Успенский пост: разговор о добродетели воздержания

Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)

14 августа начался двухнедельный Успенский пост, приуроченный к празднику Успения Пресвятой Богородицы. О том, зачем православным, в том числе школьникам и студентам, нужен пост, мы говорим с архимандритом Серафимом (отцом Валерианом Кречетовым), почетным настоятелем храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области.

11.jpg

Во время Успенского поста, с 14 по 27 августа, не вкушаются мясные, рыбные, молочные продукты, в отдельные дни – подсолнечное масло. На Преображение, 19 августа, на трапезе разрешается рыба. Впрочем, индивидуальную меру поста определяют с духовником, в зависимости от возраста, состояния здоровья и духовной зрелости человека.

Средство укрепления воли

— Отец Валериан, почему должны поститься дети, школьники, студенты? У многих ведь нет тяжких грехов, некоторые вообще не ведают, что такое грех…

— После сотворения людей, то есть в младенчестве человечества, первая заповедь, данная «взрослым детям», была заповедь поста. Все ешь, а от одного дерева не ешь. От одного дерева. Самое легкое воздержание. Представьте себе, если сейчас сказать: во всем мире где-то растет только одно дерево (его еще надо найти!) — от которого нельзя есть, а все остальное — пожалуйста.

— К этому дереву очередь выстроится!

— Это точно. Потому что — запретный плод… Почему не есть? Вы знаете, очень хорошо сказал митрополит Кипрский Неофит о разнице в послушниках русских и греческих. Русскому послушнику говорит старец: «Сыне, прыгай в море». Тот: благослови — и прыгает. А греческому послушнику говорит: «Прыгай в море». А тот: а зачем, а почему? Это, отмечает митрополит, разница в восприятии.

Конечно, ответ-то был дан сразу: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16–17). Если было бы просто сказано: не ешьте, — а сказано: если вкусите, смертью умрете. То есть последствия нарушения заповеди описаны. Но дети же не понимают… У них как раз именно состояние неведения.

Но взрослые-то понимают, и поэтому они должны детям давать понятие, что есть запретный плод в этой жизни. После грехопадения человека этого запретного плода становилось все больше и больше. И как некий символ вреда от вкушения определенных плодов — нынешние аллергии всевозможные: у этого от ягод, у того от апельсинов, у одного от красного, у другого от зеленого. Такие примеры показывают уже физически, что есть вещи, которые дают соответствующие плоды. Это, видимо, имеет смысл именно некоего напоминания о том запретном плоде, который когда-то вкусили наши прародители.

Но суть-то вся в том, что заповедь поста была дана для укрепления воли человеческой. И как послушание.

Для укрепление физической силы нужны упражнения: не станешь развиваться, если не будешь трудиться. У нас понимают: для совершенствования ума нужны умственные занятия. А у воли тоже есть свои упражнения. И самые простые из них, которые человек имеет возможность и даже вынужден проделывать каждый день, связаны с приемом пищи.

Почему по православному уставу постных дней в году больше половины иногда — в зависимости от длины Петровского поста? Почему каждую неделю два дня — обязательно пост? Это — как напоминание о грехопадении первых людей и как возможность каждую неделю немножко потренироваться.

Пост, как говорят святые отцы, — основание всех добродетелей.

Добродетель человек не может приобрести без труда. А для труда нужна сила воли.

Есть чувство, есть разумение, а есть воля. Человек иногда и понимает, а не может себя пересилить. Курение, пьянство — много таких примеров печальных. Поэтому в пост проявляется послушание, укрепляется воля — основные условия на путях спасения. Как отец Сергий Орлов часто говорил: для спасения нужен подвиг, без подвига не спастись. А подвиг без усилия воли не совершается.

Первым людям был дан пост. Кроме того, в Ветхом Завете пост много раз приводится как пример необходимого условия для покаяния и очищения от грехов. Книга пророка Ионы повествует: город Ниневия должен был погибнуть, но жители, включая царя, вельмож, простых людей, три дня постились, ничего не ели, даже скотину не выгоняли на пастбища, ничего не давали ей есть и пить. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

Илья Пророк, перед тем как Господь ему явился, вкусил печеную лепешку и отпил из кувшина воды, после чего шел 40 дней и ночей до горы Божией Хорива (3 Цар. 19:6–8).

