Как в деревьях весной во образ всеобщего Воскресения начинают движение соки, так и пост призван пробуждать задремавшие души. «Душа моя, восстани, что спиши? – теребят отягощенную потребительской суетой или похмельем века призывницу великопостные песнопения, – Конец приближается...» И благо, если он будет победный. Каков арсенал великопостных средств дан христианину?
Подвижники говорят, как воин обязан постоянно упражняться, чтобы довести владение оружием до совершенства, пусть это умение и пригодиться ему всего для одной решающей атаки. Также и христианин должен быть упорным в овладении искусством ведения невидимой брани, пусть это мастерство и пригодиться ему только для одной атаки – в момент смерти. Тогда самое время – раскидать поднебесных мытарей.
«Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12). А откуда взяться силам, если не тренироваться? Великий пост и дан, чтобы привести себя в «форму», дабы «угодить военачальнику» (2 Тим. 2:4) – Христу. Кстати, святитель Феофан Затворник говорил, что любовь – это форменная одежда христиан. Если генерал не в форме, кто же поймет, что это генерал?
«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – это и есть, по слову преподобного Серафима Саровского, подлинные генералы и генералиссимусы войска христианского, ведущие тысячи душ в бой на приступ Неба. Особенно брань обостряется Великим постом. Сказано: те, от чьего засилья мы призваны избавиться, изгоняются только постом и молитвой (Мф. 17:21).
Вся красота великопостных служб открывается тому, кто бывает в пост в храме не только по воскресеньям. Иначе разницу можно и не почувствовать.
Сейчас во многих храмах Москвы возвращаются к древней традиции служить Литургию Преждеосвященных даров вечером в 17.00 или в 18.00. Целый день – предвкушение встречи. Бодрствующее сознание в отличие от привычно спящего ночью накануне утренней Литургии собеседует с душой: когда же?!
Великий пост – самое время ощутить радость сражений. Причастившись попытаться как можно дольше оберегать мир в душе. Будем усиленно изучать Евангелие, кому под силу – можно прочитать и всю Библию: от Бытия до Апокалипсиса.
Для этого еще в начале поста желательно разделить количество страниц на число великопостных дней, получив тем самым число страниц, которые надо прочитывать за день. Как правило, это около 30 страниц.
Слово Божие – меч обоюдоострый, даже острее, как сказано у апостола (Евр. 4:12), такого меча. Именно словами Священного Писания Господь в пустыне отражал подступы сатаны (Мф. 4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13). Но христианам теперь как оружие дано и имя Христово.
«Именем Господним бей ратников. Нет сильнее оружия ни на земле, ни на небе», – говорит об Иисусовой молитве тот, чью память мы отмечаем Великим постом – преподобный Иоанн Лествичник.
Эта краткая молитовка, всего в восемь слов – Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! – была некогда излюбленным деланием всего русского народа. Отнюдь не только монахов. Монахи были скорее офицерским составом, преподобные – генералами. Но все христиане составляли и составляют войско о Христе.
Вспоминается, как преподобный Варсонофий Оптинский, в миру также будучи военным, в 46 лет переступал порог Оптиной пустыни... В спину ему раздался крик о том, что только что ему дали звание генерала (это было правдой). Но он уже «встал в победные ряды великой рати воинства Христова» и не стал озираться вспять (Лк. 9:57). Потом уже, став старцем, «таскающим души из ада» (что было предречено ему еще в детстве) об Иисусовой молитве напишет:
Не оставляй божественной молитвы!
Пребуди в подвиге до смерти, до конца:
Победа ждет тебя, духовного борца.
...И ты увидишь полный изумленья,
Иной страны сияющую даль
– страны живых, страны обетованья,
желаний твоих край.
Сопричастность этой Небесной Отчизне надо ощутить уже здесь, на земле, – завоевать себе сладость Рая. Как? Отвечают пастыри.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич). Великопостная поминальная служба в Донском монастыре
Иеросхимонах Валентин (Гуревич):
– Внутренняя работа над своей душой труднее всего на свете. Это знали еще некоторые древние, дохристианские мудрецы. Так, согласно Соломону, «сдерживающий гнев больше берущего приступом город». Лао-цзы утверждал: «побеждающий людей силен, побеждающий себя могущественен». Будда говорил: «если некто на поле брани 1000 раз победит 1000 людей, а другой победит себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве».
А мы, христиане, знаем, что без Бога мы и не можем победить себя. Не в состоянии порвать путы пленивших нас привычек и зависимостей от различных укоренившихся страстей, подогреваемых порочным окружающим нас миром и невидимым искусным врагом, – древним змием, который намного умнее и сильнее нас, если мы остаемся наедине с ним и миром, без помощи всемогущего Бога.
