Великий пост весь устремлен к Пасхе. Сораспинаемся, чтобы совоскреснуть. «Очищаем чувствия», как поется в пасхальном каноне, чтобы освятить их ликованием торжества. Не обозревая всей протяженности, а главное цели великопостного пути, можно и споткнуться об уныние. Господь же, напротив, нас призывает к радости и обещает награду (Мф. 6:16-18).
В этом году Святая Четыредесятница начинается 18 марта.
В эти первые четыре дня поста вечером в храмах (обычно в 17:00, в отдельных храмах или чаще обителях – в 18:00) читается Великий покаянный Канон святого Андрея Критского. Душа вспоминает о главном делании – покаянии. Перед мысленным взором молящихся проносится вся история падшего и искупленного Жертвой Христовой человечества. Чтобы лучше понимать смысл читаемого, обычно следят за службой по книжечке, которую можно приобрести в церковной лавке и брать в последующие дни чтения Канона с собой. Желательно также заранее дома прочитать толкование на Канон.
Во время Великого поста в храмах около 500 раз звучит молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко [Ты] благословен еси во веки веков. Аминь». Хорошо тому, кому доведется преклонять Великим постом колени с этой молитвой в храме почаще, а нет – эту меру можно восполнить дома.
Великомученик Феодор Тирон
В конце утреннего богослужения в пятницу совершается молебный канон великомученику Феодору Тирону (память святого 23 марта, в субботу), за которым освящается коливо – это особое кушанье из отваренных зерен пшеницы с, медом и орехами. В IV веке, чтобы заставить христиан есть в пост оскверненную пищу, император Юлиан Отступник приказал окропить все продукты на рынках Константинополя жертвенной кровью животных. В ту же ночь епископу города явился во сне святой Феодор Тирон и предложил христианам вкушать за трапезой коливо. Вспоминая это событие и вкушая освященное коливо с верой и молитвой, укрепляемся в уповании на Бога, дающего силы на соблюдение поста и уберегающего Своих чад от всякой скверны.
22 марта, а в этом году 23 марта – Праздник сорока Севастийских мучеников. Учимся у них стойкости в исповедании Христа. «Люта зима, но сладок рай!» – если они претерпели стужу озера, чего не претерпим мы в своих великопостных трудах?
В подкрепление к этому дню накануне пекут жаворонков.
Первая Неделя (воскресенье) Великого поста – Торжество Православия.
Икона Торжество Православия
Святая Церковь празднует победу Православия над иконоборцами и над всеми ересями. Испытываем свою веру, читаем Священное Писание и святых отцов.
Священномученик Фаддей, епископ Тверской, наставляет нас после первой седмицы Великого поста: «Человеку так свойственно начать какое-либо дело, труд, подвиг с воодушевлением, усердием, но потом ослабеть, забыть, бросить начатое. Так бывает постоянно и с подвигом поста. Человек на краткое время умилится, осудит свои прежние дела, вступит на путь жизни, указываемый совестью, Евангелием Христовым; он становится внимательнее к каждому предостережению совести и сравнительно легко на первых порах отбрасывает от себя прежние соблазны. Однако это бывает обыкновенно так недолго... Зная это, святая Церковь как бы нарочито после первой седмицы Великого поста, когда она вводила чад своих в особенно усиленный подвиг поста, напоминает словами нынешнего апостольского чтения о том, как легко может ослабеть внимание, а затем и вся душа подвергнуться расслаблению: Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2:1)».
Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершается поминовение всех от века усопших православных христиан.
Великим постом особо переживается единство Церкви, торжествующей на Небесах и воинствующей здесь, на земле. У угодников Божиих, особенно тех, чью память предусмотрительно празднуем в дни Великого поста, испрашиваем помощи и молитв. И сами неопустительно молимся об усопших родных и близких: заказываем за них требы в храме, подаем милостыню в их воспоминание, творим добрые дела.
Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, исихаста.
Его словами Святая Церковь преподносит нам учение о Фаворском Свете, озаряющем сердца в опыте подлинного великопостного покаяния.
