Сегодня, 12 февраля, Церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей – великих каппадокийцев Василия Великого и Григория Богослова, а также Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, жизнь свою положивших на проповедь Православия.
Почему их празднование установлено в один день, объясняет духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).
В сегодняшнем Евангельском чтении, посвященном святителям, напоминается: зажженную свечу не ставят под спуд, но на свещнице, и светит она всем в доме.
Все трое святителей, которых Церковь вспоминает сегодня, желали пребывать и какое-то время пребывали в пустыне и безмолвии. Но те или иные обстоятельства извлекали их из-под спуда и поставляли на самом видном и высоком подсвечнике – на святительском престоле.
Это было время (IV в.), когда после кратковременной реставрации язычества при Юлиане Отступнике прекратились внешние гонения на Церковь Христову, и враг возбудил внутреннюю вражду, насаждая ереси. В Церковь, переставшую быть запрещенной и ставшую государственной и легальной, хлынуло, как некое мутное наводнение, все население Византийской империи в то время, как прежде преследуемая Церковь почти целиком состояла из потенциальных мучеников и исповедников.
И вот весь этот люд стал спорить о сущности Божества.
Чтобы рассеять этот поглощающий всех мрак, промыслом Божиим и были извлечены из-под спуда пустыни эти три ярчайших светильника Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
Каждый из них обладал своей особой яркой и самобытной индивидуальностью и характером.
Сказано: где Дух Божий, там разнообразие. Истина познается в свободе, а там, где Истина, там любовь, а она не нивелирует всех «под одну гребенку». И вместе с тем эти три уникальных святителя в Духе Божием были едины.
В Евангелии сказано: кто будет соблюдать Божии заповеди, содержащиеся в Святом Писании, научит этому людей, тот великим наречется в Царствии Небесном (Мф. 5:19). И это к ним также вполне применимо.
Их чистота сердечная, сохраненная от юности и усовершенствованная подвигами пустыни, в совокупности с выдающейся одаренностью и блестящим образованием, позволила им сделать и то, и другое. И сотворить, и научить. И они, поистине наречены великими и в Царстве Небесном, и в земной Церкви – и в Церкви Торжествующей (на Небе), и в Церкви Воинствующей (на земле).
Афинская школа. Рафаэль
Афины были тогда центром еллинского любомудрия, софистики, риторики, поэзии, естествознания. Там провели некоторое время, получая образование, Василий Великий и Григорий Богослов.
Египет был средоточием иноческого образа жизни, там подвизались такие столпы монашества, как Пахомий Великий и оба Макария. С ними имел общение Василий Великий, находясь в Египте.
Как пчелы, собирая нектар со всех самых лучших цветов своего времени, святители затем источали мед учения и жизни во Христе для воспитания Церкви Христовой.
Своими естественнонаучными знаниями Василий Великий воспользовался для истолкования «Шестоднева»[1]. Мастерством ритора и поэта – при составлении Богослужения – его молитвословия обогатили церковное благолепие; литургия Василия Великого, так же, как и творения Иоанна Златоуста, до сих пор употребляется в богослужении Православной Церкви.
В отличие от многих сверстников, они сохранили и телесную свою чистоту.
Благочестивая мать святого Григория, Нонна в свое время вымолила его у Бога и возвратила Ему этот дар как чистую жертву, не прекращая молитву о сыне, прося, чтобы Господь сподобил его духовного совершенства.
И вот в ранней юности во сне Григорий видел двух прекраснейших дев, назвавшихся Чистотой и Целомудрием. И был, таким образом, предупрежден против осквернения, всю свою жизнь он берег и приумножал свою девственную чистоту.
Его Богословие стало, в согласии с заповедью блаженства, истинным, ибо чистота сердца дала ему возможность видеть Бога, как Он есть.
И это в совокупности с его блестящим образованием и дарованиями, дало возможность практически в одиночку ниспровергнуть господствовавшее в Константинополе арианство и другие еретические течения, принижавшие Сына и Духа Святаго.
Именно он в своих усердных трудах по преодолению Арианской ереси разработал наиболее ясное и глубокое учение о едином триипостасном Боге, об Отце, и Сыне, и Святом Духе, Живоначальной Троице, единосущной и нераздельной.
Иоанн, прозванный Златоустом, также обладая данными ему Богом обильными дарованиями и получивший блестящее образование, очистивший сердце подвижничеством в пустыне, своими поучениями, обращенными к Антиохийскому народу и Константинопольской пастве, исправлял нравы, искоренял всякую скверну, помрачающую духовные очи людей и препятствующую зреть Бога.
