К любви восходить надо. 10-летие преставления ко Господу архиепископа Алексия (Фролова)

3 декабря 2023 года исполнилось 10 лет, как ушел ко Господу удивительный архипастырь наших дней, прозорливец и старец, любимый церковным народом – архиепископ Алексий (Фролов). Публикуем расширенный вариант одной из глав книги нашего главного редактора Ольги Орловой «Достигайте любви. О жизни архиепископа Алексия (Фролова)», ставшей в 2023 году призером открытого конкурса «Просвещение через книгу», а также наставления владыки.

Радоваться нужно! «Видит всех нас сразу»

В его предпоследний год на земле, в 2012-й, племянница Вера со своей дочерью Дашей навестили владыку в Костроме. Он вручил им книжечку «Райские цветы с русской земли». Вера стала тут же её рассматривать, а в ней много-много подчёркиваний, и выделены те места, что из жизни подвижников удостоверяют: Господи, здесь я готов пройти любые испытания, только бы там быть с Тобой!

– Владыка, вы куда собрались? – поднимает глаза. 

И тут же получает лёгонький удар чётками по губам. Такое бывало, когда требовалось помолчать.

А он уже собирался… Потихонечку предупреждал: «Скоро реже видеться будем…» Или приедет к ним домой: «Я хочу ещё раз на деток посмотреть».

Владыка Алексий с племянниками.png Владыка Алексий с племянниками

Когда он слышал признания (а это были и в летах умудрённые жизнью мужчины, главы семейств) в том, что те панически боятся смерти – своей или близких на их руках, владыка улыбался:

– Наоборот, радоваться нужно!

Мог и в разгар светлого рождественского праздника в монастыре, когда детвора тешилась переливающейся гирляндами ёлочкой, а взрослые умилялись от их песенок и стишков, объявить, счастливый:

– Главное событие в жизни человека – смерть.

Улыбки тут же слетали с лиц… И лишь архиерей оставался весел и, деловито пытаясь выправить ситуацию, продолжал свою речь о самом важном... 

Он и в машину садился, оглядывая попутчиков: 

– Ну, что, нашу любимую? – и своим красивым баритоном подпевал, поставив диск с записью лаврского громогласного хора: – Со святыми упокой, Христе…

В передрягах подбадривал: 

– Наше дело какое? Дожить до смерти.

Схиархимандрит Григорий (Давыдов).png Схиархимандрит Григорий (Давыдов)

А то и рассказывал, может быть, и резковатый – в духе своего старца схиархимандрита Григория (Давыдова), прошедшего тюрьмы, лагеря, – анекдот, назывался он «Говорящий конь».

…Конферансье в цирке объявляет новый номер программы: говорящий конь! Эту тягловую силу, перевозящую на себе весь цирковой реквизит, выводят на арену, поддевают ремни, барабанщики играют туш, зрители хлопают в ладоши, иллюминация ошалело жонглирует разноцветными огнями, пока лошадь поднимают под купол цирка, и – затем резко опускают… На упавшего наводят прожектор, конь поднимает голову и говорит: «Когда же я сдохну?» 

Тема смерти была для владыки одной из любимейших, он неоднократно вслед за апостолом повторял слова о желании разрешиться и быть со Христом (Фил. 1:23). А скорбящих утешал приглашением приходить к нему как к живому на могилу, всё рассказывать. 

На могиле владыки Алексия в Новоспасском монастыре.jpg На могиле владыки Алексия в Новоспасском монастыре

– Только имена свои называйте, – предупреждал.

Он и при жизни порою отчётливо почувствует тревогу, кто-то просит о помощи, начинал молиться. 

– Хоть бы имена называли! – отчитывал потом. – Когда о чём просите…

«Не бывает дня, чтобы я не вспомнил: как же не хватает Владыки», – говорят о нём и сейчас. Учатся молиться. И многие свидетельствуют: у могилы получают разрешение своих бед, вразумление. Тем самым знакомым голосом… 

«У нас как-то дома разладились отношения, ребята растут, каждый самоутверждается. Нет мира и всё. Подхожу как-то на могилку… – делится прихожанка Новоспасской обители Мелитина Пантелеева. – Владыка мне всегда говорил: «Держи, чтобы в доме мир был». А тут прямо расплакалась: 

– Владыко святый, у меня такой раздор дома. 

И вдруг явно голос сердцем слышу: 

– А ты сама поменьше болтай, – строгий такой, знакомый, и интонация владыки. 