Вот что святитель Григорий Палама говорит о Великом посте: «Возлюбив тесный и узкий путь, ведущий в вечную жизнь, которого началом и первым поприщем является пост, пройдём с усердием сию четыредесятницу постных дней. Сытость презренными яствами препятствует чувству очистительной скорби и печали о Бозе и сердечному сокрушению, которое претворяет несклонное к покаянию раскаяние в покаяние спасительное. Ибо без наличия сокрушенного сердца нельзя достигнуть истинного покаяния. Сокрушает же сердце и заставляет скорбеть о своих грехах ограничение в пище и в сне и удержание чувств. Пост и воздержание это – двойное кольцо стен, и живущий за ними наслаждается большим покоем».
Поминовение усопших.
Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная.
Поклоняемся Живоносному Кресту Христову. В конце Всенощного бдения торжественно совершается вынос Креста из алтаря и всеобщее поклонение ему. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» – поем все поклоняющиеся, ободрясь чаемой встречей Пасхи, продолжаем свой великопостный путь.
Крест Христов на Крестопоклонной
Андрей Рублёв. Благовещение
Благовещение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый праздник.
Архангел Гавриил возвещает Пресвятой Деве Марии, что Ей суждено родить Спасителя мира (см. Лк. 1:26-38). Накануне, на Всенощном бдении читается необычный канон, который написан в форме разговора Архангела Гавриила с Пресвятой Богородицей – мы точно соприсутствуем началу нашего спасения.
В понедельник, среду и пятницу этой седмицы на утренних богослужениях поклоняемся Кресту, который все это время пребывает на середине храма. В пятницу после утренней службы его торжественно заносят обратно в алтарь.
Поминовение усопших.
Четвертая Неделя Великого поста – память преподобного Иоанна Лествичника.
Перечитываем, а кто еще не читал, знакомимся с великим творением синайского аскета преподобного Иоанна «Лествицей».
Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».
Четверток Великого канона. Стояние Марии Египетской.
В этот день на утрене (которая чаще служится накануне вечером – 29 марта) прочитывают весь Великий покаянный канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
Святой Иустин (Попович) ободряет нас в неделю Марии Египетской: «Пост! Вот путь победы над дьяволом, над любым бесом. Пример этой победы нам явила святая Мария Египетская. Какая же святая сила – пост! Ведь пост – это не что иное, как распинание тела, распинание всего своего существа. Если есть крест, победа настанет. Тело бывшей александрийской блудницы Марии грех поставил на службу к дьяволу. Но когда она обняла крест Христов, когда взяла в свои руки это оружие, она одолела дьявола. Пост – это воскресение души из мертвых. Пост и молитва открывают человеку глаза, помогая разглядеть и понять самого себя. И человек видит, что всякий грех в его душе – это ее могила, ее смерть, и осознает, что его грехи делают не что иное, как обращают в прах все, что есть в его душе, – ее мысли, чувства и настроения, превращая ее в сплошное кладбище. И тогда из души вырывается отчаянный вопль: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Такова должна быть наша мольба на этой неделе: «Господи, пока я совершенно не сгинул, спаси меня». Святая Великая Четыредесятница – это поле битвы, на котором мы, христиане, с помощью поста и молитвы побеждаем дьявола, все свои прегрешения и страсти, даруя своей душе бессмертие и вечную жизнь».
Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы.
Похвала Пресвятой Богородицы. Дионисий, фрески Ферапонтова монастыря
На утрене (утром в этот день или вечером накануне) поют Акафист Пресвятой Богородице – самый древний и, по признанию многих, самый красивый.
Пятая Неделя Великого поста – память преподобной Марии Египетской.
Нам снова показуется пример безповоротного и увенчанного милосердием и человеколюбием Божиим покаяния.
Лазарева суббота.
Днесь Господь воскресил праведного Лазаря четверодневного (см. Ин. 11:1-45).