Сам Господь, перед тем как выйти на проповедь после Крещения, 40 дней и 40 ночей ничего не ел, потом уже взалкал.

iisus.jpgСпаситель перед тем, как выйти на проповедь, 40 дней и 40 ночей постился, ничего не вкушал. Иван Крамской. Христос в пустыне 

Есть такая брошюра (автор И. Икскуль) «Невероятное для многих, но истинное происшествие», в которой излагается история человека, возвращенного к жизни после смерти. Однажды герою повествования — юноше — бабушка сказала: «Ты здоров, полон сил, у тебя прекрасный аппетит, следовательно, мог бы поститься, обходиться постной пищей». А он ответил: «Ну какая разница? Зачем исполнять бессмысленные установления?» Бабушка возмутилась: «Сам Господь постился, а ты говоришь: это — бессмысленно?!»

Спасителю, конечно, не требовалось очищения, так же как и Крещения. Он ведь не очищался, а Собой освящал пост. И как Господь Собой освятил воды Иордана, а мы через Крещение в воде очищаемся от греха, так же Господь Своим естеством освятил и пост.

Причем поскольку Спаситель постился сразу после Крещения, то и Великий пост следует вскоре после праздника Крещения.

Потому что пост — необходимое условие для духовного совершенствования.

Но поскольку человек начинает приобретать навыки с детства, то чем раньше он с этим соприкоснется, тем легче ему будет в дальнейшем, тем больше он может преуспеть в духовной жизни.

С какого возраста необходимо поститься?

— А с какого возраста, батюшка, начинается пост у детей?

— Мы знаем, что Преподобный Сергий, будучи младенцем, в среду и в пятницу до вечера отказывался вкушать молоко матери. Как сказано в житии, Преподобный «добродетели матери унаследовый». К несчастью, и пороки передаются, но и добродетели наследуются. То, что переживают или как относятся к чему-то родители, прежде всего мать — и во время ношения, и потом, уже после рождения, откладывается на ребенке. Мне рассказывала моя дочь Настя, у которой десять детей: кормя одного из младших грудью, она Рождественским постом перестала есть молочные продукты (у нас некоторые матери по медицинским советам, соображениям, говорят: без мяса-то еще ладно, можно потерпеть, а вот творог, молоко — это уж обязательно).

p31.jpg Дочь протоиерея Валериана Анастасия Яблочкина с детьми

И вот Настин ребенок, после того как она отказалась от молочного, грудь материнскую брал, но от творога и от молока стал отказываться. А ему еще года не было. Он залезал в миску к сестре и брал у нее постную еду, фасоль какую-то.

Когда я в свое время постился, мои дети отказывались пить молоко: «Папа не ест, зачем нас заставляют?» Пример родителей играет очень большую роль. Тем более если постятся оба — и отец и мать. Я вспоминаю своего сына, он сейчас священник, а когда был маленький, лет пяти, ему дали конфетку. Он разворачивает ее, вдруг что-то вспоминает, спрашивает: «А сегодня какой день?» — «Среда». — «День постный?» — «Постный». Он конфетку завернул и отложил.

Хотя есть дети более усердные и менее усердные. Это неисповедимые пути Промысла Божиего.

Я знал человека, родственника митрополита Филарета (Дроздова), которому митрополит дважды являлся наяву, с ним беседовал и просил восстановить могилу своей матери. И этот человек с детства не ел мяса, не пил не только вина, но и никаких крепких напитков — ни чая ни кофе. Это, конечно, особое воздержание. Естественно, он никогда не курил. И митрополит сказал: «Я с самого твоего детства слежу за каждым твоим шагом, ты многим мне обязан, и даже не раз был избавлен от смерти».

— Отец Валериан, существуют высокие примеры, но, если говорить об общем современном правиле, — с какого возраста дети должны поститься?

— Есть некоторые условности, в частности, после семи лет дети исповедуются. До семи лет допускается причащать без исповеди. Но это не значит, что не нужно или тем более нельзя исповедовать до этого возраста. Есть дети, которые очень рано начинают понимать, тяготиться согрешениями, и они даже стоят, ждут, когда им можно будет рассказать о них.

