Нужен ли, полезен ли пост молодому организму? Оказывается, не только православные святые, но и христианские педагоги внимательно заботились о навыке подрастающего поколения соблюдать умеренность в пище, труде и отдыхе, общении и развлечениях.
Чем младше человек, тем легче, быстрее привить ему добрые навыки и искоренить злые. Учитель русских учителей К.Д. Ушинский (1823-1871) отмечает огромную, порой непреодолимую силу привычек как «усвоенных рефлексов». Педагог согласен с Шекспиром, который называл привычку то «чудовищем, пожирающим чувства человека», то его Ангелом Хранителем.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1784–1875) практически повторяет слова великого педагога в своем обращении к юношеству:
«Юноша! Будь благоразумен и предусмотрителен: в годы юности твоей обрати особенное внимание на приобретение хороших привычек: в летах зрелых и старости твоей возрадуешься о богатстве, приобретенном беструдно в лета юности.
… Приучись быть воздержанным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения, очень полезную и при земных упражнениях.
… Все святые очень заботились не только о навыке к умеренному употреблению пищи, но и о навыке к простой пище»[1].
Описывая лествицу христианских добродетелей, святитель Игнатий ставит в ее основание пост.
«Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.
Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы»[2].
Выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) считал добродетель воздержания, способность «соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании» одним из важнейших человеческих достоинств. Золотым правилом нравственности он называл умение человека «никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения»[3].
Воздержание (или умеренность) в церковно-педагогической литературе рассматривается в качестве фундамента и первой ступени лестницы добродетелей (свт. Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, Тихон Задонский, прп. Ефрем Сирин, Иоанн Кассиан Римлянин и др.). С христианскими подвижниками согласны педагоги Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, П.Ф. Лесгафт и др.
Соблюдение умеренности приносит телу — здравие, уму — ясность и собранность, духу — молитвенный настрой, способность приближаться к Богу.
У детей добродетель умеренности воспитывается в первую очередь через правильное и умеренное питание простой здоровой пищей в определенное время, за столом, с молитвой и благодарностью к Богу. Даже грудных младенцев святые отцы советует постепенно приводить к кормлению не «по требованию», а по расписанию.
Святитель Феофан Затворник Вышинский (1815–1894), например, пишет: «Первая закваска очень дорога. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище – два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности, прививающиеся к питанию.
Поэтому даже врачи и педагоги советуют: 1) избирать здоровую и годную пищу, судя по возрасту воспитываемого: ибо одна пища пригодна для младенца, другая для дитяти, отрока и юноши; 2) подчинить употребление ее известным правилам (опять приспособительно к возрасту), в коих бы определялось время, количество и способ питания; 3) потом от установленного таким образом порядка без нужды не отступать. Этим приучится дитя не всегда требовать пищи, как захочется есть, а ждать определенного часа; здесь же опыт упражнения в отказывании себе в своих желаниях.
Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как запросит есть, там до того расслабляют его, что после уже оно не иначе как с болезнию может отказываться от пищи.
Вместе с тем оно привыкает к своенравию, оттого что успевает выпрашивать или выплакивать все желаемое. Той же мере должно подчинить и сон, и теплоту с холодом, и другие удобства, естественно необходимые в деле питания, имея неопустительно ввиду – не разжечь страсти к чувственным наслаждениям и приучить отказывать себе».[4]
В семье будущего преподобного Паисия Афонского (1924–1994) пищу принимали в строго определенное время. О том, кто перекусывал, ел не вовремя, говорили: «Он соблудил». В детстве Паисий специально не солил еду – дабы она не казалась слишком вкусной и чтобы потом не хотелось пить. Подвизаясь на Афоне, старец устраивал себе недели одного продукта: например, всю неделю ел одну капусту или лук латук. Даже в армии, среди невзгод и опасностей, Паисий продолжал строго поститься.
– Геронда, должны ли поститься перед Святым Причастием пяти-шестилетние дети? – спрашивали старца паломники на Афоне.
« – По крайней мере, вечером, накануне того дня, в который они будут причащаться, им надо кушать постную пищу с маслом. Но этот вопрос находится в компетенции духовника. Лучше, чтобы мать спросила духовника, как поститься ее ребенку, потому что у малыша могут быть проблемы со здоровьем и ему, к примеру, нужно пить молоко.
