей не имел права на достойное погребение, Архистратиг Михаил ничего другого не нашёл сказать, как только: «Буди воля Божия», ибо Архистратиг Михаил знал Божественный закон. Только воля Божия благая и совершенная приведёт всё создание к любви Божией и к полноте пребывания в Царстве Божием. И вот, не смел Архистратиг Михаил ничего сказать, зная любовь Божию, одно только сказал: «Да запретит тебе Господь».
На ярость необходимо научиться отвечать кротостью, на гордыню – смирением, на зависть – закрыть глаза, на дерзость – скромностью, на скорби – твёрдостью, терпением.
Это все, что от нас требуется, и мы удостаиваемся нового имени, имени, которое знает только лишь Сам Бог. Он ведает того человека, который по любви к Нему начинает быть хозяином себя, начинает доверять Божественному закону. И только тогда он начинает становиться в подлинном смысле человеком. И человек получает новое имя, которое любит Бог. И обратите внимание, какая интимность отношений: никто не знает этого имени в полноте, как знает только Тот, Кто его даёт, это Сам Бог. Вы посмотрите-ка, как необыкновенно любит Бог своё создание, какие удивительные у нас с Ним будут отношения. Тот, кто получит много, не будет иметь лишнего; тот, кто получит мало, не будет иметь недостатка. Все будут исполнены любовью Христовой. Мы не будем говорить: кто больше, кто меньше. Но все будут исполнены полнотою.
Праздник Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных нам предлагает всякий раз, как только мы встречаемся через скорби с собою, со своим сердцем: не нужно обвинять никого, необходимо заставить себя увидеть самого себя, своё сердце и попытаться довериться любви Божией, довериться исполнению Божественных заповедей, исполнение которых, конечно же, предполагает наше благо.
Не Бог нуждается в исполнении заповедей, а мы. И мы пытаемся сохранить через исполнение заповедей любовь Божию на земле. Тогда и будет конец, когда по причине умножившегося беззакония в сердцах охладеет любовь (Мф. 24:12). По причине отсутствия подвига, по причине зависти, корысти, лицемерия, лжи человек пытается обогатить себя, но он удаляется от любви Божией, от милости Божией. Вот тогда и придёт конец, и тогда услышат люди трубный глас Архистратига Божия, который призовёт всех: «Восстаньте на суд». И он не преминет, он будет.
Труба Апокалипсиса
Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря
Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршине монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение с библейским названием Эммаус. Возможно, в свое время некий благочестивый помещик дал такое наименование своей вотчине.
У рок-музыкантов почему-то некое тяготение к подобным названиям: Назарет, Эммаус и т.д. Они и облюбовали эту местность для проведения рок-фестиваля.
Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями просто глушил всю округу – не было спасения от этих децибелов и в монастыре. Особенно дико было слушать во время богослужений клиросное пение в этом своеобразном сопровождении… Искушение!
Матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, переговорив с архимандритом Наумом (Байбородиным; † 2017), получила от него такое благословение:
– Всем в монастыре читать акафист Архангелу Михаилу!
Вознесенский Оршин монастырь Тверской епархии
Старец очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на его родине: женский в родном ему селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней преставления отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных.
И вот матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, к ним присоединился и я, проживавший тогда в монастыре…
Все мы стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо! Это было невероятно: в монастыре настала полная тишина. Причем стоило только выйти за ограду обители – и там всё гремело! Делаешь шаг назад в монастырь – и наслаждаешься тишиной!
Я сам несколько раз проводил такой эксперимент: выходил – заходил. Снаружи шум, внутри ограды тихо! А ограда-то низенькая, символическая! Вот такое чудо по молитвам к Архангелу Михаилу!
Одно время еще при советской власти и я, и матушка Евпраксия трудились в действующем Малом соборе на территории Донского монастыря, превращенного тогда в музей. Я был там церковным сторожем, а она какой-то период – псаломщицей церковного хора, регентом которого был диакон Иоанн Сарычев – будущий архимандрит Даниил († 2006).