Общепринятый пример — в семь лет начинают учиться. Но есть люди более способные, другие, наоборот, развиваются с запозданием. Есть, как говорят, те, кому не дано, а есть те, кому дано. Это вопрос индивидуальный.

Но склоняться нужно все-таки к воздержанию. Воздержание всегда полезнее.

— Я знаю мальчика, сейчас он уже взрослый, сам — отец двоих детей, которого вы когда-то благословили соблюдать пост с трех лет…

— Я и говорю: внуку моему еще и года не было, а он уже отказался от молочных продуктов, потому что мама перестала есть скоромную пищу…

— Иногда у подростков возникает ревность, как считают некоторые взрослые, — не по разуму: они могут на первой седмице Великого поста голодать — ничего не есть, например в понедельник. Или в Великую Пятницу…

— Ничего в этом особого нет. Вы знаете, это теперь из всего делают проблему. Мы, прошедшие войну, послевоенные годы, подчас тоже ничего не ели — нечего было, и дожили, слава Богу, почти до 80-ти.

p4.jpgЧасто дети, подростки, если чем-то заняты, просто забывают о еде

Иногда детей заставляют есть. Это совсем не обязательно. Да если захочет ребенок — все съест!

Человек настолько сотворен совершенным, что может привыкнуть к различным диетам, так называемым режимам питания.

Все-таки есть условные рефлексы. Безусловные — когда человек действительно голоден, истощается. А у остальных, кто не в таком состоянии, — рефлекс условный. Вот начинают, например, говорить о еде, думать — и возникает желание поесть. А когда человек чем-то занят — забывает про еду. Значит, рефлекс не срабатывает.

Пост и медицина

— Отец Валериан, если человек болен — можно ли как-то прививать ему традицию поста? Например, у девочки — сахарный диабет, и по медицинским показаниям поститься ей нельзя…

— Здесь очень сложно: медицинское показание это — как некий штамп. Хотя на самом деле — совсем не обязательно именно так. Белки, например, есть не только в мясе.

Иногда возмущаются: что ж, одну кашу есть? В свое время, если б нам сказали есть одну кашу, мы бы считали себя на верху блаженства. Потому что есть было нечего. А когда каша — значит, есть что поесть.

Отцу Иоанну Кронштадтскому, когда он заболел, по медицинским показаниям полагалось мясо. Он спросил благословения у мамы. Она сказала: «Умри, но поста не нарушай». Он не нарушил пост — и не умер. Это зависит от веры.

ioann.jpgСвятой праведный Иоанн Кронштадтский как-то получил совет матери: «Умри, но поста не нарушай» 

— Родителей или ребенка?

— И родителей и ребенка, конечно. Но ребенок часто бывает бессилен, потому что его заставляют: тебе прописано, ты должен. Это вопрос непростой, речь идет не только о диабете. Человеческий организм сам знает, что ему нужно. Иногда человеку не хочется, иногда, наоборот, чего-то захотелось. Может, по медицинским показаниям это и не совсем то, что нужно, даже, может быть, совсем не то. Но ему хочется. И иногда организм знает, что лучше. Есть такие примеры: больному нельзя острого, а ему квашеной капусты захотелось, он съел — и у него произошел какой-то перелом в болезни. Не должно быть насилия. Все индивидуально, и над всем — Господь.

— То есть люди, которые болеют, все равно должны как-то поститься?

— Нет, они не должны — они могут поститься.

Ведь нельзя же всех причесывать под одну гребенку! Беда-то вся в том, что у нас используют штампы, а каждый организм индивидуален, неповторим.

И вообще, по-моему, никакая медицина не знает, сколько кому чего нужно. Все эти усредненные таблицы жиров, белков, углеводов — все-таки весьма приблизительны в отношении конкретного человека. В Центральной Африке живут племена тубу, которые вообще не знают животной пищи — только растительную. И у них самая большая продолжительность жизни, наиболее низкая смертность, зубы сохраняются до смерти, выносливость потрясающая. Есть о них статьи. Значит, находят же они все это — белки, углеводы — в растительной пище. Человеческий организм настолько совершенен, что каждый орган имеет десятикратный запас прочности…

— А есть ситуации, когда пост противопоказан? Например, человек постится, а в какой-то момент скисает, унывает…

— Нет, «не противопоказан». Не полезен. Понимаете? В словах нужно быть очень осторожными. «Нельзя», «недопустимо», «обязательно», «противопоказано»… Не полезно. Нецелесообразно. Не совсем то. Как у апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

— Так бывают ситуации, когда пост нецелесообразен?

