Утешаемый Духом Святым. О преподобном Максиме Греке

Сегодня, 3 февраля, Церковь празднует память преподобного Максима Грека. Его мощам можно поклониться в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры. А что мы знаем об этом святом?

Максим Грек – сын богатого греческого сановника из города Арте (Албания), один из наиболее образованных людей своего времени: писатель, переводчик, богослов, филолог. Он много путешествовал, изучал языки и науки, наконец, принял иночество на Афоне в греческом Ватопедском монастыре.

В это время в России великий московский князь Василий Иоаннович (1505-1533) решил разобраться в богатейшей библиотеке, которую привезла с собой его мать, византийская принцесса София Палеолог, и попросил Константинопольского патриарха прислать ему «ученого грека». Так инок Максим приехал в Москву, где ему было поручено перевести с древнегреческого на славянский язык толкование на Псалтирь, на книгу Деяний Апостолов, ряд других богослужебных книг.

Митрополит Варлаам высоко ценил труды Максима. Но когда Московский престол занял митрополит Даниил, положение греческого послушника изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим делал переводы книг, содержащих в себе различные документы и постулаты, осужденные Церковью. Максим Грек выполнять поручение отказался.

На беду в это время великий князь Василий вознамерился расторгнуть свой брак с бесплодной супругой Соломонией. Исповедник Максим прислал князю послания, в которых доказывал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Забегая вперед скажем, что слова святого оказались пророческими.

Заточенная великим князем Василием в монастырь Соломония прожила долгую жизнь, ныне она прославлена в лике святых как София Суздальская.

Великий князь Василий женился на Елене Глинской, от этого брака родился Иоанн Васильевич (Грозный), но супругам не было суждено насладиться семейным счастьем. Они скончались один за другим, а мамолетний Иоанн остался сиротой, на «попечении» бояр.

Между тем непокорного Максима Грека заключили в темницу по обвинению в умышленном искажении священных книг.

В заточении старец написал углем на стене утешительный канон Святому Духу, который и поныне читается в Церкви.

Через шесть лет преподобного Максима освободили из тюремного заключения и послали в Тверь. И только после двадцатилетнего пребывания там под надзором с него сняли все запреты, разрешив проживать свободно.

Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он преставился 21 января (3 февраля) 1556 года. Его лик часто изображают на иконе Собора Радонежских святых.

Ныне его мощи пребывают в Лавре. 

Мощи преподобного Максима в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры.jpg Мощи преподобного Максима в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Святой был прославлен 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Иеросхимонах Валентин (Гуревич).png
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

О жизни святого рассказывает духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич):

– У преподобного Максима Грека время его жизни и деятельности совпало с кризисом христианского религиозного сознания как на Западе, так и на Востоке. В этот исторический момент так же, как и во времена апостольские и как при Иулиане Отступнике, иудейские и языческие тенденции составили свою традиционную «антихристианскую коалицию» и ополчились, «собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Деян. 4:26).

Если в Западной Европе христианство подвергалось атаке со стороны Ренессанса, то в пределах Московской Руси возникла и стала распространяться ересь жидовствующих, ниспровергающих установления Новозаветной Церкви. 

И вот, волею судеб, преподобный Максим грек побывал в это время, поочередно, и в Италии, и в Московии. Он был свидетелем этих событий духовной жизни.

Свои литературные труды преподобный Максим Грек посвятил, в частности, защите евангельской истины от вреда со стороны этих враждебных течений, которые явились источником, породившим в конце концов материализм, нигилизм и богоборчество…

Как же сатана восставал и озлоблял власть имущих и светских, и церковных против этого защитника Православия. Его тоже заточали в темницу, морили голодом, смрадом, дымом, всячески издевались, доводя, как повествует житие «до омертвения». И к нему тоже являлся посланник с Неба, увещевая терпеть. Сказано же: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1:29).   

Вчитаемся же и в его строки, исполненные Духом Святым.

Наставления преподобного Максима грека

Постер.jpg

Не прельщайся пустыми словами ложных мудрецов, а повинуясь учению евангельскому, старайся добрыми делами и смиренными слезами смыть тяжесть многих своих согрешений.

Предпочитай быть нищею, нежели иметь в изобилии серебро. Если беспокоят недостатки, предпочитай терпеть, а не беспокоить других.

И хорошо сказано: несытное сердце прегордого ока. Ибо собирание серебра и золота никогда не может насытиться. Ужасное, воистину, ужасное дело- желание золота, и оно, по апостолу, служит причиной всех зол. Оно никогда не перестает, но чем более удовлетворяется, тем более разжигается у лихоимца. Страсть сребролюбия и лихоимства подобна огню: как огонь чем более найдет вещества, тем сильнее разгорается, так и желание золота всегда более и более разгорается в ненасытном сердце любителя богатства.

Кто не исполняет делом заповедей Спасителя, тот далеко отстоит от Божественной любви, а лишившись ее, он остается чуждым посещения и помощи Божией и делается легкой добычей всех.

2Постер.jpg

Родившие и воспитавшие нас нередко отталкивают нас от себя, отвращаются от нас и больше не хотят нас знать, если мы в чем-либо с грубостью или бесчестием поступим по отношению к ним, а Создавший нас, хотя бы мы без числа Его оскорбили преступлением спасительных Его заповедей, хотя и отвергаемся Его Самого и Его к нам благодеяний, но Он и тогда не отревает нас и не перестает благоволить нам, но всеми способами продолжает устоять наше обращение к Нему и исправление.

Итак, если действительно желаем получить такую неизглаголанную Божественную радость Господа нашего Иисуса Христа, то приобретем одежду, соответствующую такой радости, сотканную от дел правды и милосердия, чтобы возмогли мы наслаждаться этой Божественной радостью в нескончаемые веки.

Чудными воздаяниями и приснопамятными событиями всегда прославляет Великодаровитый Бог тех, которые славят Его на земле благочестием, всякой правдой, щедротами к нищим и заступлением вдов и сирот.
Ибо кто приносит Ему только продолжительные молитвы, а о том, чтобы принести Ему плод заповедей Божиих, который есть любовь, правда и милость, не заботится, тот услышит от него: «Что Мя глаголете "Господи, Господи", а яже Аз повелеваю вам, не творите».

Мне кажется, что бесстыдно дерзающие на такую богомерзкую скверну будут преданы на более тяжкие мучения, нежели древние содомляне, ибо те еще прежде Закона и прежде, чем была положена заповедь, запрещающая это гнусное дело, нечествовали пред Богом по неведению. А которые ныне подобно им совершают это гнусное дело, те грешат не по неведению, но по причине величайшего их нечувствия и безумия, при сознании будущего Страшного Суда Божия.

Преподобный Максим Грек .jpg Преподобный Максим Грек

И еще следует нам прилежно наблюдать, чтобы поститься и духовно, воздерживаясь от всех душевных страстей, кои суть: зависть, ревность, любоимение, лукавство, пронырливость, ложь, лицемерие, жидовское сребролюбие и богомерзкое лихоимство, и причина всех зол – гордость. Полное воздержание от этих душепагубных страстей есть истинный и Богу благоприятный пост; а одно только воздержание в пище не только не приносит нам пользы, но и служит поводом большего осуждения, уподобляя нас бесам, как сказано в стихире: "От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога и злым демоном уподобишися, николиже ядущим". От лицемерия которых да избавит нас Господь.