У меня на душе просветлело, – и как закрыла я рот, так всё в доме и наладилось! 

Владыка с нами, не оставляет нас. И такое ощущение, что помнит все наши заморочки: кому, что, когда сказать надо. Как в том рассказанном им случае с преподобным Сергием – точно тоже видит всех нас сразу». 

***

Эту историю о преподобном Сергие Радонежском будущий владыка Алексий услышал, еще будучи семинаристом. Он всегда любил простых богомольных старушек. И вот одна из них поделилась с ним как-то вот таким случаем. 

Свято-Троицкая Сергиева лавра …Она жила неподалёку от Лавры, идёт на братский молебен и думает: «Как же это преподобный Сергий заботится обо всех? Нас так много, мы все разные...» – и так её этот помысел стал одолевать, почти уже сомнение: «Как же это возможно?» Как вдруг, входя во Святые врата, видит: кто, что, где в Лавре в данный момент делает! Всех и сразу! Кто-то только проснулся, умывается; другой читает молитвы; третий просфорки к службе готовит; в Духовной академии студенты будят друг друга… Ей вся Лавра мигом открылась, точно в некоем разрезе, и внезапно в сердце ответ: «Как же о таких не позаботиться?» И так ей радостно стало: вот все молятся, оказывается! Радеют о благодати, славят Пресвятую Троицу! 

Такие откровения не могли не вдохновлять. Владыка потом, уже пересказывая другим, проводил параллель в отношении последнего случая, что так же Преподобный видел всё, что происходит на Куликовом поле: кто-то ранен, другой оседает, убитый, – молился обо всех. Так же он и нас всех видит, и мы – воины Христовы, каждый ведущий свою брань.

А говорят, истинный воин, может быть, и тренируется всю жизнь ради пусть одной, но решающей схватки, – так же и христиане всю жизнь упражняются, чтобы смерть не застала врасплох и не оказалась смертью вечной.

Владыка Алексий .JPG Владыка Алексий 

Сегодня, в день памяти владыки Алексия, вспоминаем его наставления:

Именоваться христианином – это значит предоставить своё сердце Христу, Который исцелит не только меня, как добрый плод, но и тех, которые находятся в моём сердце, – моих сродников, которые чают и ожидают избавления. Это величайшее служение, дорогие братья и сёстры, о котором мы, к сожалению, никак не хотим думать. 

Мы должны пригласить Бога на землю: да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле. Да будет воля Твоя, Господи, как на Небе, так и на земле, – в моем сердце. Я хочу творить только волю Твою. Но тогда давайте внимательно слушать то, что говорит Христос Спаситель.

Христос Спаситель явил миру Божественную любовь. Любовь даруется только через добровольное восхождение на крест. Нет Воскресения без Голгофы. 

Нет добродетели без подвига преодоления себя. Любовь даруется, не наша любовь, не человеческая, а Божественная, только лишь через подвиг любви. Подвиг любви – это постоянное жертвование собой и желание жить интересами другого человека. Вот весь смысл нашего бытия.

Христос, сошед на землю, Он показал, как Он любит. И теперь не только мы должны показать, как мы любим Христа, идя в церковь и совершая добродетели, но мы должны еще показывать всем, как мы любим людей. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). А мы с вами в высшей степени должны показывать эту любовь всему миру. Мы – соль, мы призваны осолять. Мы – свет мира, мы должны светить. Тако да просветится свет ваш пред человеки (Мф. 5:16).

Почему для нас дом Божий не является нашим домом? А потому, что трудно, трудно преодолеть себя. И обратите внимание, что ответил некогда преподобный Серафим Саровский на вопрос: почему мало спасающихся? – Потому, что люди себя не понуждают. Нет преодоления себя, нет понуждения себя. Мы очень привыкли к этой жизни, и мы не хотим себя менять, мы боимся изменяющей нас боли. 

А каким же образом изменять? Я приучил себя к этому делу, а надо заставить себя этого не делать. Трудно? Да, трудно. Пострадай! Вот это так и называется – христианское бескровное мученичество. Решимости в нас не хватает изменить свою жизнь!

Оказывается, вся наша жизнь и все наши ближние и дальние обнаруживают состояние моего сердца. И вот, когда я испугаюсь своего состояния, в котором нет любви, вот здесь, дорогие братья и сестры, я и должен примириться, попросить прощения изначально у Бога и у человека, к которому я не имею любви, – не он виновен, а во мне нет любви.  

