Как не унывать в великопостной брани?

Святитель Макарий (Невский).png
Святитель Макарий (Невский)

Великий пост, известно, время искушений. Что им противопоставить? Наставления находим в письмах к духовной дочери святителя Макария (Невского)

Броня христиан

Сегодня читалось в Апостоле: облекитесь в броню (кольчугу) праведности. Толковники изъясняют это место так, что христианин должен исполнять все дела праведности: пост, молитву, терпение, смирение, послушание и пр. Эти дела то же, что кольца у кольчуги, они предохраняют от стрел вражьих. Если бы какого-либо колечка недоставало в этой кольчуге, то враг как раз и будет направлять свои стрелы в это незакрытое место. 

Когда являются неприятности, сплетни и прочее, и это претерпевается, то лучше думать: «Это по грехам моим или для пользы моей по воле Божией. Потерплю ради Господа, чтобы Он помянул меня во смирении моем».

Но думать, что не стоит на это обращать внимания, что нужно быть выше всего этого, выше этих сплетен, сие помышление мирское, не христианское, в нем горделивость, а не христианское смирение; презрение, а не терпение Бога ради. 

Старцы говорят: «Ошибку исправят люди, немощь души уврачует отец духовный, а гордость может исправить только Бог, сокрушая рог гордыни».

Как быть с обидчиками? 

Относительно NN от мрачных мыслей воздерживайся, дочь моя. Отцы советуют в таких случаях стараться не видеть злое, а смотреть больше на то немногое доброе, которое на нем есть.

А если брат причиняет своим языком скорбь, то на сие смотреть как на попущение Божие для нашего усовершенствования. Когда приобретем незлобие, тогда никакой язык не огорчит нас; злословие не пристанет к нам, по пословице, как горох к стене. Напомню известное: многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие. Всех причиняющих скорбь не удалишь и не предусмотришь; всех причин скорби также не избежишь. 

Нужно настроить себя так, чтобы быть, по возможности, нечувствительными к скорбям или, по крайней мере, переносить терпеливо, ожидая за них воздаяния от Господа.

Спасайся о Господе.

Значение ваше еще более возвысится, когда вы победите зло добром. Припомнился мне святитель Иннокентий: он очень много терпел оскорблений от своих пасомых, много от недостатков их, много скуки от одиночества; и вот Господь теперь утешил его прославлением: там, где оскорбляли его, теперь благоговейно чтут его. Молю Господа, да пошлет тебе после скорби утешение. Во всем буди Твоя воля, Господи. Будем говорить со святителем Димитрием: аще огорчаеши мя, Господи, буди благословен; аще врачуеши мя, буди благословен. Ты всегда прав в словах Своих, и победиши внегда судити имаши.

На кого враг особо вооружается?

Нет, не в тебе причина того, что на вас идут беда за бедой, нужда за нуждой, но допущено пакостнику делать вам пакости, да прославится через вас сила Божия, как она и проявляется, да и вы это видите сами. 

Святитель Макарий (Невский).jpeg

Как видно, врагу очень не нравятся ваши Причащения Святых Таин частые. Никто другой, как он, смущает тебя помыслами, что ты недостойно причащаешься Святых Таин и за это терпишь разные скорби. Не верь ему – лжецу.

После причащения хорошо уединяться на полчасика или более, чтобы отдать эти минуты Божественному Посетителю душ наших.

Иногда у причащающихся на душе чувствуется особенно легко; они со всеми в душе примирятся, а потом опять и опять жалоба на свои немощи, чуть не до отчаяния.

Совет отцов для таких переживаний следующий. Если враг подымает тебя в рай, как Богу угодившего, то ты устремляй взоры на свои немощи и стремись ко аду; а когда тебе представляется множество грехов и тянет в ад, то ты помышляй о рае и крепко держись за милосердие Божие.

Сравнивая твое прежнее состояние с настоящим, нахожу, что ныне, кажется, враг нападал сильнее, чем прежде. Мрак помыслов ныне сильнее сгущался, чем прежде. Но, слава Богу, все прошло, за сугубую скорбь дано и сугубое утешение. Прежде было у тебя много «почему», а теперь редко бывает: вижу в этом преуспеяние. 