— Нецелесообразен пост, когда он не приносит пользы, если оборачивается раздражением.

Если, например, заставлять поститься взрослого человека, а он будет рычать на тебя, то какой толк от этого? Я думаю, что дети от взрослых отличаются только возрастом, ну и степенью, формой соответствующего протеста, а суть-то примерно одна и та же.

Иногда, если человеку не поднести выпить, он рвет и мечет. А поднесешь — «о, хорошо!». Печально, конечно; это не значит, что полезно пить, но иногда женщины на всякий случай имеют в заначке, чтобы дать супругу, — тогда он «добреет», как говорится. Ну и потом, знаете, стандартное светское выражение: путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Это, кстати, касается не только мужчин — тут у нас равноправие встречается, кто кого перегонит, еще трудно сказать. И не только через желудок лежит путь к сердцу, иногда через какие-нибудь тряпки, например. Безделушку подарят — она цветет и пахнет. Духами, конечно.

В больном теле — здоровый дух

— Если человек, ребенок начинает раздражаться, протестовать, то пост ему не полезен?

— Видите, в чем дело: ребенок иногда раздражается, когда его заставляют учиться. Значит, ему не полезно ходить в школу? Так не скажешь, пожалуй. Потому что где-то — просто лень. Это уже тонкости воспитания… А суть-то поста именно в том, чтобы, как мы уже говорили, укреплялась воля. Иначе человек — безвольный. Проявляется это в пристрастиях, привязанностях — потом он не сможет от папироски, от бутылки отказаться.

p5.jpg«Помню, я в юности скрывал свой пост, чтобы не выделяться, ел преимущественно рыбу» 

— Батюшка, а если ребенок учится в светской школе и там дают скоромные обеды?

— Настя, моя дочь, не ела. «Почему ты не ешь?» — «У меня папа священник». Она прямо сказала, когда еще маленькая была. Она с детства к этому так относилась, и ее дети так же начинают себя вести.

— Видимо, она родилась такой.

— Ну да, родилась… Да рождаются обычно хорошие, а потом портиться начинают некоторые — деньги воровать, колбасу покупать себе Великим постом.

— И что же с ними делать?

— Можно кому-то из родителей перестать есть мясо.

— И сколько же не есть мяса?

— До тех пор пока Господь не услышит и не появятся плоды нашего малого подвига. А может, и больше.

— Это помогает?

— Опыт показывает, что да.

— А если в семье один родитель постится, а другой — нет?

— Ну что ж теперь делать... Так и дети: один постится, другой не постится. Со взрослыми сложнее. Как одна монахиня пишет: «Можно ли послаблять пост? С маслом есть?» (растительным, естественно). А духовный отец отвечает: «Не хочешь быть здоровой, что ли?» Несоблюдение поста чаще всего связано с болезнями. Правда, некоторым болезни Господь посылает для укрепления духа, потому что выражение «в здоровом теле здоровый дух» — неправильное. Оно звучит так: «Нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». То есть на самом деле как раз в здоровом теле здоровый дух бывает реже.

Чаще в больном теле — здоровый дух. Именно дух, который дает человеку силы жить и с болезнью.

А другой здоровый — упадет, рухнет как дуб.

— Батюшка, обычно, когда кто-то в семье начинает поститься — на него обрушиваются неверующие родственники, бабушки, дедушки …

— Это говорит о том, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Поэтому и начинает сей род такую войну вести — через бабушек, дедушек, товарищей. Что-то подсовывают, мероприятия какие-то устраивают, корпоративы, на которых обязательно нужно закусить. «Ну что ты ничего не ешь?» Распространенная довольно-таки картина.

Чаще в больном теле — здоровый дух. Именно дух, который дает человеку силы жить и с болезнью.

p6.jpg «Именно во время постов часто «подсовывают» корпоративы и вечеринки».

— И как с этим быть?

