Отец Павел Флоренский: «Без Истины жить нельзя»

8 декабря 1937 года был расстрелян выдающийся ученый, философ и священник Павел Флоренский. У «русского Леонардо» была возможность эмигрировать – он предпочел остаться в России, а на допросах признал себя виновным в несуществующих преступлениях…

Александр Трушин
Александр Трушин

«Познать законы природы»

Родился Павел Флоренский, будущий «русский Леонардо да Винчи», 9 (21) января 1882 года в селе Евлах Елисаветпольской губернии (нынешняя Гянджа в Азербайджане).

Его отец Александр Иванович Флоренский, образованный и деликатный, утративший, однако, религиозность, главным считал "человечность". Он работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. «Со стороны отца предки мои – чистейшие русские, из поповичей, костромичи (мужская линия); по женской же линии со стороны отца я – москвич, и бабушка моя была правнучкою какого-то из московских вельмож…» – писал отец Павел своему духовному сыну философу В.В. Розанову.

rd.jpgО.П. Флоренская и А.И. Флоренский

Но тут же уточнял, что его «костромская кровь подмешана африканскою»: мать Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова происходила из древнего рода карабахских армян, по семейному преданию, ее корни уходили еще дальше, в Африку.

В 1900 году Павел Флоренский окончил с золотой медалью Вторую Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Ему прочили блестящую карьеру физика.

Эволюция научных и мировоззренческих взглядов молодого человека, далекого в то время от Церкви, на последних курсах гимназии была стремительной: от природного «натурализма», желания познать законы природы при помощи точных наук, до глубокой и осмысленной веры.

WhatsApp Image 2022-12-08 at 06.40.11.jpegСемья А.И. Флоренского. 1899 г. Павел – старший из семи детей 

Божий призыв

В 1899 году, в 17 лет, молодой человек переживает удивительный мистический опыт, который стал своего рода Божиим призывом, прозрением всей дальнейшей его судьбы.

EWhatsApp Image 2022-12-08 at 06.40.29.jpgПавел Флоренский – гимназист 

Вот как описывает сам отец Павел эти юношеские переживания: «Я спал глубоким сном, похожим на обморок, так что даже сновидений не было, или, во всяком случае, они забылись еще до пробуждения. Но соответственно сильным было чувство, правильнее сказать, мистическое переживание тьмы, небытия, заключенности. Я ощущал себя на каторге, может быть, в рудниках… Это был мрак, пред которым кажется светлою самая темная ночь, мрак густой и тяжкий, – воистину тьма египетская; она обволакивала меня и задавливала. Было ощущение, что никто теперь не поможет, никто из тех, на кого я привык рассчитывать, как на нечто незыблемое и вечное, не придет ко мне, даже не узнает обо мне. Я ощущал бессильными все свои интересы, занятия… Мною овладело безвыходное отчаяние, и я осознал окончательную невозможность выйти отсюда, окончательную отрезанность от мира видимого.

В это мгновение тончайший луч, который был не то незримым светом, не то – неслышанным звуком, принес имя – Бог.

Это не было еще ни осияние, ни возрождение, а только весть о возможном свете. Но в этой вести давалась надежда и вместе с тем бурное и внезапное сознание, что – или гибель, или спасение Именем и никаким другим» (Игумен Андроник (Трубачев). Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского). 

«Без Истины жить нельзя», – приходит к окончательному выводу Павел Флоренский. Во время путешествия через Кавказский хребет, по Раче и Куре его внутреннему взору в жаркий полдень 7 августа 1899 года открывается ограниченность физического знания. Флоренский неожиданно понимает, что Истина ему пока недоступна. Им овладевают тоска и отчаяние, он даже пишет безответное письмо Льву Толстому.

Кризис разрешается уже в Москве.

Философы

nest.jpgПавел Флоренский и Сергий Булгаков. Михаил Нестеров. 1917

В Московском университете Павел Флоренский знакомится с литераторами Серебряного века – Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Андреем Белым, Зинаидой Гиппиус и другими. Увлекается философией Владимира Соловьева. «Университет дал очень много мне и в смысле научном и, пожалуй, в нравственном, – писал он матери, – потому я там встретил некоторых лиц, с которыми схожусь в некоторых убеждениях, по крайней мере в положительном отношении к Церкви».

Наиболее близок Флоренскому оказывается религиозный философ Сергей Булгаков. Марксист в прошлом, Булгаков разделял взгляды Флоренского на учение о всеединстве человека и его истории с Богом и материальным миром. Художник Нестеров изобразил духовно близких людей – Флоренского и Булгакова – на картине «Философы».