В этой брани с самим собой, миром и дьяволом мы имеем помощниками Самого Бога – Творца всей Вселенной («помощь моя от Господа, сотворшаго Небо и землю» (Пс.120:2)), Пресвятую Богородицу, святых.
Эта наша война – самый трудный из всех видов человеческой деятельности. Труднее даже войны в прямом смысле этого слова. На обычной войне ты можешь один раз накрыть своим телом амбразуру, и ты уже герой на все времена. А в брани духовной не бывает единократных и навсегда одержанных побед. Здесь мы должны быть бдительны постоянно, до гробовой доски. «Бодрствуйте и молитесь, – сказал Господь Своим ученикам, – чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). Сатана подстерегает последователей Христа каждый момент, действует посредством смертного сего тела.
За этот небольшой отпущенный нам период существования на земле мы должны успеть вернуться к Богу, в Богоустановленном таинстве Причащения стать Ему сокровниками и сотелесниками, а значит перейти из тления в вечность.
Причастие на Литургии преждеосвященных даров. Такая Литургия служится Великим постом в среду и пятницу утром или вечером
Вот это – главная победа в нашей битве. И укрепить, и приумножить это духовное стяжание, как называл его преподобный Серафим Саровский, можно в непрестанной молитве, то есть непрерываемом Богообщении, заповеданном всем, кто желает спастись. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16-18).
И Великий пост – наиболее благоприятное время для упражнения в этой невидимой брани, которую называют наукой из наук и искусством из искусств.
Спасение души – самая трудная профессия, труднее всех дел на земле. Люди учатся чему угодно: наукам, искусствам, различным технологиям, ремеслам – а в отношении самой главной и труднейшей профессии спасения души говорят: «мы сами с усами, у нас Бог в душе, нам Церковь не нужна!»
Церковь – хранительница предания, всего многовекового опыта святых, методик борьбы с сатаной.
Святые отцы писали целые трактаты! Церковь – высочайшее из всех существующих на земле высших учебных заведений. Здесь есть своя профессура, академики, мастера, военачальники во плоти и даже бесплотные Архистратиги. А главное – присутствует Благодать Духа Святаго, без которой все человеческие старания и усилия тщетны.
Человек, последовавший за Христом и успешно завершивший вместе с земной жизнью свое христианское образование, так сказать, выпускник этого высочайшего учебного заведения, будет наделен всемогуществом Царя царей и Господина господ. В Апокалипсисе сказано: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
Согласно Апостолу, христианин в этом случае, как дитя Отца Небесного, становится, следовательно, и Его наследником, сонаследником Сына Божия, вместе с Которым он входит во владение всем Небесным наследием, приобщается ко всему несказанному богатству, коим обладает Небесный Отец…
Протоиерей Олег Стеняев:
– Нашей главной победой должно стать Воскресение. Но здесь на земле спасение доступно только для души. Душа здесь спасается от духовной смерти, что в Православии называется Первым Воскресением. Обратимся к Евангелию. Что там говорится про пост? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18).
Значит первая победа в деле пощения – преодолеть лицемерие, поститься перед Богом. А тогда и уныния не будет. Нельзя во время поста быть мрачным и неприветливым.
В старину православные служили во время поста не в черных ризах, а в светлых, это южнорусское, малоросское духовенство натащило к нам всякие латинские мрачные обычаи и угрюмые театрализованные обряды. Господь не хочет, чтобы во время поста мы погружались в фанатический мрак. Пост – это весна души! – как учили древние. Время покаяния, оно же и время радости. Радости о спасающем нас Господе. Но теперь, на все дни поста, эта радость будет тихою и благостною, по-русски задумчивой и спокойной. О том, что пост может быть радостным событием, знали даже древние ветхозаветные пророки. Так, например, Господь Бог учил чрез пророка Захарию: «так говорит Господь Саваоф: пост… соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19).
Воздержание в пище – это только одно из условий поста. Основная же цель поста – покаяние. Мы знаем, если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы.
А именно во время поста некоторые христиане становятся агрессивными и крайне раздраженными. Они превращают свое пощение в повод для разбирательств на кухне. Писание категорично говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:3–6).
Святитель Василий Великий учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением к подвижничеству».
То есть воздержание от пищи – только дополнение, а главное в посте суд и милость: суд над собою – покаяние, и милость по отношению ко всем другим – прощение.
От того Великий пост и начинается с Прощеного воскресенья. А пройдя Четыредесятницу мы призваны стяжать главную победу – воскресение души с Господом нашим Воскресшим Иисусом Христом.
Подготовила Ольга Орлова
19.01.2025