— Помню, я скрывал свой пост, специально, чтобы не выделяться, ел все время преимущественно рыбу. Меня называли рыбником однокурсники-студенты. Иногда, бывало, скажут: «Довольно тебе, мы сами тебе что-нибудь возьмем…» Ну, я съем гарнир. Да и не много мяса-то там было.

Это как современный юмор, с натуры: кто-то возмутился, решил, что в колбасе — конское мясо. Отдал на экспертизу, а экспертиза показала, что мяса в колбасе вообще нет.

О постной колбасе

— Отец Валериан, а как вы относитесь к соевым постным продуктам — «мясу», «колбасе», к постному шоколаду?

— Соя-то — постная, конечно. Есть и гуляш соевый. Или, например, рыбная колбаса.

— И вы благословляете своих прихожан такую колбасу есть постом?

— А почему нет, она ж — рыбная. Тушка, например, бывает какого-нибудь лосося, а есть тушка поросенка. Как назвать.

— А некоторые считают, что с такого рода постными продуктами человек точно так же чревоугодничает.

— Нет, не путайте эти вещи. Постная пища есть постная. А то, о чем вы говорите, — это не чревоугодие, это гортанобесие называется. Но, видите, относиться к пище совершенно бесстрастно — уровень святых. А мы так не можем. Больше того — многие это знают: постная пища в монастырях — очень вкусная. Часто так и пишут: «Трапеза — утешение братии велие». Пища называется утешением. Поэтому хулить ее не стоит. Вот когда она тебе не попала и ты начинаешь раздражаться или завидовать — это грех. А есть почему же нельзя?

p7.jpg«Постимся постом приятным» 

По-моему, постная пища вкуснее, чем скоромная. И морепродукты — они же постные, в общем-то. Я уж молчу про наши грузди или рыжики, капусту, огурцы соленые. Многие страны не знают такой роскоши. Мой батюшка, отец Михаил, шутил: «Постимся постом приятным».

Владыка Афанасий (Сахаров), святой же человек, говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу».

Тем, кто достигал духовной высоты, и есть-то уже почти не требовалось. Ну, до совершенства нам далековато, поэтому лучше уж на своем уровне оставаться.

Детское правило ко Причастию

— Батюшка, говорят, пост и молитва — два крыла. Расскажите, пожалуйста, какие молитвы должны читать дети, подростки перед Причастием?

— Молитвы перед Причастием пронизаны покаянным содержанием. И есть некоторые молитвы, по-моему, четвертая, которую отец Сергий Мечёв даже взрослым — молодым — не советовал читать, чтобы людям не давать мысли об этом. Потому что там перечисляются всякие плотские грехи, растление и пр.

— Так какой набор молитв перед Причастием целесообразен для детей и юношества?

— Особого набора нет. Молитвенное правило для детей зависит от их уровня. Даже в одной семье один ребенок более спокоен, другой стоять не может. Поэтому кому-то дают больше, кому-то меньше. Тут требуется благословение, конечно. Это сложно, не все батюшки имеют такой опыт, да я и сам даже не знаю иногда, как сказать.

— То есть все индивидуально? А есть какой-то общий принцип?

— Да, это индивидуально. Но опять же, требуется какое-то усилие. А не то что: захотелось — не захотелось. По сути, это всего касается. Один легче учится, другому тяжелее. Посуду мыть для одного — пустяки, а для другого — подвиг. Поэтому в отношении поста, молитвы, посещения храма Божия — так же как в отношении всего остального: кому-то надо больше гулять, кому-то меньше, одному столько смотреть (или не смотреть) телевизор, другому столько, одному меньше читать, другому больше.

Если польза есть, требуется не ослаблять стараний, держать как бы внатяг, немножечко трудиться. Если пользы нет, нужно от этого стараться как-то оттянуть.

Но резко многие вещи нельзя делать, потому что возникнет, как говорится, вакуум, а он чем-то заполняется. Например, говорят: «Не смотри телевизор, не играй». Оно, конечно, желательно, потому что это — пустая трата времени. Но прежде нужно сказать: «А ты сделал уроки? Вот сделаешь…» Это потом отойдет, эта пустота поймется. А уроки-то нужно делать.

— Что можно в заключение сказать про пост для детей и взрослых?

— Пост — это Божественное установление, которое полезно всем — от мала до велика, и если есть такая возможность, нужно его придерживаться.