Евгений Трубецкой: «Человек должен вырасти в Бога или упасть в зверя»

5 октября

11_760414.jpg

В этот день 1863 года родился Евгений Трубецкой – русский религиозный философ Серебряного века, искусствовед, юрист, общественный деятель. Трубецкой написал несколько работ о русской иконе. В 1918 году был опубликован труд Евгения Трубецкого «Смысл жизни». Он писал, что «человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в Бога или в зверя». И эта дилемма всегда определяла человеческую историю.

Он был представителем древнего литовско-русского княжеского рода, владевшего Трубецким княжеством. Семья считалась одной из самых просвещенных в России. Отец, композитор-любитель, служил директором Московской консерватории и Русского музыкального общества. Один из братьев Евгения, Сергей, тоже был философом, другой – дипломатом. Евгений и Сергей считались учениками (хотя далеко не во всем с ним соглашались) Владимира Соловьева, друзьями. Но в отличие от брата Сергея, склонного к рационализму, Евгений больше склонялся к мышлению художественными образами. По его собственному признанию, настоящий духовный переворот в его жизни произвела Девятая симфония Бетховена, услышанная им в исполнении Антона Рубинштейна на одном из светских вечеров в их собственном доме. С этого момента будущий философ осознал, что познание истины не может ограничиваться одним лишь рациональным путем, и всему его дальнейшему творчеству будет очень свойственен синтез разных философских методов и нередкое обращение к художественным образам.

После окончания юридического факультета Московского университета Евгений Трубецкой, как и положено было российским аристократам, записался вольноопределяющимся в Киевский гренадерский полк, сдал экзамены на офицерское звание. Но военная карьера его не привлекала, он увлекся философией.

Основная тема размышлений Евгения Трубецкого – поиск смысла жизни. С этой точки зрения он воспринимал все происходившее с ним и с Россией в начале ХХ века. 

Храм для Трубецкого – не только дом Божий, но и символ вознесения, воскрешения, вечного единения земли, в которую суждено уйти каждому из людей, и неба, где обитают бессмертные души; вертикаль церков­ного здания – словно торжество над смертью. 

Трубецкой считал, что события октября 1917 года были продиктованы именно выбором пути к превращению в зверя: «В России наступил кровавый хаос. И словно самой Родины нет больше, есть только враждующие между собой классы. А временами кажется, что нет больше и классов. Есть только хищные волки, которые рвут друг друга на части или собираются в стаи, чтобы вместе нападать на одиноких».

Трубецкой занял антибольшевистскую позицию. В 1918 году создал в Москве «Правый центр». Затем в Киеве участвовал в Совете государственного объединения России. Угроза ареста вынудила его покинуть Москву. Он пробрался в армию Деникина. Вместе с войсками отступал к Новороссийску. Там заболел сыпным тифом и умер в 1920 году.