– Геронда, а сколько времени маленький ребенок должен поститься?
– Если ребенок крепкий, отличается здоровьем, то он может поститься. Кроме того, сейчас в продаже имеется огромное количество постных продуктов»[5].
К теме воздержания обращались многие отечественные воспитатели. Например, врач и педагог П.Ф. Лесгафт (1837-1909) попытался выяснить связь между темпераментом, характером человека, его психологическим типом и так называемыми «прибавочными раздражителями». К последним ученый относит роскошь, нищету, чрезмерные лакомства, беспорядочную еду, азартные игры, развлечения, алкоголь и табак. «У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться»[6], — делает вывод педагог.
К искусственным «прибавочным раздражителям» у маленького ребенка Лесгафт относит излишнее внимание к его капризам, когда младенца постоянно носят на руках, укачивают, целуют, повторяют произнесенные им звуки. Подросших детей поджидают новые опасности — их «водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе».
Чем сильнее возбудители, тем более, по мнению Лесгафта, притупляется впечатлительность ребенка к полезным вещам. Жизнь, по его словам, «должна быть деятельной как в физическом, так и умственном плане»[7].
Современные богословы и педагоги — протоиерей Илья Шугаев, диакон Иоанн Клименко (ответственный секретарь Всероссийского братства «Трезвение», автор программы избавления от алкогольной и наркотической зависимостей и созависимостей) — подчеркивают важность принципа трезвости семейных торжеств с участием детей. Теплые воспоминания о домашнем празднике с алкоголем (нарядные и веселые взрослые, стол с белоснежной скатертью, разнообразные яства и поблескивающие бутылки со спиртным) откладываются в подсознании маленьких детей: спустя годы эта информация может стать спусковым крючком алкогольной зависимости.
На семейных торжествах с детьми лучше сохранять принцип трезвости
Гастрономический пост современных детей требует индивидуального подхода и определенной осторожности.
Протоиерей Глеб Каледа (1921–1994), священник и ученый, педагог и многодетный отец, пишет:«Пост надо очень осторожно вводить для детей, – он не должен вызывать у них протеста или уныния. Для каждого члена семьи в меру его возраста, здоровья, физических нагрузок и духовного состояния должна быть своя мера поста. Во многих семьях полностью отказываются от мяса, но некоторые их члены едят молочные и рыбные продукты. Самое важное – чтобы к посту было сознательное, волевое отношение. Для духовной жизни неполезно полное его игнорирование. Члены Церкви должны жить в ритме ее годовых богослужебных кругов. Меру поста надо согласовать с духовником. Завершение поста или его части является говение и причащение Святых Даров»[8].
Идеально, если вся семья придерживается определенного уклада, соответствующего богослужебному кругу: поститься за общим семейным столом – легко и приятно. Однако сегодня традиция прервана, многим семьям приходится начинать воцерковление с нуля, в окружении самых разных родственников, при этом в школьных столовых дают скоромную пищу.
И тут важно помнить об общем педагогическом принципе – согласованности действий всех воспитателей ребенка. Иногда лучше положить на алтарь мира кусок съеденного ребенком мяса, чем провоцировать бои в защиту «голодающих». Тем более что дети – тонкие психологи, очень скоро научатся лавировать между взрослыми и лицемерить.
Известно, что дети воспитываются на личном примере, – неважно, видят они его или нет (святитель Феофан пишет о том, что сам дух благочестия родителей влияет на детей). Поэтому взрослые, желающие воспитатель добродетель воздержание у детей, и сами должны проявлять умеренность.
Воздержание непосредственно связанно с физическим и трудовым воспитанием. Труд, по мнению К.Д. Ушинского, есть не только средство, но и цель воспитания: «Высылая человека на труд, Творец сделал труд необходимым условием физического, нравственного и умственного развития, и самое счастье человека поставил в неизбежную зависимость от личного труда»[9].
Есть некоторые домашние работы, приуроченные к посту: убрать квартиру или собственную комнату, привести в порядок хозяйство – в чистом доме спокойно и уютно, наглядно чувствуется приближение праздника. В каждой семье найдутся добрые дела – кого-то навестить, оказать помощь, кому-то написать, нарисовать поздравительные открытки.