Его беспрецедентная нравственная проповедь была весьма и весьма актуальна для его времени в связи с низким нравственным состоянием церковного народа.
В своей борьбе с пороками общества он, подобно тезоименитому ему Иоанну Предтече, не останавливался перед обличениями царицы и также, как великий Предтеча, пострадал от властительницы, быв замучен до смерти на пути в ссылку.
Его предсмертные слова «слава Богу за всё» стали крылатой фразой, научающей христиан покорности воле Божией, которая всегда благая и совершенная…
И по прошествии нескольких столетий влияние святителей не ослабевало, но разница в их индивидуальностях произвела то, что их почитатели разделились и стали соперничать, пререкаться и даже враждовать друг с другом. Одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами. Этот спор разгорелся в Константинополе при императоре Алексее Комнине (XII в).
Такие разделения Богу неугодны: еще Сын Божий молился Отцу в предсмертные часы, умоляя Его, дабы ученики Его, святые апостолы, а также и те, которые уверуют по слову их, были едино. «Как Я, Отче, – в Тебе, и Ты – во Мне, так чтобы они были в Нас воедино» (Ин. 17:21). И апостол Павел порицал подобное разделение, когда одни говорили – «я – павлов», другие – «я – аполлосов», третьи – «а я – кифин». «Разве Павел распялся за вас? Или во имя павлово вы крестились?» (1 Кор. 1:11) – в негодовании вопрошал Апостол.
Всякое разделение – от лукавого, ибо его политика – «разделяй и властвуй». Так как с Церковью, сильной своим единством, он совладать не может.
И в последние времена были разделения и расколы – в России раскольники, отделившиеся от Церкви, продолжали делиться на множество осколков – так называемые толки, называвшиеся федосеевцами, филипповцами – по именам их предводителей. И в Западной Европе отделившееся от Православия католичество продолжало делиться. Возникали церкви – Лютеранская, Кальвинистская, – по именам деятелей, от которых пошли эти уклонения, Англиканская, – по имени целого племени и т.п., все эти осколки некогда единого целого.
И только Православная Церковь, основанная на фундаменте апостольском и на краеугольном камне Иисусе Христе, остается неодолимой вратами ада.
Для сохранения этого единства и явились все три святителя евхаитскому епископу Иоанну, повелев ему для преодоления гибельного разделения свидетельствовать перед Церковью их равенство у Бога. И в подтверждение этого равенства составить праздничную службу всем трем святителям, а также назначить особый день в году, в который это праздничное богослужение запечатлевало бы в умах церковного народа истину их равенства и нежелательность церковных раздоров.
Три святителя. Фильм телеканала «Спас»
Отчего же происходят разделения, ереси, толки, называемые часто именами ересиархов? Основная причина – то, что человек пытается постичь всю противоречивую для него бездонность Слова Божия своим ограниченным и помраченным человеческим рассудком, который некомпетентен в вопросах духовной истины.
Низшее не способно к познанию высшего. Только ум Христов, который человек может стяжать на путях духовного подвига, способен познавать духовную истину – «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8).
Для того, чтобы подняться с рассудочного уровня на уровень духовного постижения человек прибегает к длительной практике очищения сердца путем подвижничества, к удалению от всего тварного, к сосредоточению, по заповеди, на Едином на потребу всех сил своего естества, неразвлеченно, не позволяя им расхищаться пристрастным вниманием к какому-либо предмету тварного мира или к посторонним помыслам и образам, возникающим в уме и сердце.
Подвижники подвизались в пустынях десятилетиями, ограничивая себя в пище, в удобствах, в общении, годами безмолвствуя и не произнося ни слова. И только после длительного очищения сердца осмеливались изречь несколько фраз о природе Божества, – это то, что в отличие от всего окружающего нас тленного мира вечно.
У нас же, как и во времена трех святителей, только что пришедшие в Церковь, сидя перед экранами ноутбуков, подчас сразу после непотребных поступков осмеливаются читать целые лекции по теологии. Еще и в своих стримах на публику…
Конечно, при таком положении – сколько голов, помраченных страстьми, столько и ересей, как предрекал еще святитель Феофан Затворник из позапрошлого века. Отсюда множество сект и толков, раздирающих и сегодня народ.
Да не отступим от веры Православной, – только в Православной Церкви спасение.
12.09.2024