Тот, кого Сам Господь ставил апостолам в пример

Сегодня, 11 февраля, Святая Православная Церковь совершает память своего удивительного святого – священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. Рассказываем о нем духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

ignatij-bogonosec.jpg
Святой Игнатий Богоносец

О святом Игнатии существует предание, что он был тем самым отроком, которого Господь наш Иисус Христос, чтобы преподать Своим ученикам и апостолам очередной урок смирения, обнял и поднял Своими руками со словами: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). По этой причине, как некоторые полагают, он и был прозван Богоносцем.

И еще потому за ним закрепилось имя Богоносца, что он был исполнен Божественной любви и носил Бога в своем сердце. И всех, кто подобным же образом посвящал сердце Богу, он сам называл Богоносцами.

Детское впечатление от буквально физического соприкосновения с Божественной Любовью имело такую силу, что одно воспоминание об этом событии поддерживало в нем всю последующую жизнь присутствие этого Божественного пламени.

Фреска монастыря Жича, Сербия. Господь и маленький Игнатий Фреска монастыря Жича, Сербия. Господь и маленький Игнатий.jpg

При этом святой Игнатий сподобился быть ближайшим учеником не кого иного, как апостола и евангелиста Иоанна Богослова, именно – Апостола Любви, наперсника Христова, который также пламенел любовью. И, конечно, они, удостоенные самого непосредственного соприкосновения с самим Источником Любви, понимали друг друга.

И этот всепоглощающий пламень был для святого Игнатия синонимом самой жизни. То есть это и есть, собственно, блаженное состояние сердца человеческого, которое присуще тем, кто сподобляется Блаженной Вечности в Царстве Небесном…

И, конечно, он был солидарен с апостолом Павлом, желавшим «разрешитися и со Христом быти» (Фил. 1:23) – то есть достичь того состояния, когда ничто земное не отвлекает от блаженного единения с Богом во всепоглощающем пламени Божественной Любви.

Именно это и было причиной, почему мученики с такою твердостью решались не поддаваться соблазнам, которыми пытались их прельстить мучители, обещавшие земные прелести – богатство, власть, земные радости. И с другой стороны, были готовы претерпеть ужаснейшие терзания плоти ради блаженной вечности, несказанной радости, нескончаемого погружения в океан Божественной Любви.

Да и земные богатство и власть не идут ни в какое сравнение с богатством и властью Царя Небесного, которые превышают богатство всех земных миллиардеров вместе взятых («Моя бо есть вселенная и исполнение ея» (Пс. 49:12) и власть всех земных царей, императоров и президентов. А вся эта власть и богатство Царя Небесного становятся достоянием человека, который берет свой крест и идет вослед Сына Божия. Такого человека апостол Павел называет сонаследником Христа. И Отец Небесный все, что имеет, дает своему наследнику. Ибо он становится одно с Богом – «да будут они в Нас едино, как Я, отче в Тебе и Ты во Мне, так да будут они в Нас воедино» (Ин. 17:21)…

Многим из нас трудно это постичь. Ибо мы – от мира сего, погружены в его беспросветную многопопечительность, предпочитаем многое Единому на потребу. Но мученики понимали, что отречение от Христа из-за соблазнов мира или боязни мук лишает их этой столь вожделенной для них Блаженной Вечности.

И эта причастность святого Игнатия вечной блаженной Божественной Любви делала его слово особенно убедительным и вдохновляющим для тех христиан, которые подвергались гонениям и угрозе мученической кончины. Его вдохновенное и убедительное слово подкрепляло тех, кто по малодушию мог поколебаться перед лицом грозных прещений со стороны мучителей. И таким образом, его слово многим оказало неоценимую помощь в обретении мученических венцов, сделало их причастниками Блаженной Вечности в Царстве Небесном.

Св. Игнатий .jpg Святой Игнатий стал первым мучеником Колизея, где его отдали на растерзание диким зверям И, наконец, он сам сподобился такого венца, пожелав, говоря его словами, быть, подобно пшенице, смолотым челюстями диких зверей, имеющими быть выпущенными на него в римском Колизее, чтобы сделаться для Господа чистым хлебом.

Перед самой его кончиной находившиеся близко от него слышали, как он непрестанно повторял святейшее Имя Господа Иисуса.

