«Душе моя, восстани, что спиши?» Великий покаянный канон Андрея Критского

В первую неделю Великого поста, с 18 марта по 21 марта, в православных храмах за вечерним богослужением частями читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который затем еще раз полностью прочитывается в среду вечером 17 апреля (так называемое Марьино стояние).

Верующие стараются в обязательном порядке посещать чтение канона, который настраивает душу на покаяние и пост.

Кто такой Андрей Критский?

ak-1.jpg

Автор Великого покаянного канона – епископ Андрей Критский. Он был уроженцем Дамаска; в 14 лет, подростком, принял решение стать монахом и пришел в монастырь прп. Саввы Освященного в Палестине. Впоследствии, уже будучи архидиаконом, участвовал в VI Вселенском соборе (680 г.), отстаивал чистоту Православия, а через несколько лет стал епископом Гортины на острове Крит.

Святитель был даровитым духовным писателем, гимнотворцем. Им создано множество богослужебных песнопений, самое знаменитое из которых – Великий покаянный канон.

По общему мнению церковных историков, свт. Андрей не писал именно канон –гимн, предназначенный для великопостного богослужения. Скорее всего, то было его личное покаяние, разговор со своей душой. Однако, уже к VIII-IX в. канон стал читаться в храмах. Первоначально возникла практика его чтения на пятой седмице поста, и лишь позже он был разделен на части для включения в службы седмицы первой.

sh-1.jpg
Протоиерей Александр Шмеман

Протоиерей Александр Шмеман называл канон, очень глубокий, многообразный по содержанию, «постным странствованием» кающейся души. Духовная глубина этого текста оказалась такова, что уже к XIII в. на него появляются комментарии и толкования. Один из первых создан в начале XIII в. прп. Акакием Савваитом, иноком обители, где некогда принял постриг будущий святитель Андрей.

Почему канон преподобного Андрея называется Великим?

Канон – одно из самых объемных богослужебных произведений. Он содержит 250 тропарей, почему и именуется «Великим». Чтение канона целиком занимает более 2 часов.

В начале Великого поста канон делят на четыре части, которые звучат за вечерней службой с понедельника по четверг. В этом случае сам канон длится 30-40 минут, после чего великопостное богослужение продолжается еще чуть менее часа.

Почему христиане так стремятся прийти на канон в первые дни поста?

Канон содержит глубоко покаянные молитвы и песнопения, которые настраивают душу на вхождение в Великий пост; на внутреннюю работу во время наступившей Четыредесятницы, на осознание своих грехов. Ведь очень многое из того, о чем говорится в каноне, описывающем грехопадения мятущейся души человека, почти всякий христианин знает и за собой...

Канон звучит целиком во время богослужения вечера среды пятой седмицы Великого поста, когда Церковь чествует прп. Марию Египетскую, великую подвижницу, бывшую грешницу, которая очистила свою душу многолетним покаянием, подвигами в пустыни. Поэтому за богослужением, посвященным ей, канон читается еще раз – теперь полностью. Кроме него, за этой продолжительной службой, длящейся около трех часов, также прочитывается житие прп. Марии.

va.jpg
Диакон Владимир Василик

Как говорит диакон Владимир Василик, «Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия». Действительно, шаг за шагом его автор возводит молящегося от истории грехопадения Адама до пришествия в мир Спасителя, Которого встречает кающаяся душа.

Понедельник

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию». Этими словами начинается Канон. «Откуду»? От Адама, потерявшего Рай. Именно об этом страшном для человечества событии идет речь в части Канона, которая приходится на первый день поста. Святитель Андрей – и верующие вместе с ним – не винят во всех своих бедах прародителей. Да, Адам пал – а чем ты лучше, человек? Да, сыновья праотца Иакова продали в Египет Иосифа – а разве ты, душа, не продала себя злу добровольно, без принуждения? Перед взором молящегося проходит целый сонм древних праотцев, совершавших грехопадения и каявшихся, великих святых и немощных грешников:

• Моисей, вождь еврейского народа, доверившийся Господу;

• Саул, чудесно обретший царство, но не сохранивший чистой веры в Бога;

• царь Давид, павший в прелюбодеяние, но покаявшийся;

• святые Илия и Елисей, чудотворцы, великие пророки.

В последней, 9 песне, святой Андрей предлагает каждому задуматься: кому подражал ты, человек, во дни жизни – праведным или грешникам? Увы, по большей части ответ очевиден: «от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши».

Но вот уже грядет Господь: «Душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися…».

Да, и они, кого Господь называл лицемерами, обличал, покаявшись, приняты им. А ты?

Вторник

Второй шаг к покаянию. «Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы». Так говорит преподобный Андрей – так чувствуют и молящиеся. Падения человечества «от Адама» вновь переживаются как свои собственные. Перед взором кающегося:

• Каин, первый убийца на земле; а разве тот, кто убивает свою совесть, заставляя ее молчать на все согрешения – не убийца?

• Хам, посмеявшийся над немощью отца – но и всякий осуждающий делает то же с ближним, значит, подобен Хаму?

• Исав, продавший свое старшинство брату за чашку похлебки – так и человек предпочитает «синицу в руках», мирское благополучие «здесь и сейчас» Небесному Царству.

И вот святой Андрей вспоминает израильтян, перешедших через Красное море – и египтян, которые утонули в его водах. Где же место нашей души? С народом ли Божиим? Увы, покрывающие нас волны прегрешений подобны тем, что покрыли не знающих Бога язычников Египта…

Такова наша христианская жизнь, даже если внешне она «исправна» и «благообразна».

Среда

Что же делать? Отчаяться ли от своих грехов, не видя надежды на исправление? Нет. В среду лейтмотив Канона – надежда на Господа, Который один может помочь преодолеть страсти, спастись. И вновь – примеры из Ветхого Завета, но – уже другие. Святой Андрей вспоминает:

• первых потомков Адама, Сифа и Еноха;

• праотца Авраама, доверившего себя Богу и под дубом Мамврийским – встретившего Его;

• Ноя, спасенного Господом от развращенного мира.

Но более всего надежда кающегося – на Самого Христа: «Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами…»

Четверг

Нет, примеры праведности и покаяния – не только из Ветхого Завета, может, даже не столько. Именно в четверг на Каноне впервые звучат песнопения, посвященные прп. Марии Египетской, которая оставила образец покаяния, изменения жизни. Песнописец все еще вспоминает времена Ветхого Завета, но все же больше говорит уже о себе немощном, впадающем во грехи, не могущем самостоятельно преодолеть страсти. И – просит и просит Божия милосердия, помощи в изменении сердца: «Согреших, якоже блудница вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы».

Так, вооружившись надеждой на Христа и сознавая, сколь слаб и беден без Него человек, христианин вступает в поприще Четыредесятницы, чтобы пройти ее с радостью.


ПРИ СОЗДАНИИ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОРТАЛА:

pravslov.ru

ПОЛНОСТЬЮ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ:

https://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-velikij-kanon-svyatogo-andreya-kritskogo-v-chetyrex-literat...