Как поститься? 

О чувстве голода во время поста. Для чего такой пост? Постишься и ничего не можешь делать, кому это полезно?

Прежде всего нужно смотреть на этот голод как на самобичевание за грехи свои, чтобы получить помилование на суде Божием. Потом, разве не признаешь, что пост смиряет плоть: вместо разных неподобающих помыслов являются помыслы только о хлебе. Притом тягота от поста происходит от непривычки к посту; а когда тело попривыкнет, то пост легче переносится. Ведь почему-то постились некоторые по неделе и даже по сорока дней и не переставали исполнять свое дело. 

Постись из послушания Богу, а не человеку. Бог заповедал пост; а отцы называют пост и молитву крыльями, несущими к Богу. 

Цена дела познается из сравнения. Представь, что было бы, если бы вместо однодневного неядения человек стал бы вкушать ежедневно три раза, притом и жареные и вкусно приготовленные блюда? Что было бы тогда с его помыслами, с его молитвой, с его внутренним настроением?

Вини во всём себя и спасешься

Вини во всем себя.jpg

Если мы вместо внимания к среде, чтобы найти в ней все доброе, вместо борьбы с находящим на нас, борьбы чрез терпение, будем разливаться в жалобах на своих близких, на свое село, своих родных, свою семью, свое положение, это будет бесполезной и бесцельной тратой жизненных сил. 

Лучше скажем себе: Бог поставил меня именно в эту обстановку, среди этих лиц и этих обязанностей. Стало быть, это и есть именно то место, в котором Он желает меня видеть делающей то дело, которое я способна выполнить.

Смущаешься недостатком чувств умиления при исповеди.

Самое смущение это да вменит Господь в истинное покаяние. В разрешительной силе священника не нужно сомневаться, каков бы он ни был, лишь бы не состоял под запрещением. 

Истинная исповедь состоит не столько в чувстве умиления, сколько в твердой решимости избегать греха, бороться с ним.

Доктор мой рассказал об одном юноше, готовящемся к сдаче экзамена, способном, но страдающем психически крайнею неуверенностью в себе, несмотря на разуверения профессора о его способности. Дошло до того, что он стал постоянно говорить: «Все пропало, я никогда не приготовлюсь к экзамену!» Эта неуверенность привела к умопомешательству. Выслушавши этот рассказ, я вспомнил часто жалующуюся, что она ни крошки не смыслит в том деле, какое ей поручено.

Боюсь, не перешло бы это недоверие к себе в постоянную болезнь души и не послужило бы причиной расстройства ее здоровья телесного.

У Бога всё учтено и уравновешено 

Понятна твоя горесть. В утешение я сказал бы, что чаша горести подается той же рукой, которой подавалась чаша спасения и чаша радости; та и другая исходит от любящего сердца. Всегда Бдящему над тобой угодно было и в настоящий раз растворить ожидавшееся утешение небольшою горестью, чтобы соделать сладостнейшим утешение.

Прекрасные розы всегда бывают с шипами, всякая радость со скорбию. Кая житейская сладость бывает печали непричастна?

Скорбишь о том, что не умеешь и не знаешь, и говоришь, что эта скорбь не от Господа; правда, не от Господа, но зато ради Господа, потому заслуживает воздаяния.

Помни, что скорбь чрезмерная опасна, убийственна. Скорбь же небольшая бывает спасительна. 

Помни только в дни печали твоей, что Господь определил тебя не на погибель, а на спасение. Скорби бывают пред радостию. 

Да пошлет Господь эту радость.

И радость, и горе будем отдавать Господу. Буди благословен Господь огорчающий, но сугубо обвеселяющий работающих Ему.