Лазаревой субботой заканчивается Святая Четыредесятница. Мы вспоминаем великие и страшные евангельские события – спасительные Страдания, путь на Голгофу, Распятия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Вход Господень во Иерусалим. Вербное воскресенье. Великий двунадесятый праздник.
Вспоминаем торжественный вход Господа в Иерусалим (см. Мф. 21:1-9, Ин. 12:12-15), встречаем Его веточками распустившейся вербы, которые потом весь год храним дома как святыню.
Последняя и самая строгая седмица поста. Вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания и смерть за нас на Кресте.
В первые дни Страстной седмицы очищаем душу в таинстве Исповеди и готовимся ко Святому Причастию в Великий Четверток.
Великий Понедельник.
Вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу (см. Мк. 11:13-14), что символизирует уничтожения греха, совершенного нашими прародителями.
Великий Вторник.
В Евангельском чтении этого дня Господь говорит о Страшном Суде (см. Мф. 24:36-51).
Великая Среда.
Это день предательства Иудой Господа Иисуса Христа. «Неблагодарный ученик... благодать отлагает и смрадом одевается», – поется в церковных песнопениях. Блудница же, омывшая ноги Спасителя покаянными слезами, «целомудренна явися» (см. Мф. 26:6-16).
После литургии прекращаются земные поклоны – кроме поклонов у Святой Плащаницы.
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.
Вспоминаем установление Господом Таинства Святого Причащения (см. Лк. 22:1-20, Мф. 26:26-29, Мк. 14:22-25). Все христиане стараются в этот день приступить ко Святым Таинам. «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» – поется ныне вместо Херувимской песни. Все точно переносятся в Сионскую горницу, где Спаситель открывает Своим апостолам последние тайны Царствия Божия перед тем, как пойти на Страдания. Преломив хлеб, преподает Свое Тело, и подав Чашу вина, – Свою Кровь.
В этот же день вспоминаем взятие Христа под стражу и начало Его пути на Голгофу. На вечернем богослужении читаются двенадцать Страстных Евангелий, повествующие об аресте Спасителя, суде над Ним и Его Распятии (см. Ин. 13:31-18:1; Ин. 18:1-28; Мф. 26:57-75; Ин. 18:28-40, 19:1-16; Мф. 27:3-32; Мк. 15:16-32; Мф. 27:34-54; Лк. 23:32-49; Ин. 19:25-37; Мк. 15:43-47; Ин. 19:38-42; Мф. 27:62-66). Единственный раз в году все эти Евангелия читаются вместе.
В храме верующие во время чтения Евангелий держат возженные свечи в знамение духовного бодрствования, а после окончания богослужения несут горящие свечи домой.
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Поклоняемся Святой Плащанице – изображению Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе, испрашиваем у Него прощения за наши грехи, ради искупления которых Он принял Страдания и Смерть.
В этот скорбный день литургии нет, утром совершается Последование часов Великого Пятка, а во второй половине дня – вынос Святой Плащаницы и пение «Плача Пресвятой Богородицы». Вместе с благообразным Иосифом и Никодимом созерцаем снятие со Креста нашего Господа и положение Его всесвятого Тела во гроб (см. Мф. 27:57-60, Лк. 23:50-53, Ин. 18:38-42).
Великая Суббота.
Вспоминаем погребение Спасителя и пребывание Его во гробе телом, во аде душою и на Небесах Божеством. Совершается утреня, в конце которой Святая Плащаница обносится вокруг храма крестным ходом, с пением погребального «Святый Боже…». Это величественное шествие символизирует погребение Спасителя – и все верные, подобно не убоявшимся женам-мироносицам, следуют за Ним (см. Лк. 23:55-56, Мф. 27:55-56, 61).
На богослужении читаются древние пророчества о грядущем Воскресении. Перед чтением Евангелия священнослужители переоблачаются в светлые ризы.
«Да молчит всякая плоть человеча…» – поют на литургии вместо Херувимской песни, и все точно замирают, но близится час и неминуема для всех очистивших душу постом радость: «Христос Воскресе!»
Светлое Христово Воскресение.
27.04.2024