Жизненный путь Ивана Сергеевича, как его тогда обычно называли, был с избытком насыщен судьбоносными катастрофическими событиями в истории страны и Церкви ХХ века, в гуще которых ему было суждено находиться. Эту эпоху вполне можно назвать репетицией прихода антихриста…
Он знал множество ярких лиц духовного звания, простых верующих, исповедников и мучеников, был свидетелем чудесных явлений, которыми обычно богаты такие эпохи, когда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45:3).
Архимандрит Даниил (Сарычев)
Среди этих необычных событий он свидетельствует, что в некий особо важный момент, когда ему требовалось серьезное духовное укрепление, он получил его от Архангела Михаила, который предстал перед ним в Малом соборе Донского монастыря. По его словам, этот Вождь Небесных воинств особенно силен именно в Донском монастыре, в котором ему посвящен один из храмов обители.
Подтверждением этих слов отца Даниила явилось то, что когда по вине злоумышленников произошел известный пожар в Малом соборе перед обретением мощей Патриарха Тихона, то в одном из кивотов с довольно большим количеством икон, которые были безжалостно уничтожены пламенем (оно в этом месте достигало особо высокой температуры), именно икона Архистратига Михаила осталась абсолютно неповрежденной и сияла, как только что написанная на чистом золотом фоне… Богу слава!
Из воспоминаний и наставлений священника Николая Блохина
Поскольку Архистратиг Михаил является Архангелом Апокалипсиса, большинство всякого рода эсхалогических спекуляций подчас и пытаются связать с ним.
В воспоминаниях священника Николая Блохина есть пример такого обольщения. В советские годы его репрессировали за то, что он подпольно печатал молитвословы. Наказанием был огромный срок, по истечении которого давали новый. Пройдя через всё это, человек не боялся уже никого и ничего. Однажды в его окружении появился некий иеромонах, находившийся в прелести, который утверждал, что ему было откровение. Такого-то числа, мол, Архангел Михаил сорвёт звезду с Кремлевской башни, царство антихриста и безбожников закончится, начнётся новая эра. Он воодушевил своим рассказом всех женщин, которые были в округе, и сообщил, что ему было тайное указание Божией Матери ехать в Москву и рассказать об этом всем владыкам мира. И женщины, в том числе его собственная жена, уговорили Николая Блохина (сам он еще не был в сане) поспособствовать этому вещателю истин. Попав на аудиенцию к крупным генералам, тот стал рассказать о своём «откровении». С ним могли сделать что угодно, но он говорил, что ему всё равно: «Это царство скоро падёт». Николай Блохин удивлялся, почему же их отпустили. Когда же приблизился назначенный день, они вышли на трассу рано утром ловить попутку. Откуда ни возьмись показался грузовичок и довёз их до Красной площади. Николай тогда ещё не понял, что они были под колпаком. Площадь была оцеплена – маршировал какой-то полк, но когда они подъехали, ограждения были сняты, и их впустили. Время приблизилось, никакой Архангел Михаил не сошёл, звезды не сорвал… А тот иеромонах под рясу уже завернул флаг Российской Империи, чтобы его водрузить. На него было больно смотреть: но это та боль, когда прельстившихся вразумляет Сам Господь. Так что и эти решившие было покорить Красную площадь мечтатели ни с чем вернулись к озадаченным таким поворотом событий женщинам...
Красная площадь, на которую не спустился пока ожидаемый Архангел Михаил...
А отец Николай Блохин с тех пор не раз увещевал слабый пол:
– Женщины, не предавайтесь вы экзальтации! Не слушайте вы этих заезжих монахов и старушек, которые то и дело рассказывают вам о всяческих чудесах. Слушайтесь конкретного батюшку на приходе. Часто бывают трагедии из-за эмоционально горящих глаз, каких-то речей, притока ощущений, чувств – женщина идёт не-пойми-за-кем. Не надо. Трезвитесь. Молитесь Архангелу Михаилу, чтобы всю бесовскую прельщающую рать разогнал.
05.12.2024