О вверении себя Промыслу Божию

Вера в Бога состоит в том, что если кто предает себя Богу, то уже не имеет своей воли над собой, но подчиняет себя Его владычеству до последнего издыхания, а потому, что бывает с ним, принимает от Бога с благодарением. Это и значит: «О всем благодарите» (1 Сол. 5: 18). Ибо когда человек уклонится от того, что посылается ему от Бога (всякая скорбь, клевета, поношение, лишение и прочее), то преслушает Бога, желая исполнить волю свою. Итак, отвергни ту печаль, которая соделывает смерть.

Буди во всем воля Божия. Мы не знаем, что для нас полезнее, а Он все знает, заботится и устраивает как лучше. Любящим Бога все поспешествует во благое.

Ты плачешь, но не радуешься, унываешь!

Что-то будет дальше? Но ты научилась предаваться в волю Божию, бывала и на Фаворе. Научилась при помощи Божией уразумевать козни диавола, познавать стала и Иисуса Сладчайшего, но уже не холодного и праведного, а доброго, милостивого, снисходительного, тихо сдувающего пыль с грешной, но ищущей Его души.

Храни мир и сей добро

Храни мир.jpg

Умоляю тебя, дочь моя, никогда не ропщи, не говори: зачем мне дали это трудное дело? Знай твердо, что сила Божия и в немощах совершается. Ропот оскорбляет любовь Божию. От тебя потребуется только то, что ты в силах сделать; а что не по твоим силам, за то ни люди, ни Бог с тебя не взыщут. Не забудь этого.

Не давай места смущениям, разным сомнениям: будь проста душой, храни мир, не будь сумрачна. Вполне предайся Божию водительству. Пора бы уже научиться доверяться Пекущемуся о сем Промыслу и Помогающей вам Небесной Попечительнице.

Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, не унывай. Сей добро, сей на доброй почве, сей на камнях, сей везде: где-нибудь да взойдет. А если взойдет, то все-таки сеющий не останется без награды за труд.

Сейчас прочитавши дневной Апостол, выписываю тебе из него стих и желаю, чтобы ты, прочитавши его, ободрилась примером коринфян и советом апостольским: терпение македонских христиан среди скорбей апостол называет благодатью Божией и говорил о них с похвалой коринфским христианам; они, македоняне, среди великого испытания скорбями преизбыточествуют радостию. Итак, и среди великих скорбей можно и должно радоваться. 

Радость – жизнь души, скорбь – смерть ее; печаль многих убила. Итак, не скорби, не крушись. Молись, терпи, молись – и получишь помощь, все просветлеет, все прояснеет, и люди будут казаться другими.

Как успокоиться в скорбях?

У тебя теперь новые скорби: сначала тебе скучно было о родных, а теперь сердце болит о сестрах. Но теперь, кажется, ты покрепче стала, больше самопредания воле Божией. Во всех нуждах советую особенно прибегать к Матери Божией: Она очень добра, нежна, скоропослушлива.

В заключение привожу слово аввы Варсонофия (ответ 47): 

«Если желаешь избавиться от скорбей и не тяготиться ими, ожидай больших и успокоишься». 

Мужайся, крепись, молись.

С нами Бог! Тот, Кто за нас, сильнее тех, кто против нас. «Увижу вас, – говорит Господь, – и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отымет».




Другие статьи по теме

Здорово живешь Рецепт постных пирожков-жаворонков, или Вкусное утешение на Великий пост
Альбина Васильевна Блинова
Вера Кто-то всё еще спрашивает для чего поститься? Отвечают святые отцы и подвижники
Лествица добродетелей Пост детей и юношества. Что советуют педагоги?
Каменева Ольга
Вера Великий пост – время сражений за Отчизну Небесную
Вера «Душе моя, восстани, что спиши?» Великий покаянный канон Андрея Критского
Живое наследие «Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы в ней глубокий мир, и жизнь не была бы столь плачевна». Архимандрит Кирилл
Главное Лествица Великого поста. По пути к Пасхе Христовой
Личный опыт Навсегда на его орбите. Благословение отца Иоанна (Крестьянкина), определившее жизнь
Дарья Морозова
Вера А ты можешь стать апостолом?
Гуревич Валентин, иеросхимонах
Живое наследие Проясняем ум и сподвигаем волю ко благу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский об искусстве поста