«Ты должен на ней жениться...» Как старцы исцеляют

Старцы силой Божией могут исцелять недуги, но это врачевание не только тела, но и души. И грех старцы всегда назовут грехом, приведя душу в сокрушенное смиренное состояние. О случаях из практики архимандрита Иоанна (Крестьянкина) рассказывает духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Офицер-послушник

Жил себе некий офицер как все, ни о чем особенно не задумываясь. Отпущенными ему от Бога дарованиями, среди которых были и молодость, и красота, и физическая крепость, он пользовался не для того, чтобы творить волю Божию, но по собственному произволу. Этот воин мира сего вел свои битвы и одерживал победы. Они состояли в том, что не одна красавица была им покорена и брошена. Победы эти следовали одна за другой.

И вдруг, как гром среди ясного неба, поразил его неисцельный недуг. У него возникла непрестанная боль в ногах. Это продолжалось два года. Врачи не видели другого выхода, кроме ампутации. Пойти на это означало потерять все, что было для него ценного в жизни. Жить тогда было бы незачем.

Безысходность и отчаяние и в этом случае поставили нашего героя в положение утопающего, готового ухватиться за соломинку. Последняя не замедлила явиться в виде совета знакомой старушки, предложившей ему ехать в некую святую обитель и обратиться за помощью к некоему святому старцу. В другое время он мог бы по этому поводу только язвительно пошутить, но тут, что и говорить, было не до шуток.

Отец Иоанн и исцеленный .png Отец Иоанн и исцеленный

...Старец исповедывал его три дня. Потом, причастив Святых Божиих Таин, послал с монахами косить сено. И только в самом конце недели, в течение которой продолжался сенокос, наш офицер вспомнил о своих ногах, – что они у него не болят, впервые за два года. Понял, что исцелен.

Вернувшись в монастырь и оказавшись в обществе старца, он терялся, не зная, как выразить признательность и благодарность, переполнявшие все его существо. Спрашивал у человека, оказавшего ему столь великое благодеяние, чем он может его отблагодарить, чем он может быть ему полезен. Клялся, что готов сделать для него все на свете, что только в его силах, что готов всю жизнь быть ему слугой и рабом, во всем ему послушным и во всех мелочах жизни неукоснительно следовать его советам. Словом, как человек военный, привыкший повиноваться начальству, обещал исполнить все, что старец ему прикажет. То есть если употребить специальный православный термин, то он естественным ходом событий, впрочем, скорее, сверхъестественным, оказался психологически подготовлен к тому, чтобы быть у старца на послушании... Просил тут же, для проверки, дать ему какое-нибудь поручение. И в ответ услышал следующее:

– Вот встретится тебе женщина. Дурнушка. И полюбит тебя. Ты должен на ней жениться...

И все произошло так, как сказал старец.

И он продолжал ездить к старцу за новыми приказаниями уже не один, но всем семейством, то есть с супругою и родившимися у них детьми...

Подлинное исцеление

Вот, подлинно, – исцеление – не только тела, но и души, характерное для православной духовной традиции. Здесь явственно можно увидеть отличие, например, от модной практики «экстрасенсов».

Для православного целителя пациент – не бездушная вещь, над которой производят механические действия, манипуляции с энергиями, но сознательный субъект, обладающий свободной волей, с которым он вступает в субъект-субъектное взаимодействие и от которого требуются сознательные встречные усилия, например, покаяние, вера в духовную Истину и т.д. При этом не просто устраняются симптомы болезни, страдание, но из души искореняется самый корень, порождающий болезнь.

Так, в нашем случае это происходит благодаря глубокой исповеди и покаянию, при этом опытный православный целитель как бы выступает в роли повивальной бабки, вспомоществующей при родах. И родившийся новый человек впоследствии ведет уже иной образ жизни.

Часто к батюшке приезжали с детьми.png Часто к батюшке приезжали с детьми

С другой стороны, экстрасенс не только не устраняет корень болезни, но снимая только симптомы ее, исключает сопутствующее ей очищающее душу действие, которое могло бы привести и к устранению этого корня. Таким образом, основная причина страдания – коренящийся в душе грех – остается нетронутой и может впоследствии вызвать новые мучения – «горше первых». Так, в молодом возрасте даже тяжелые скорби могут быть без ущерба для жизни перенесены еще сильным организмом и принести с собой душе очистительное, отрезвляющее действие. Но если они будут стараниями экстрасенса отложены и «передвинуты» на более поздний срок, то, например, в пожилом возрасте, в старости, эти страдания могут оказаться непереносимыми для изношенного организма и вместо того, чтобы подействовать на душу очищающе, они могут просто убить, привести к внезапной («наглой») смерти без покаяния...

Необходимый признак подлинного, христианского чуда – это, прежде всего, приносимая им душевная польза.

Украденные супруги

Батюшка.png

В ту же святую Обитель, к тому же святому старцу приехали муж и жена, уже несколько лет состоявшие в супружестве, не венчанном, но зарегистрированном в согласии с гражданским законодательством. И вот, теперь, уверовав, они решили привести его в согласие с законодательством Божеским и приехали просить благословения у нашего старца.

Все паломники притекшие к нему со своими нуждами и те, кто просто, без нужд, желал удостоиться хотя бы весьма кратковременного с ним общения, хотя бы слова, взгляда, благословения, образовали собою длинный коридор по пути его следования из храма в трапезную. И каждого он успел оделить любовью, которою лучился весь его облик, каждое слово, взгляд, улыбка. И никто не остался без благодати, обильно им источаемой.

Когда очередь дошла до наших супругов, старец, благословляя мужа, внимательно посмотрел на него и сказал:

–    Ты его украла.

Потом, благословляя жену:

–    И ты ее украл.

Оба были поражены; действительно, для каждого из них это был второй брак, ибо когда начался их роман, каждый уже состоял в супружестве и имел детей. Венчаться старец благословил...