Владыка Алексий. Причастие.JPG Владыка Алексий. Причастие

Почему мы чаще всего воспринимаем свободу не так, как нужно? Свобода с нашей точки зрения – это вседозволенность: вот я обладаю этой свободой и что хочу, то и делаю, и мне – никто не указ, я могу реализовать эту свободу. Но свобода с точки зрения церковной – это есть величайшая ответственность. И вот если нет этой ответственности в моем сознании, в моем сердце перед Тем, Кто мне даровал вечность, Кто мне даровал пользоваться всей этой красотой мира, конечно же, не существует этой подлинной свободы. Я что хочу, то и делаю – все бессмысленно. И вроде бы я всего могу достичь: что хочу, то и делаю, а о мотивации своей деятельности человек даже и не задумывается. Я хочу и делаю – это рабство. Человек неосознанно чаще всего это делает. Но всякое противление Божественной заповеди носит умный характер: я соглашаюсь не только с самим собой, но и с теми, кто пребывает в этой сфере бытия, в этой плоскости, – с существами тьмы. И я становлюсь человеком, реализующим эту власть тьмы, законы тьмы, деятельность тьмы. 

Осознаю ли я, что все то, что я имею, и прежде всего величайший дар, который во мне есть, который во мне присутствует, – это вечность, но моей заслуги в том, что я вечен, никакой нет. Меня создал Бог по Своей любви, желая приобщить к радости бытия, к любви, и даровал мне свободу, но это не значит, что я что хочу, то и делаю. 

Свобода с точки зрения закона – это величайшая ответственность за те дары, которые мне даровал Господь.

Это величайший страх за то, что я имею, страх за самого себя. Не за то, что я могу умереть, не за то, что я могу заболеть, не за то, что я могу чего-то лишиться, – нет. Это страх за самого себя, за вечное мое «я». Я могу погибнуть и лишиться света Божиего, я могу лишиться любви Божией. И здесь я начинаю пугаться. И вот тогда, когда я начинаю пугаться своего Творца, Который меня создал, здесь вдруг удивительным образом раскрываются Небеса, и я всецело осознаю себя. В этом осознании себя я вдруг ужасаюсь тому, что я есть. Я абсолютно твердо знаю, что за все: за наследственность, прежде всего, за образование, за воспитание, за все то, что я имею, я буду отвечать и уже отвечаю. Отвечаю тем, что Господь дает мне возможность исцелить мое сердце, испорченное моей жизнью или по наследственности, но я, не зная закона Божиего, исполнение которого предполагает мое благо, я живу так, как хочу. И вдруг я начинаю осознавать, что за все я буду отвечать и уже отвечаю. Вот это величайшая ответственность, это и есть свобода. Я абсолютно свободен. И вот в этом подвиге к осознанному восхождению к добру, к Богу, я и созидаю себя как личность. Я к этому призван. 

Я – совершенно свободное существо, и я должен в подвиге созидать себя.

Люди, которые здесь оказались, они оказались рабами собственного желания, как и мы собственно все, здесь присутствующие, включая и меня. Я тоже раб себя. Я иногда не могу, так же, как и все мы, не могу отказаться от чего-то другого. Мы все, каждый в свою меру, не можем отказаться от своих слабостей, но мы призваны к подвигу.

 Постоянное напряжение воли – вот что необходимо человеку. Один из богомудрых мужей сказал, что свобода – это есть высочайшая ответственность пред Богом, Который даровал мне мою жизнь – бытие. Я теперь неуничтожим, во мне формируется вечная жизнь такой, какой я ее формирую: это или вечная смерть – бытие без Бога, или вечная жизнь – в соединении с Богом. 

Вечная жизнь не наступит тогда, когда я умру, она уже сейчас формируется мною, моим отношением к добру и ко злу. Я могу равнодушно относиться к добрым делам, к исполнению Божественных заповедей, но необходимо сказать самому себе, что исполнение Божественных заповедей предполагает, прежде всего, мое благо.

Отец Алексий при возрождении Новоспасского монастыря Москвы.jpg Отец Алексий при возрождении Новоспасского монастыря Москвы

Так возлюбил Бог мир, что даровал мне эту любовь и сказал: Дитя Мое возлюбленное, Я тебе даровал вечную жизнь и сообщил, чтобы ты был, и Я желаю этого, чтобы ты был со Мною. Исполняй те заповеди, которые Я дал, внимай словам Божественным, ведь то, что Я слышал от Отца, то Я тебе сказал.