Нам сегодня известно, что так поступают делатели Иисусовой молитвы – исихасты, которые повторяют: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Это делание называется у них поучением. Нам известны и слова Псалмопевца – царя Давида: «и в поучении моем разгорится огнь» (Пс. 38:4). «Огонь пришел Я свести на землю, и как желал бы Я, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12:49) – говорит Спаситель. Так святой Игнатий Богоносец повторением имени Иисуса поддерживал в себе этот Божественный огонь, который сопутствовал ему в самые страшные мгновения его мученичества и сопровождает его в Блаженной Вечности.

И все подвижники Христовы усиливались возжечь в своем сердце этот огонь Божественной Любви, который делал их способными радоваться при самых скорбных и невыносимых обстоятельствах.

Мы знаем, что наши недавние новомученики и исповедники российские в самых невыносимых, нечеловеческих условиях концлагерей с помощью Иисусовой молитвы сохраняли себя от душевной гибели и пребывали причастными блаженному Царству Небесному, которое «внутрь нас есть». И своей благодатной силой поддерживали своих немощных собратий по заключению.

По уставу нашего Донского монастыря ежедневно у нас совершается молебствия перед ракой небесного покровителя нашей святой обители – того, кто считается главой и вождем новомучеников и исповедников российских, – святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского (его святые мощи пребывают в монастыре).

Про него можно сказать, что и он, «обилием любве мир удививый», тоже был Богоносцем.

Богоборцы требовали от него невозможных для христианина и главы Церкви антицерковных и антихристианских поступков и компромиссов, угрожая в противном случае расправой со священниками и архиереями. И для того, чтобы его поведение в этой тяжелейшей ситуации, когда на нем лежала сверхчеловеческая ответственность и огромная тяжесть патриаршего креста, находилось в согласии с Волей Божией, он, по свидетельству красноармейцев, приставленных к нему во время домашнего ареста в стенах Донского монастыря, ночи напролет простаивал на коленях с молитвой. Несомненно, что Святейший Патриарх Тихон, подобно Игнатию Богоносцу, старался непрестанно иметь в своем сердце имя Господа Иисуса. Чтобы постоянно пребывающий в его сердце Господь всегда сообщал ему Свою Божественную Волю по поводу принятия ответственных патриарших решений.

И если святой апостол Иоанн Богослов был наставником священномученика Игнатия Богоносца, то именно в день памяти святого апостола Иоанна был прославлен святитель Тихон.

А почитаемый старец о. Иоанн (Крестьянкин) говорил, что это не случайность, потому что святитель Тихон был того же Духа, что и Апостол Любви.      

Как выражение исповедания целого поколения прозвучали в те годы слова сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского: «Сила не в силе, а сила в любви».

В конце не так давно созданного фильма о первомученике советского времени митрополите Владимире Киевском звучат слова апостола Павла: «если я тело свое отдам на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). И действительно, Господь говорит: «в чем застану, – в момент перехода в Вечность, – в том и сужу». И если в сердце человека в этот момент будет присутствовать радость о Господе, мир и Божественная любовь, то такую Блаженную Вечность он и наследует. А если оно будет охвачено беспросветной тоской, отчаянием, злобой и проклятиями в адрес ненавистных палачей, то столь же мрачную, безысходную, исполненную нестерпимой муки вечность они получат. 

Поэтому мученики перед казнью обычно просили своих палачей, чтобы те позволили им помолиться перед смертью. Молитва помогала им преодолеть естественное волнение перед лицом смерти, вновь обрести покой и присутствие Святаго Духа. И Господь в этот момент смягчал сердца мучителей. 

По примеру Иисуса Христа они молились в этот момент о прощении своих палачей. Эта молитва о врагах есть один из способов исполнения заповеди о любви к ним.

В момент смерти особенно необходимо преодолеть даже самую слабую степень, тень враждебности, сердечного ожесточения к кому бы то ни было, ибо Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы; Бог есть Любовь, и нет в Нем и намека на ненависть, враждебность. Если в сердце присутствует враждебность, то уже не Святой Дух действует в человеке, а вражий.

Критерий того, что сердце наполняет именно Святой Дух, по старцу Силуану Афонскому, есть любовь к врагам.

Поэтому, чтобы восхитить Царство Небесное, мученики употребляли этот способ устранения враждебного чувства, а именно молитву за врагов.

