13 февраля память Евгения Поселянина, служившего Господу словом и прославившего Его мученической кончиной.
Духовный писатель Евгений Николаевич Погожев, публиковавшийся под псевдонимом Поселянин, принявший в годы гонения на Православную Церковь смерть за веру, родился 21 апреля / 3 мая 1870 года в Москве в благочестивой дворянской семье. Самыми яркими детскими впечатлениями стали для будущего писателя праздничные церковные службы. В очерке «Святочные дни (из детских воспоминаний)» он вспоминал «торжественную всенощную, громкое пение, тяжелые паникадила в огнях, тяжелые золотые ризы, клубы ладана, расстилающегося в храме, и над всем этим мысль о Младенце, Который только что родился и Который есть Бог. Было Рождество в моем семилетнем возрасте, которое я не забуду никогда...»
Однако бурная и по тем временам зараженная позитивизмом университетская жизнь, может быть, и рассеяла бы эту «теплую любовь к русской церковности», если бы в год поступления молодого Евгения на юрфак Московского университета, в 1888 году, в его жизни не произошло одно «экстраординарное событие».
Лучше всего об этом событии в жизни будущего писателя поведал преподобный Варсонофий Оптинский в своих дневниках: «Однажды он с тетей собирался в Крым, а та перед этим путешествием захотела побывать у батюшки отца Амвросия.
– Вы, тетушка, поезжайте, а я вас в Калуге подожду, – решительно заявил он.
– Да почему же? Поедем вместе, мне веселее будет, а к старцу ты можешь не заходить.
Евгений Николаевич согласился. Приехали. Тетка упрашивает, не сходит ли он хоть разок к отцу Амвросию, но племянник решительно объявляет: «Нет уж, не просите, к отцу Амвросию я ни за что не пойду. Он замучает текстами». Так и не пошел. Тетка же рассказала о нем отцу Амвросию.
– А нужно бы ему ко мне зайти, – сказал батюшка, – передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему на 6–10 минут».
Преподобный Амвросий Оптинский
Он вышел от отца Амвросия другим человеком.
Преподобный Амвросий благословил жаждущего иночества юношу писать «в защиту веры, Церкви и народности». Более четверти века Евгений Поселянин исполнял благословение старца.
Писал в основном о святых. Простым и понятным языком. «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников» (СПб., 1907; репринт: СПб., 1995); «Праведник нашего времени Оптинский старец Амвросий» (СПб., 1907); «Собор московских чудотворцев» (М., 1912); «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века» (СПб., 1905; репринт: Сергиев Посад, 1990); «Преподобный Серафим Саровский чудотворец (с новыми сведениями о старце)» (СПб., 1903; репринт: М., 1990);
«Русские праведники последних времен» (Пг., 1917, кн. 1–8); «Под благодатным небом. Один за всех (о Преподобном Сергии Радонежском)» (СПб., 1994) – это далеко не полный перечень книг. Многие из них переизданы уже в наши дни.
«Прекрасны они цельностью своих могучих характеров, – писал Евгений Поселянин о святых, – той великой сосредоточенностью, с какой провели свой земной век, не отходя от ног Христа Учителя, слушая Слово Его».
В 1919 году вышла книга Евгения Поселянина «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон» (СПб., 1914; М., 2002).
Книга Евгения Поселянина «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон»
«Восемнадцать с лишком веков от того дня, когда Дева Мария на руках Своего Сына была вознесена к великому Престолу и после жизни несказанной скорби, мук и унижений была коронована на чудное Царство Небесное, – эти восемнадцать веков бессильны были умалить восторг человечества пред тихой святыней Девы Марии, – пишет Евгений Николаевич. – В немногих дошедших до нас отзывах Ее современников слышно безграничное восхищение сердца, слышны чувства, превышающие всякие слова, не умеющие найти достаточных выражений».
Преподобный Варсонофий Оптинский
Преподобный Варсонофий вспоминал:
– Вы – идеалист, Евгений Николаевич, – сказал я ему, – в миру нет вам места, ступайте в монастырь, все равно в какой, хоть бы в наш, конечно, где хранятся заветы старцев. Пять лет пребывали бы послушником, десять лет – монахом, пять – иеродиаконом...
– Ну а потом?
– Потом вы были бы старцем, как отец Амвросий. Вы теперь внешний художник, а тогда сделаетесь внутренним.