Уметь пользоваться жизнью

По окончании Московского университета Флоренский поступает в Московскую Духовную академию в Сергиевом Посаде, где пишет магистерскую диссертацию «Столп и утверждение истины». «Живой религиозный опыт как единственный способ познания догматов», – определяет отец Павел общее направление своей работы.

WhatsApp Image 2022-12-08 at 06.54.02.jpegПавел Флоренский и Анна Михайловна Флоренская (в девичестве – Гиацинтова) 

Его оставили в академии – преподавать историю философии. К этому времени духовные искания были позади, и выпускник академии мечтал стать священником: для этого надо было либо жениться, либо принять постриг. Не зная, как поступить, однажды с другом он поехал на охоту. Бродил по лесу и вспомнил, что у этого товарища есть сестра, Аня Гиацинтова, которая живет в деревне и одинока. Отчего бы не жениться на ней? – подумал тогда Павел и вскоре написал девушке письмо.

В 1910 году они сыграли свадьбу. Семья окажется необыкновенно счастливой, в ней родятся пятеро детей: Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария.

«Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет», – писал отец Павел супруге из сталинского лагеря.

Предчувствуя, что ему не суждено заниматься воспитанием взрослеющих детей, в возрасте 34 лет отец Павел начинает писать автобиографическую книгу "Детям моим. Воспоминания прошлых лет". В ней есть такие строки: "Быть без чувства живой связи с дедами и прадедами  – это значит, не иметь себе точек опоры в истории".

После катастрофы

После революции, в 1918–1920-х годах Флоренский участвует в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, составляя описи имеющихся икон и древних панагий. Пытается убедить власти, что Лавра – величайшая духовная ценность и не может сохраниться как «мёртвый музей». На Флоренского поступают доносы, в которых его обвиняют в создании монархического кружка.

Именно отец Павел вместе с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым скрыли главу святого Сергия Радонежского, заменив ее на голову князя Трубецкого, когда большевики задумали вывоз мощей Преподобного.

После закрытия Лавры Флоренский работает в ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), затем трудится на заводе «Карболит» в Орехово-Зуеве; после – в системе «Главэнерго», занимаясь вопросами электрических полей и диэлектриков. В это время он получает 12 авторских свидетельств на изобретения в области химии.

С 1916 по 1925 год отец Павел пишет ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), трудится над воспоминаниями. В 1927 году он стал одним из редакторов «Технической энциклопедии», где опубликовал около 150 статей.

Старый сон

В 1928 году по ложному доносу Флоренского ненадолго арестовали и выслали в Нижний Новгород, где он работал в радиолаборатории. В 1933 последовал новый арест, приговор: 10-летнее наказание на Дальнем Востоке. Здесь Флоренского определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа.

Существует версия, что, находясь в заключении, Флоренский составил записку «Предполагаемое государственное устройство в будущем».

Наилучшим государственным устройством в работе названа диктатура, изолированная от внешнего мира. Возглавлять такую диктатуру должен вождь с выдающимися волевыми качествами. Впрочем, некоторые исследователи (в частности, доктор церковной истории протоиерей Владислав Цыпин) оспаривали принадлежность этой записки Флоренскому.

10 февраля 1934 года отец Павел был направлен в Сковородино (Рухлово) на опытную мерзлотную станцию. Здесь он проводил исследования, которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).

turm.jpgФотография из следственного дела П.А. Флоренского

В 1934 году супруга отца Павла Анна Михайловна с большим трудом выхлопотала разрешение на свидание с мужем и привезла ему весть о возможном освобождении. Президент Чехословакии Томаш Масарик предлагал Флоренскому свободу с условием эмиграции. Отец Павел отказался, и его тут же этапировали на Соловки.

15 ноября 1934 года он начал работать на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал 4 научных разработки.

solo.jpg Фото после закрытия Соловецкого спецлагеря

Спустя три года – 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области отец Павел приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Существует предположение, что похоронен он в общей могиле под Санкт-Петербургом («Левашовская пустошь»).

Анна Михайловна много лет ждала мужа, отказываясь верить в его гибель. Она пережила отца Павла на 36 лет, а умирая, просила похоронить себя с венчальными свечами и куском ткани, из которой было сшито ее свадебное платье.

На вопрос, почему отец Павел Флоренский не канонизирован Русской Православной Церковью, его внук, игумен Андроник (Трубачёв), ныне уже почивший, как-то ответил: «Позиция Комиссии по канонизации, которая поддерживается Священным Синодом, заключается в том, что человек, который признал себя виновным в несуществующих преступлениях, является лжесвидетелем...».