«Доброе слово и злого делает добрым, а злое слово и доброго делает злым». О преподобном Макарии Великом

1 февраля святая Православная Церковь совершает память преподобного Макария Великого. Его опыт в наше время розни весьма актуален. Объясняет духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Что бы враг ни злоумышлял, Церкви всё обратится ко благу

Соблазнивший наших прародителей древний змий тотчас по воплощении Сына Божия вооружился против Него, стремясь воспрепятствовать Тому, Кто пришел свести на нет сатанинское дело, принесшего человеку смерть. Воспользовавшись душевными немощами царя Ирода, он умертвил 14000 младенцев избранного народа, надеясь, что в их числе будет и то «семя жены, которое должно стереть главу змия» (Быт. 3:15). Он не прекращал преследовать Спасителя на всем протяжении Его миссии, начиная от Богоявления, использовал для этого зависть фарисеев и, наконец, умертвил Его на Кресте.

Но все эти его злые деяния, направленные на предотвращение спасительного дела Божия, приводили к прямо противоположному результату.

Те 14000 израильских младенцев, если бы они пришли в совершенный возраст, могли бы в известный момент вместе со своими соплеменниками кричать «распни, распни Его». Но вместо этого они невинными младенцами перешли в иной мир и пополнили сонм небожителей с прочими ветхозаветными праведниками.

Оказались во святых, а могли бы кричать «Распни!».jpg Оказались во святых, а могли бы кричать «Распни!»

А умерщвленный на Кресте Господь воскрес и ведет потомство Адама из страны рабства греху и страстям в обетованную Новую Землю под Новым Небом – в страну свободы от греха и страстей.

После вознесения Господня и Святой Пятидесятницы, когда посланный Господом от Отца Святой Дух в виде огненных языков почил на Апостолах, то есть сразу после рождества Церкви Христовой, сатана продолжает свою брань, таким образом, уже против этой новорожденной Церкви.

На протяжении первых трех веков христианской эры он пытался руками мучителей извести христиан физически. Но мученический подвиг свидетелей Иисусовых также привел к противоположному результату.

Вместо каждого уничтоженного члена Церкви воинствующей, мученический подвиг которого доставлял ему блаженную Вечность и принадлежность к Церкви торжествующей, в Церковь вливались сотни и тысячи новых членов.

Когда прекратилось нападение на Церковь извне, враг стал терзать ее изнутри. Стали возникать одна за другой ереси, которые, по наущению невидимого врага, сбивали людей с пути спасительного правоверия и подвергали Церковь угрозе раскола, в согласии с обычной сатанинской практикой «разделяй и властвуй».

Но и в данном случае эта враждебная, раскольническая политика, как ни странно, принесла Церкви свою нежелательную для невидимого врага пользу. Как говорил Апостол Павел, «должно быть и разномыслию между вами, чтобы явились между вами искусные» (1 Кор. 11:19). И вот, изощряя свое богословие для того, чтобы противостоять расколу, великие мужи, начиная с Григория Богослова, далее Максим Исповедник и другие, и явились этими «искусными». В ходе прений с еретиками, напрягая данные им Богом дарования, с помощью Божией, они вырабатывали такие четко и искусно сформулированные догматы Православия, которые весьма укрепили Церковь, сделали ее непоколебимой, сообщили ей ту устойчивость, которая делает непреложным пророчество Самого Господа Иисуса о Своей Церкви, что она сохранится до конца мира и «врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18).

Святители – защитники веры Христовой Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов.jpg Святители – защитники веры Христовой Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов

Кроме того, когда кончился период мученичества, настал период мученичества бескровного – иноческого подвига.

Как становятся великими?

И одним из первых по времени и самых замечательных иноков был как раз чествуемый сегодня преподобный Макарий Великий.

Еще позавчера мы праздновали память его блаженного учителя – родоначальника иноческого жития преподобного Антония Великого. Эти великие отцы-пустынники стояли у самых истоков иноческой жизни, в самом начале этого периода бескровного мученичества. И сатана повел подчиненные ему бесчисленные бесовские полчища на брань с бескровными мучениками – преподобными, стремясь привести их к духовному поражению и падению.

Но это также приводило к противоположному результату. Ибо в этой невидимой духовной брани преподобные воины Христовы с помощью Божией совершенствовали свое воинское мастерство и умение владеть главным оружием – молитвой.

Только в жестокой борьбе и может вырабатываться столь сильная молитва, которая делает возможным достижение нерасторжимого единения с Богом, то есть Царства Небесного, которое внутрь нас – главной цели христианской жизни.

По слову Господню: «да будут они в Нас едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так да будут они в Нас воедино!» (Ин. 17:21).

Так и Антоний Великий, и Макарий Великий, подвергались различного рода козням и нападениям, даже лютым побоям со стороны бесовских полчищ.

Бесовские нападения на преподобного Макария И когда авву Антония спросили – кто тебя научил молиться, он ответил – бесы…

Его называли юным старцем

Авва Макарий, как и ветхозаветные праведники, родился от престарелых благочестивых и неплодных родителей. Они и были названы в честь ветхозаветных праведников – Авраам и Сарра. И как в свое время их небесные покровители достигли преклонного возраста, не имея детей, хотя их непрестанная молитва о чадородии уже соделала их сосудами благодати.