Но потом у Евгения Поселянина была служба, творчество, арест, ссылка, новый арест... Ходатайство особого отдела ОГПУ: к гражданину Погожеву Евгению Николаевичу «применить высшую меру социальной защиты – расстрелять». 13 февраля 1930 года писателя не стало.
В «Воспоминаниях» дивеевской монахини Серафимы (Булгаковой) рассказывается о посмертном явлении мученика Евгения: «Евгений Поселянин, составивший «Подвижники благочестия», перед своей кончиной жил с неверующей сестрой в Петрограде. Видит он сон, как звонят по телефону, затем приходят ночью и уводят его. Он проснулся утром и пошел к своему духовнику отцу Борису, исповедался, приобщился Святых Таин.
Спасо-Преображенский собор, прихожанином которого состоял и по делу о разгроме двадцатки которого был расстрелян Е. Н. Погожев
В ту же ночь сон, который он видел, сбылся буквально: позвонили по телефону, потом ворвались, обыск, его забрали и увезли...
Через некоторое время сестра узнала, что он расстрелян. Она была неверующая и не стала его отпевать, и никому не сказала об этом из священников.
Через некоторое время его духовник отец Борис служит в храме, выходит покадить и вдруг видит – стоит на клиросе Поселянин. Когда священник подходит поближе, тот раскрывает свой пиджак, и отец Борис видит у него на груди рану от пули. Отец Борис спрашивает: «Когда это случилось?» В ответ Евгений Поселянин указывает рукой на икону Трех Святителей. Священник говорит: «Мне надо кадить; подождите, я сейчас вернусь», – и уходит в алтарь. Когда он вернулся, на клиросе уже никого не было».
На третий день после расстрела Евгения Погожева (Поселянина) верующие праздновали Сретение. Душа новомученика встретилась в этот день со Христом.
Читаем житие новомученика Евгения Погожева (Поселянина) со схиархимандритом Илием (Ноздриным).
Схиархимандрит Илий – Батюшка Илий, как человеку в жизни не потеряться? Вглядываешься в жизнь Евгения Поселянина, и внешне все в ней как будто нескладно: хотел одного – получал другое...
– Господь ведает душу каждого человека, и Сам ведет ко спасению. И каждому определяет то служение, где этот человек принесет наибольшую пользу.
Всегда надо искать воли Божией, трудиться над исполнением ее. А открывается нам воля Божия в Евангелии.
Это Откровение Божие для всего рода человеческого на все времена. А в опыте Церкви мы получаем изъяснение Евангельского закона применительно к нашей жизни. Нет ничего важнее того, чтобы знать Евангелие и строить свою жизнь в соответствии с волей Божией. Мы, к глубокому несчастью, часто не осознаем, насколько быстротекущи дни нашей жизни, как быстро мы встаем на пороге вечности.
Человек, может быть, и хотел бы что-то устроить здесь, но Господь отрывает его от земли, устремляет к вечности.
– Евгению Поселянину преподобный Варсонофий Оптинский предрекал старческое служение, лет через 20, если бы он стал монахом. Но он не стал монахом.
– Да, он писал. У него много прекрасных строк.
– К тому времени, когда, по расчетам преподобного Варсонофия, он должен был стать старцем, Господь дал ему мученическую кончину.
– Он был расстрелян?
– Да, и ныне прославлен в лике новомучеников.
– До скольких лет он дожил? Иногда человек может просто не успеть определиться: в монастырь ли ему идти или семью создавать. У него семья была?
– Он был единожды неудачно женат. Через полгода после женитьбы они с супругой расстались. Еще в юности он просился у преподобного Амвросия в монастырь, но старец ему запретил. «Сначала, – сказал, – университет окончи». А когда по окончании университета он снова приехал за советом, отец Амвросий благословил его: «А теперь пишите в защиту веры, Церкви и народности!» Потом, уже спустя 20 лет, преподобный Варсонофий уговаривал его в монастырь, но Евгений Николаевич ответил: «Поздно!» Ему было около 40. На 61 году жизни он был расстрелян. Как определяется путь ко спасению для каждого человека?
– «Аз есмь путь и истина, и жизнь» (Ин. 14:6), – сказал Господь. Сам Он и промышляет, и устрояет все определенным образом. Но здесь еще важно, насколько сам человек готов услышать и воплотить в своей жизни Божию волю. А это зависит от того, насколько чисто человек живет, молится, подвизается. Кто-то спасается в монастыре. А у Евгения Поселянина, значит, устроение души было иным. Господь его спас иначе.
Подготовила Ольга Орлова
17.05.2024