 Дух Святой постоянно стучит в человеческое сердце, предлагая ему: «Дитя, открой сердце, я войду и свечеряю (Откр. 3:20). Ты будешь радостен, ты примиришься с Богом». Молю вас, братия, примиритесь с Богом (2 Кор. 5:20). Примирение с Богом только в сердце происходит, и не от того, что я верю в Бога, а от того, что я последовал исполнению Его заповедей. И вот тут конфликтная ситуация возникает. Бог говорит: «Дитя моё, не делай, это не полезно», а моё испорченное сердце: «А я хочу». Вот это – конфликтная ситуация. 

Когда мы исполняем Божественные заповеди, это тоже является образом нашей любви к Богу: насколько мне легко соблюдать пост – это образ моей любви; насколько мне легко смиряться – это образ моей сердечной любви в отношениях с Богом; насколько мне легко исполнять добродетель, насколько я с радостью, с легкостью иду в церковь, в храм Божий – это выражение моей любви к Богу. 

В основе миробытия лежит Божественная любовь, и в таком случае от нас с вами, христиан, требуется – для этого мы избраны Богом – прежде всего сохранение любви в этом мире. Каким образом? Через подвиг любви. 

Любовь – это не есть некая данность: если она во мне присутствует, то я люблю, – к ней необходимо восходить.

Вера – это не есть некий список необходимо осуществляемых мною дел и не есть традиция, а вера – это, прежде всего, благодать и жизнь по благодати. Эта благодать и дает мне возможность жить. Не я по-настоящему христианин, не я совершаю подвиг, и не я регламентирую свою жизнь в подвиге, а это благодать мне дает совершать подвиг такой, на который я готовлюсь, и уже будучи готов, взойдя на крест и страдая вместе со Христом, надеюсь вместе с Ним умереть по ветхому человеку и вместе с Ним ожить и воскреснуть для вечной жизни.

Смирение – это не скрещенные ручки на груди, когда говорится при этом: да, да, конечно, я гордый и грешный человек, а смирение – это следование за Христом до конца, даже до смерти. И следование за Христом – это значит еще и совершение невероятных усилий над собой, чтобы сохранить ту добродетель, к которой я призван: сохранить любовь к Богу и ближнему. 

Владыка Алексий .jpg

Только смирение является критерием подлинного христианского пути, и смирение награждается Богом Божественной благодатью.

А мы не имеем Божественного дара благодати... Мы даже не знаем, что это такое, и мы её не взыскиваем, не взыскиваем через преодоление себя. Ведь неслучайно нам говорится о горе Восхождения: гора Синай, гора Голгофа, гора Преображения. Все главнейшие события священной истории происходят на горе: необходим труд, подвиг. Мы от этого подвига, к сожалению, очень легко уходим. Мы пытаемся устранить все внешние препятствия, чтобы нам было благополучно жить. Но внешние препятствия в нас обнаруживают испорченность нашего сердца, и нам необходимо терпеливо проживать те жизненные обстоятельства, которые нам даются Самим Богом. 

Приобретайте книгу себе и в подарки близким, родным – напрямую у автора:  http://sunofrus.ru/w/shop/




Другие статьи по теме

Монашество Я хочу быть с Тобой! О смысле праздника Вход Господень в Иерусалим
Фролов Алексий, архиепископ
Вера Делай дела любви. Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
Орлова Ольга
Вера Божия Матерь утоляет наши печали. Но и сами мы должны трудиться над прополкой своих страстей
Высота Главный редактор Святые online награждена премией и знаком отличия «Имперская культура»
Образ святости Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем»
Живое наследие Христианские добродетели по святителю Амвросию Медиоланскому. Пример их воплощения в жизнь
Культура Книга «Достигайте любви» Ольги Орловой отмечена Национальной премией «Имперская культура»
Вера Встреча со Святейшим была праздником. Архиепископ Алексий (Фролов)
Орлова Ольга
Главное «Имя Архангела Михаила утверждает и нас в победе над диаволом: Кто яко Бог. И нам даётся эта возможность». Архиепископ Алексий (Фролов)
Литературный киоск Книга нашего главреда «Достигайте любви» – призер конкурса «Просвещение через книгу»