В праздник Сретения Господня происходит встреча нашего ветхого человеческого с вечно молодой благодатию Божией.
В центре празднуемого ныне события – Сам Иисус Христос. И, будучи Младенцем, Он вносит Себя в дом Бога Живаго. Его встречает человек веры – Симеон, ставший символом ветхозаветной Церкви, прошедшей свои исторические пути горячей верой в грядущего Спасителя.
На руках старца символично происходит встреча двух религиозных эпох: Ветхий Завет уступает человеческие сердца Завету Новому. Свое венценосное восполнение находит и вера праведников богоизбранного народа, весь массив вдохновенного знания истинных мудрецов, и радость носителей народной совести – судей и пророков.
Истина обретается искавшими Ее в течение тысячелетий, весь мир встречается со Смыслом своей истории.
Для Симеона встреча с Богомладенцем стала славным венцом его земной жизни. В Симеоне сквозит благостная старость, увидевшая Бога: к концу исключительно многолетней жизни в душе засветилась некая внутренняя состоятельность стать Богоносцем, взявшим Самого Бога на руки (сердца). Поэтому верующего старца ожидает встреча с Вечностью – с душой, расширенной Светом и полной Жизнью. Пусть пострадав за недоверие, пусть вслепую во всех смыслах (он был слепцом), но он дождался – в простоте, естественности, со слезами радости на глазах.
Исторический Симеон отходит к Богу блаженной смертью. Сама смерть для него – радость и исполнение обетований, встреча с Вечностью, смотрящей на тебя детской чистотой и светлой сладостью предвкушения долгожданного возвращения в «объятия Отча».
У нас сегодня в Церкви праздник молодежи. Но сегодня и праздник старика – Симеона Богоприимца. Хотя вообще-то стариков не любят: с ними неудобно. С ними некомфортно в плане физическом (за ними же надо ухаживать), психологическом (сознание ведь стареет), на них надо тратить силы.
Не всегда седины – признак мудрости. А наличие вокруг родственников и друзей – не всегда свидетельство благодатности сердца. Награды, которые мы в старости получаем от людей, не освободят нас от строгости Небес. А большая недвижимость, оставленная грызущимся из-за нее детям, не поменяет стандартные размеры гроба.
Но каждый из нас призван стать Богоприимцем. Нам нужно в конце жизни обрести богатство Симеона: плоды благочестия и веры всей прожитой жизни, развязанные узлы свободно избранной судьбы, «карающей» за ошибочные поступки, слова, мысли, чувствования.
Мы сами выбираем свои пути и весь набор последствий (как благостных, так и не очень) – они наши.
Добрые плоды невидимы, но ощутимы сердцем: мирность, тихость, благостность, светлость, радостность, глубокое чувство насыщенности жизнью в крепкой надежде на милосердие Божие.
И часто душа, богатая такими добродетелями, сквозит через лицо, которое потихоньку становится уже ликом. Для такого человека смерть – «приобретение», она теряет трагическую окраску и наполняется неподдельной радостью, предвкушением той свободы, света и встречи со Христом.
Поэтому сегодня – праздник. Сегодня вечно молодой Бог освещает Своим присутствием не только Иерусалимский храм, но и каждую храмину, то есть каждого из нас. Это встреча нашего ветхого человеческого с вечно молодой обновляющей нас благодатью Божией.
Призадумаемся, какие плоды обретем мы тогда, когда Господь нас призовет. Будет ли у нас светлый лик, либо окажется утомленное жизнью, пороком, уже практически не лицо…
Давайте проживем то, что нам Господь оставил в этом мире, так, чтобы легко было уходить.
Чтобы это чувство цельности, уже насыщенностью жизнью нас не оставило. Чтобы мы забрали его с собой туда, где Вечный Свет.
И это чувство полноты жизни – и есть уже предвкушение Рая Господа.
Ему же слава во веки. Аминь.
16.01.2025