Сретение Господне. Бога встречают праведники

От Рождества Христова минуло 40 дней, в прошлом остались несколько праздников Господских, которые венчаются сегодняшним Сретением. Что мы можем наблюдать в этих событиях? Какая основная черта Господа присутствует в них? Объясняет духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29) 

Богомладенец Христос, фреска. Московский Сретенский монастырь .jpgБогомладенец Христос, фреска. Московский Сретенский монастырь

Всюду мы видим прежде всего глубокое смирение Христово. Рождество Царя царей и Господа господей происходило в убогом вертепе, и Он, повитый пеленами, полагается в яслях для скота. 

Затем был праздник Обрезания Господня. И опять Он смиренно терпит этот законный обряд.

После – праздник Крещения. И снова мы видим Его смиренно подклоняющим Свою главу под руку Предтечи.

И вот сегодня – Сретение Господне. Мы видим, как Сам Законодатель, Богомладенец, вместе со Своей Пречистой Матерью прибыл в Иерусалимский храм, чтобы смиренно исполнить предписание Им Самим установленного Закона.

Пришел Мессия сделать все необходимое для того, чтобы обеспечить человеку возможность вновь соединиться с Богом, оставившим человека по причине грехопадения прародителей.

И Его опознали двое праведников.

Сретение Господне. Фреска монастыря Дионисиат, Афон.jpg Сретение Господне. Фреска монастыря Дионисиат, Афон

Уже было свидетельство пастухов, сподобившихся явления ангелов, свидетельство волхвов с Востока, которые принесли Царю Иудейскому дары – золото, ладан и смирну. И вот потребовалось еще свидетельство двух праведников, умудренных и очищенных долгим сроком пребывания на земле, многими скорбями этой жизни, болезнями и немощами старчества. Это были Симеон Богоприимец, понесший труды и болезни трехсотлетнего возраста, и пророчица Анна, дочь Фануилева, вдова лет 84-х, прожившая с мужем в браке всего 7 лет. Не пожелавшая нового брака, но смирившая плоть постом, непрестанной молитвой и неотлучным пребыванием в храме святого града Иерусалима.

Эти два праведника, достигшие таким образом чистоты сердечной и прозревшие в принесенном Матерью Младенце, по законному обряду, Мессию, Христа Господня – засвидетельствовали этим именно пришествие Нового Завета. В их лице Ветхий Завет встречает Новый Завет, или, как говорили в простом народе, произошла встреча Зимы и Лета.

И это свидетельство святого Симеона и пророчицы Анны знаменательно. Они, принадлежа к мужескому и женскому полу, подтвердили тем самым дух Нового Завета, в котором, по словам первоверховного апостола Павла, несть мужеский пол, ни женский, но везде и во всем – Христос (Гал. 3:28) – равенство души мужа и жены в очах Господних, Который всем дарует спасение и Царство Небесное.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»

Сегодня звучит эта удивительная, чудная песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей – свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».

Эта песнь «Ныне отпущаеши…» вырвалась, была сердечным воплем старца Симеона Богоприимца, чрезмерно утомленного трехсотлетним пребыванием на грешной земле.

Это, с одной стороны, – нечто подобное мироощущению праведного Лота, который, по словам апостола Петра, скорбел в праведном сердце своем, утомленный пребыванием среди людей неистово развратных…

Не говоря уже о целых столетиях, проведенных в «труде и болезни» немощной старости…

Эта песнь стала одним из основных, стержневых песнопений Церкви Христовой. В ней нашло выражение одно из основных, главных чувствований истинно христианской души, высказанное первоверховным апостолом Павлом в его словах о том, что он желал бы избавиться «от этого тела смерти» и «разрешитися и со Христом быти» (Фил. 1:23)…

Но такое чувствование бывает вполне искренним и ненадуманным, не навязанным себе искусственно в том случае, если подлинно человек уже во плоти внутренне приобщился к Царствию Небесному, которое «внутрь нас есть». Именно, как апостол Павел, который был восхищен «до третьего небесе», видел не виданное земными очами, слышал не слыханное земными ушами – неизглаголанные глаголы Вечной Жизни…

Такая подлинная приобщенность к Царству Небесному доставляет человеку знание о неизмеримом превосходстве этого бытия с Богом по сравнению с земными благами и утешениями, к которым стремится большинство людей.

