Иван Киреевский: «Человек – это его вера»

04-03.jpg

3 апреля

В этот день в 1806 года родился русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из теоретиков славянофильства Иван Киреевский (1806-1856). По словам современников, Киреевский поражал окружающих необыкновенным изяществом речи, удивительною глубиною мысли и обширностью познаний.

Русский экономист и декабрист Николай Тургенев писал, что «характер человека познается по той главной мысли, с которою он возрастает и сходит в могилу. Если нет сей мысли, то нет характера». Такая главная мысль была у Киреевского. «Человек – это его вера», – говорил он, полагая главным стремление к «сосредоточенной цельности духа, которая даётся только верой: осознанием отношения человеческой личности к личности Божества».

«Все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем общественно», – писал он. 

Ивана Киреевского считают одним из основоположников славянофильства. При этом он никогда полностью не отрицал ни западной философии, ни католической веры. Но он был против ограничения опыта познания рационализмом, отмечая: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины». 

Киреевский — из семьи столбовых дворян Тульской губернии. На шестом году лишился он отца, умершего от тифа: тот управлял Орловской больницей, где находились раненые русские и французские солдаты. В 1814 году в родовое имение Киреевских Долбино приехал близкий родственник матери поэт Василий Жуковский и прожил здесь почти два года. Воспитание своих внучатых племянников Ивана и Петра Жуковский хотел сделать «одним из главных дел своей жизни». Хотя это намерение ему и не удалось осуществить, между ним и племянниками установилась на всю жизнь прочная привязанность.

К 10 годам Киреевский прочитал лучшие произведения русской и французской литературы, в 12 лет хорошо знал немецкий язык. Когда в 1822 году семья переехала в Москву, Иван и Петр занимались у профессоров Московского университета. А в 17 лет Иван Киреевский стал «архивным юношей», то есть, как и многие дети дворян, был устроен на не слишком обременительную службу в Московский архив Коллегии иностранных дел.

Первой публикацией 22-летнего Киреевского была очень важная статья «Нечто о характере поэзии Пушкина».

Он был первым, кто определил место великого поэта в русской литературе: «Мало быть поэтом, чтобы быть народным; надобно еще быть воспитанным, так сказать, в средоточии жизни своего народа, разделять надежды своего Отечества, его стремление, его утраты, – словом, жить его жизнью и выражать его невольно, выражая себя».

У Киреевского были большие планы: и в личной жизни, и в профессиональной. Он написал «Обозрение русской словесности за 1829 год», в том же году посватался к любимой девушке, но получил отказ и уехал за границу. В Берлине слушал лекции Гегеля, в Мюнхене — Шеллинга.

В 1832 году начал издавать журнала «Европеец», собрал лучших литераторов, среди них — Баратынский, Языков, Жуковский, Одоевский, Вяземский, Хомяков, Пушкин также отозвался на приглашение. 

Журнал должен был стать лучшим. Но на третьем выпуске его закрыли. Причина — статья самого Киреевского «Девятнадцатый век», в которой цензура усмотрела требования со стороны автора Конституции для России.

Это был еще один сильнейший удар, пережитый Киреевским. За этим последовал отказ мыслителю в должности заведующего кафедрой философии в Московском университете. Потом — запрет на выпуск журнала «Москвитянин», преданного ему издателем Михаилом Погодиным. Когда в 1852 году славянофилы приступили к публикации «Московского сборника», а Киреевский написал для первой книги статью «О характере просвещения Европы», — журнал закрыли, автору сделано было «наистрожайшее внушение за желание распространять нелепые и вредные понятия». Ему было запрещено публиковать что-либо без утверждения в Главном управлении цензуры.

Последние годы жизни Киреевский провел в общении с Оптинским старцем Макарием, став его духовным сыном. Он взял на себя хлопоты по изданию святоотеческой литературы Оптиной пустынью (здесь он и был похоронен).

Их беседы с отцом Макарием касались сущности веры, путей постижения православия. В этих беседах, запечатленных в эпистолярном наследии, он приходил к пониманию «живого знания». Духовная жизнь, считал Киреевский, имеет характер цельности нравственного возрастания и мистического умозрения. Ум и сердце, знание и любовь дают цельное познание Абсолютного. 

Киреевский верил, что русский народ проникнется стремлением к живому, полноценному всечеловеческому христианскому просвещению.

Александр Трушин