Софья Сергеевна Куломзина (1903–2000), православный педагог русского зарубежья, предлагает следующую примерную схему понятного детям богословия поста:
1. Главное в жизни – это любить Бога и ближних.
2. Любить не всегда легко. Часто это требует усилий и труда. Для того чтобы любить, надо быть сильным. Важно стать хозяином самого себя. Часто мы хотим быть хорошими, а делаем плохое, хотим удержаться от злого, но не можем. Сил не хватает.
3. Как можно развивать свои силы? Надо упражняться, как это делают спортсмены и атлеты. Церковь учит нас поститься, тренировать свои силы. Церковь учит нас время от времени отказываться от чего-нибудь, что нравится: вкусной еды или каких-нибудь удовольствий. Это и называется постом»[10].
С.С. Куломзина пишет о том, что, приучая детей поститься, родителям важно помнить два важных правила: «1) чтобы способствовать детской духовной жизни, пост должен быть добровольным сознательным усилием ребенка; 2) приучать поститься надо постепенно, начиная от того уровня духовного развития, на котором ребенок находится»[11].
Чтение Евангелия детьми издревле считалось частью поста. Детское мышление – художественное, эмоционально насыщенное. Чем ярче в представлении ребенка, молодого человека Евангельские картины, тем глубже он осмысливает события Священной истории.
Детей желательно вовлекать в происходящее в церкви, не только объясняя его смысл, но и оставляя простор для действий.
«Необходимо использовать любую возможность, чтобы дети могли участвовать в службе, – пишет Куломзина, – пусть они поют в хоре, прислуживают в алтаре, читают в храме. Можно разрешить им убирать и украшать храм. Девочек можно научить печь просфоры. Некоторые священники <…> совершают богослужения, во время которых поют и читают исключительно дети. Старшие девочки пекут просфоры, проскомидия совершается в центре храма, чтобы дети могли собраться вокруг и наблюдать за происходящим, они сами читают имена тех, кого хотят помянуть. Все дети причащаются»[12].
Как быть с подростками, многие из которых в период своего взросления, падения прежних авторитетов, отказываются ходить в храм?
Духовники советуют усилить родительскую молитву: то, что хотели бы сказать детям – говорить Богу, Матери Божией и святым.
«И как бывает опасно, а порой даже гибельно для религиозной жизни подростка, – пишет протоиерей Василий Зеньковский, – когда в период сложной душевной работы, период тревожных исканий мятущейся души, родители или школа думают не о том, чтобы войти в эту внутреннюю драму души, а заставляют идти в церковь! Ничего, кроме лицемерия, враждебности к религиозной жизни, не дают такие меры… Психология раскаяния такова, что оно является действительно внутренним событием, целительным и творчески выпрямляющим лишь тогда, когда оно свободно; всякое принуждение только отгоняет его».
Говоря о добродетели воздержания, святые отцы придают большое значение закаливанию тела ребенка, полагая, что через это идет формирование душевных и духовных качеств — кротости, терпения, смирения.
«Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего, — пишет святитель Феофан Затворник. — Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте. Душа в таком человеке является полною владычицею тела, не отсрочивает, не изменяет, не оставляет дел, боясь неприятностей телесных; напротив, с некоторым желанием обращается к тому, чем может озлобляться тело. А это очень важно. Главное зло в отношении к телу — теплолюбие и жаление тела.
…Истинно любящие детей родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского сердца, чтобы доставить сие благо детям»[13].
— добрый пример родителей, соблюдение постов всей семьей;
— размеренная жизнь ребенка в семье, режим дня, простая пища по расписанию;
— труд и спорт, закаливание, отсутствие изнеженности, многих развлечений;
— нравственное окружение ребенка (его воспитатели и друзья);
— изучение примеров добродетельной жизни в русской и мировой культуре (Евангелие, жития святых, художественная и историческая литература, сказки, притчи, песни и т.д.), а также в реальной жизни (личное знакомство с подвижниками веры);
— атмосфера умеренной дисциплины, уважения и любви в семье
11.10.2024