Внутренняя приобщенность к Царству Небесному и выражена в этой чудесной песне праведного Симеона словами: «яко видеста очи мои спасение Твое».

Созревание 

Распятие Дионисий 1500 г. Третьяковская галерея.jpg

Распятие Дионисий 1500 г. Третьяковская галерея

Песнь «Ныне отпущаеши…» каждый день воспевается в святой Церкви и в соборном Богослужении, произносится в конце благодарственных молитв по святом Причащении. Эта песнь звучит ежедневно в конце вечерни, то есть незадолго до того, когда Господь отпускает Своих рабов от дневных трудов и «дает возлюбленным Своим сон». 

Сон – это, как говорится, подобие смерти, как бы «малая смерть» после дневного бдения жизни. Песнь – «Ныне отпущаеши…» – в этот момент призвана напомнить человеку о главном. О том, что подлинный христианин, достигший полного, зрелого возраста Христова, стяжавший единение с Богом, то есть уже внутренне приобщившийся к Царствию Небесному, подобно созревшему плоду, уже готов к жатве. К тому, чтобы «разрешитися» от временной жизни для вечного единения и бытия со Христом.

Тот же мотив звучит и в конце вечерних молитв, когда христианин повторяет слова Спасителя на Кресте в момент Его крестной смерти: «В руце Твои предаю дух мой».

Как уже было сказано, эта песнь звучит каждый раз в благодарственных молитвах по святом Причащении, которое с течением времени должно становиться все более полноценным – по мере того, как Господь откликается на слова молитвы: «подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». И постепенно достигая полноты, причащение Святых Таин должно вести к подлинному единению с Богом – к обретению Царства Небесного внутрь нас. Таким образом, в конце концов, душа должна достигнуть состояния, которое вполне соответствует настроению и желанию, выраженному словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…»

И когда священник посещает больного на дому или в больнице, преподавая ему Святые Дары, то после Причастия звучит та же песнь – «Ныне отпущаеши…». В надежде на то, что именно в этот момент болящий, особенно в случае смертельной болезни, подобно созревшему плоду, уже вполне готов к переходу в Блаженную Вечность. «Идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но Жизнь Бесконечная…»

Однако и в случае, если болезнь «не к смерти», то все равно именно во время болезни человек изъят из круговращения обычной суетной повседневности, и недуг напоминает ему о бренности тела. То есть в этот момент человек становится более открытым для тем, связанных с Вечностью, и этот обычай призван еще раз напомнить ему о цели христианской жизни как о подготовке души к Блаженной Вечности…

Икона Божией Матери Семистрельная или «Умягчение злых сердец».jpg

Икона Божией Матери Семистрельная или «Умягчение злых сердец»

Итак, святой Симеон Богоприимец узрел это спасение – Свет уготованного людям Царства Небесного и ничем не омраченноеБлаженство человеческого рода. И вместе с тем одновременно он видит трагические моменты, связанные с достижением этой светлой цели спасительного Божия Промысла. «Вот лежит Сей в предмет пререканий и на падение и на восстание многих во Израили. И Тебе Самой душу пройдет оружие» (Лк. 2:34)…

Парадоксальность этого созерцания у старца Симеона Богоприимца поразительна. С одной стороны, его очи увидели спасение и безоблачное светлое будущее, уготованное Богом для потомков Адама. И это созерцание приводит его в состояние умиротворения, он со спокойной душой готов уйти из этого мира. А с другой стороны, для него стали очевидными те ужасы, муки и жертвы, с которыми сопряжено достижение этой цели. Жертвы и мучения, на которые идет Сын Божий, которые предстоят Богородице – вот цена спасения рода человеческого, цена возвращения к человеку Бога, покинувшего его из-за грехопадения прародителей.

И все это увидел и предвозвестил праведный Симеон Богоприимец.



Димитрий

15.02.2023 05:37:2023

Господи, прости, помилуй, огради, защити, укрепи, наставь, сохрани, спаси и сохрани! Помилуй меня, Боже, Твоею благодатью! Помяни меня, Господи, во Царствии Своем!

Димитрий

15.02.2023 05:35:2023

Батюшка Валентин, Храни Вас Господи!