Как ни странно, но и перед казнью первомученика советского времени митрополита Владимира Киевского и его палачи-безбожники, богоборцы позволили ему помолиться перед смертью – Господь в этот момент совершил чудо, смягчив их сердца. И заключительные слова священномученика также были о прощении палачей – он благословил их архиерейским благословением со словами: «Да простит вас Господь»…

В этом свете можно рассматривать и смысл молитвы последних Оптинских старцев.

Оптинский хор. Художница Сайда Афонина Оптинский хор. Художница Сайда Афонина.jpg

Это было время лютых гонений на всех, кто был причастен к святому Православию, и всякий, кто принадлежал к числу таковых, мог ежеминутно, и ночью и днем, ожидать неожиданного посещения неистовых чекистов со свойственной им бесчеловечной жестокостью и беспощадностью…

Поэтому в молитве Оптинских старцев присутствуют такие слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля… Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою… Господи, дай мне силу перенести… все события в течение дня… научи меня… терпеть, прощать и любить».

Ибо в чрезвычайных обстоятельствах тех лет очень легко было, потерявши духовную бдительность и трезвость, поддаться всеобщему в то время сердечному ожесточению. И предав забвению Евангельскую заповедь о любви к врагам, допустив в свое сердце враждебные помыслы против гонителей, вместо молитвы об их спасении по примеру Подвигоположника Иисуса и первомученика Стефана, оттолкнуть таким образом спасительную благодать Святаго Духа и тем самым лишить себя Царства Небесного. Может быть, на самом пороге, в самом преддверии мученической кончины…

И вот в этих крайних и чрезвычайных обстоятельствах родилась эта молитва, которая годится для любых обстоятельств и для всех желающих жить по-христиански…

Один из христианских парадоксов состоит в том, чтобы в период именно крайнего взаимного ожесточения необходимо в первую очередь заботиться о соблюдении заповеди о любви к врагам. Об этом говорят выдающиеся духовные авторитеты.

Так, сделавшись Патриархом Всероссийским в лихое время гонений, святитель Тихон говорил, что именно в это тяжелое и страшное время, когда идет братоубийственная бойня, мы должны в первую очередь исполнить заповедь о любви, согласно которой не должно быть ненависти и мщения.

И мы ясно видим полное соответствие этих слов Патриарха молитве последних Оптинских старцев.

А среди вещей убиенных великих княжон, дочерей святого страстотерпца Николая II, были обнаружены следующие стихи поэта Сергея Бехтеева:

 …Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

 

Владыка мира, Бог вселенной!

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый, смертный час...

 

И, у преддверия могилы,

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молится кротко за врагов!

 

Известно, что и сам император-страстотерпец просил не мстить своим врагам.

Слова святителя Тихона о том, что именно в бедственное время ожесточенной розни следует прежде всего исполнить заповедь о любви к врагам, становятся все более актуальными в наше время.

Сегодня мы уже видим, как в ответ на чрезвычайно умножившиеся беззакония цивилизации мегаполиса-вавилона с его легализацией мерзостей земных, на рост коррупции и «в судах неправды черной» растет ожесточение сердец и агрессивность, желание многих пришествия «нового сталина»…

Мы знаем о том, что взаимное ожесточение во времена антихриста будет все усиливаться и достигать своих самых крайних степеней. К этому периоду как раз относятся слова Спасителя, что «от умножения беззакония оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле» (Мф. 24:12). Бог есть любовь. Поэтому в тех сердцах, где нет любви, нет Бога и нет Духа Святаго, присутствие Которого в сердце одно только может сделать нас способными познавать Господа Иисуса Христа как Сына Божия. Но вселившийся в ожесточенные сердца супостат уничтожает веру истинную. Поэтому при крайней степени взаимного ожесточения, когда велик соблазн ожесточиться самому, нужно быть бдительным и хранить от этого свое сердце, чтобы не потерять благодать Святаго Духа и, следовательно, – Богопознание, или, что то же самое, Царство Небесное. И для этого необходимо оградить сердце именно исполнением заповеди о любви к врагам.

Старец Силуан Афонский предлагает нам такую молитву: «Если кто вас обижает, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: “Господи, все мы – создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

Только «претерпевший до конца – то есть сохранивший свое сердце от ожесточения – спасется» (Мф. 10:22).