И вот Авраам сильно разболелся, и во время сна ему было явление праотца Авраама, который исцелил его от жестокого недуга и предсказал рождение у них сына, который будет великим во святых. И поскольку произошло чудесное исцеление от неисцельной болезни, то супруги поверили и предсказанию праотца о том, что у них будет сын.

И вот родилось это чудесное дитя молитвы, как один из подобных случаев рождения праведника, описанных в Священном Писании.

Для приобретения мастерства необходимо общение ученика со зрелым мастером, уже достигшим совершенства. Мастерство успешнее осваивается при непосредственном общении с учителем, нежели путем чтения инструкций.

Не составляет исключения и этот самый трудоемкий вид человеческой деятельности, наука из наук и искусство из искусств – борьба с самим собой, со своими дурными навыками и зависимостями, с агрессивным влиянием общества грешников, наконец, с сатаной и его бесовскими полчищами – для достижения Царства Небесного.

Преподобный Антоний Великий, как не был велик, а ко многим его Господь посылал, смиряя, для совета.png Преподобный Антоний Великий, как не был велик, а ко многим его Господь посылал, смиряя, для совета

И если преподобный Антоний Великий имел многих учителей, с которыми он поочередно сближался, чтобы, подобно пчеле, собирающей нектар от разных цветов, приобретать одну добродетель за другой, то Макарий имел одного учителя этого великого мастерства – преподобного Антония Великого, который обладал именно совокупностью собранных им добродетелей.

И потом, когда Макарий достиг совершенства в этом мастерстве, Антоний велел ему поселиться уже отдельно, и тот сам стал учителем многих. Причем, в возрасте еще юном, так что его называли юным старцем.

Незлобие и смирение Макария доставляли ему обильную благодать Святаго Духа, которая, в свою очередь, поддерживала в нем эти качества.

Сатана говорил Макарию: «Я делаю то, что и ты: ты постишься, а я совсем не ем; ты предашься бдению, а я совсем не сплю. Чем же ты побеждаешь меня? Чего мне недостает по сравнению с тобой?». И Макарий ответил: «Смирения».

Мы знаем, как Господь воспитывал смирение в Своем ученике. Макарий достиг такой духовной власти, что, например, неоднократно воскрешал мертвых, не говоря уже об исцелениях и изгнании бесов из людей. Он был учителем многочисленных иноков. И чтобы не допустить в нем развития гордости и самомнения при таких великих достоинствах, Господь показал Макарию превосходящие достижения некоторых христиан как в миру, так и в пустыне.

Две замужние женщины, которые жили посреди суеты, в таких неблагоприятных для духовной жизни обстоятельствах достигли великого незлобия и за всю жизнь, пребывая вместе в одном доме, не сказали друг другу ни одного обидного слова.

В пустыне ему встретились монахи, не имевшие не только жилья, но и одежды, которые ходили на водопой вместе со зверями. На вопросы Макария они ответили, что ни жестокий зимний мороз, ни нещадно палящее солнце пустыни не причиняют им неудобств, несмотря на полнейшее отсутствие одежды.

В результате этого Божьего воспитания Макарий стяжал такое смирение, что, когда уже Ангелы несли его душу в небесные обители, а бесы кричали «ты победил нас, Макарий!», смиренный Макарий, еще не достигший врат Рая, говорил: «Нет еще». И только достигнув их, сказал: «С Божьей помощью победил».

Нам показано, как надо и как не надо себя вести

А незлобие его проявилось уже в юности, когда он ради Христа кротко терпел чудовищную клевету, издевательства и жестокие побои. И потом, когда произошел знаменитый случай с идольским жрецом, который послужил к назиданию всей Церкви на все времена.

Однажды они с учеником шли по пустыне в свою обитель. И ученик опередил Макария и шел на некотором расстоянии впереди. Повстречавши идольского жреца, который нес на плече тяжелое бревно, он напустился на него, называя демоном, за что был им избит до полусмерти. Вновь взвалив бревно на плечо, жрец продолжал свой путь и повстречал Макария, который радушно приветствовал его: «Спасайся, трудолюбец». И тем привлек его к себе и в беседе обратил к вере в Истинного Бога.

И здесь мы видим проявление той заповеданной Господом Иисусом апостольской любви к врагам, привлекающей к истинной вере иноверцев и даже их вождей, а не отталкивающей их злобой и ожесточением, которые проявил юный ученик Макария.

И это – урок для всех нас.

Мы должны понять, что незлобие и нас не лишает Царства Небесного, в отличие от ожесточения и враждебности, а иноверцев привлекает к вере, которую мы исповедуем.

Как сказал по этому поводу сам Макарий, «доброе слово и злого делает добрым, а злое слово и доброго делает злым».

Будем же учениками Макария, а не его молодого и духовно неопытного ученика.

Это необходимо нам в наше время нарастания всеобщего взаимного ожесточения в годину войн. Чтобы не оскудела в нас любовь, что ведет к потере самой веры, которую должен в нас найти Господь при Втором пришествии.

Пасха в переводе с греческого Переход, освобождение.jpg Пасха в переводе с греческого Переход, освобождение

Будем же принадлежать к той категории людей, о которых Господь Иисус сказал: «претерпевший до конца – той спасется» (Мф. 24:13).

Запомним: любовь и смирение – первое и последнее слово Господа – прозвучавшее и при Его Рождестве, и при Его Крестной смерти. Это – начало и конец, Α и Ω Божьей азбуки, науки о Спасении…