Григорий Померанц: «Стиль полемики важнее предмета полемики»

Померанц.jpg

13 марта

В этот день родился Григорий Померанц (1918-2013), советский и российский философ, культуролог, писатель, эссеист.

«Любовь к Богу и к людям подобны. Любовь к Богу озаряет любовь к людям, и любовь к людям подсказывает образы любви к Богу. Такова вершина любви, где человек человеку икона и икона не заслоняет Бога».

Или вот такие: «Наивно представлять, что добро и зло идут друг на друга, как два войска с развернутыми знаменами. На самом деле добро не воюет и не побеждает. Оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных».

Так говорил человек, родившийся в Вильно в еврейской семье. Отец – бухгалтер, мать – актриса еврейского театра. Отец бежал из Польши в Москву, а за ним и жена с четырехлетним сыном. В 1940-м Григорий закончил литературный факультет Института философии, литературы и истории. Преподавал в Тульском пединституте. Когда началась война, Григорий пытался попасть на фронт добровольцем, но по зрению не взяли, служил поначалу в гражданской обороне, потом в ополченческом батальоне. В феврале 1942-го был контужен, но остался в строю. В партию вступил на фронте. Под Сталинградом служил бойцом и корреспондентом дивизионной газеты. Потом работал в войсковых редакциях. Награжден медалями и орденами.

А после войны путь его жизни напоминал судьбы Солженицына и еще тысяч младших офицеров. Сказал где-то лишнее – и угодил в лагеря. В 1949 году Померанца арестовали по обвинению в антисоветской деятельности, получил пять лет, просидел в Каргопольлаге до 1953 года. После реабилитации в 1956-м в партию больше не вступал.

Что касается сравнения с Солженицыным, то они с Померанцем не совпадали по многим вопросам общественной и нравственной жизни. Солженицын был яростным, непримиримым врагом советской власти. А Померанц писал: «Дьявол начинается с пены на губах ангела... Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца… В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат «Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создаёт цивилизацию».

Григорий Померанц написал много книг, статей, эссе. Но до 1987 года в СССР его не печатали – он был под запретом. Даже в 1985 году КГБ производило в его квартире обыск – искали антисоветскую литературу. О чем его работы? О писателях (глубоко знал и любил Достоевского, его диссертацию о Достоевском сожгли при аресте в 1949 году), о религиях, об истории. О русской культуре, одним из представителей которой он был. 

Вместе со своей второй женой Зинаидой Миркиной (первая умерла от рака после трех лет счастливой жизни) он написал интереснейшую книгу «Великие религии мира». В предисловии к ней есть такие слова:

«Наша книга о святынях, которые наполняли жизнь людей смыслом, о том, как этот смысл утрачивался и отыскивался вновь. Книга – о таинственной глубинной связи всех эпох и культур. Мы пытаемся проследить единую нить вечного света, проходящую сквозь множество существующих рядом или сменяющих друг друга форм религиозной культуры».

Как-то его спросили: «Что такое русская культура?» – «Думайте о Боге, пишите по-русски. Вот и будет русская культура», – ответил он.

 «Думайте о Боге...» На его языке это значило: «Ищите ту глубину бытия, в которой все встречаются, которая единит, а не разделяет».

Александр Трушин