12 января 2024 года исполнилось 55 лет священнического служения известного духовника и старца отца Валериана Кречетова (в монашестве архимандрита Серафима). 53 года из 55 лет батюшка служит в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области.
После литургии 12 января отец Валериан рассказал о своем пути к священству, поделился видением наиболее актуальных проблем современности, в частности, коснулся темы войны и мира.
Сотрудники медиаресурса от всей души поздравляют дорогого батюшку с 55-летием священнического служения! Многая и благая лета, дорогой отец Валериан! Предлагаем фрагменты проповеди батюшки 12 января 2024 года.
.12 января 2024 года. Богослужение в день священнической хиротонии архимандрита Серафима
Милостью Божией 55 лет назад Господь сподобил меня благодати священства. Меня рукополагали в храме Покрова Пресвятой Богородицы Московской Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. И вот 53 года я служу здесь, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулове. Так промысел Божией ведет всех нас…
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Акулове Московской области, где батюшка служит 53 года
Когда я еще только пожелал стать священником, будучи студентом института, мы с отцом, протоиереем Михаилом, побеседовали, и он сказал, что в священническом служении важны исповедь и проповедь, живое слово. Я подумал, что так и буду служить, проповедовать. После этого мы легли спать.
В священническом служении важны исповедь и проповедь, живое слово
И вдруг я вижу себя в Благовещенском храме в Зарайске, в котором вырос. Эта церковь имеет два предела: Архангела Михаила и Преподобного Сергия. Мы служили большей частью в пределе Преподобного. Но я вижу себя в пределе Архангела Михаила – в полном облачении. И слышу внутренний голос Ангела-хранителя из того мира: «Ты желал быть священником, ты – священник». У Бога ведь нет времени, это было за 12 лет до священства. Я думаю, а что-ж сказать? Взял крест и чувствую: не готов. Ведь это не так просто.
Уже потом я понял, что все совершает благодать Божия, благодать священства. Именно она ведет священника и животворит все священнодействия. А священник только участвует или не участвует.
Еще Патриарх Алексий I (Cиманский) говорил будущим священникам – запомните: если вы будете вести достойную жизнь христианина, священника, то благодать в Таинстве будет проходить через вас, каждый раз вас освящая. А если вы будете вести недостойную жизнь – благодать будет проходить мимо вас».
Поэтому, ксати, старец отец Николай Голубцов (в свое время духовник блаженной Матронушки Московской, который ее и отпевал, он же был духовником моей матушки Наталии Константиновны), особенно любил совершать Крещение. У нас некоторые молодые священники говорят: Крещение – это долго, хлопотно. На самом деле во время этого Таинства священник произносит молитву, в которой есть такие слова: «…омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою и десницею духовною, да не свободу иным возвещаяй, и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен буду».
И вот заканчивается служба, священники – кто молебен служит, кто панихиду, кто венчает. А отец Николай всегда спрашивал: «Крестины есть? Дайте мне, у меня грехов много!»
Видимо, оттого, что я очень грешный человек, Господь сподобил меня в Переделкине по 70 с лишним человек крестить в один день – в три приема. Тогда, когда в Москве требовали вести учет, а в Переделкине мы никого не записывали, и народ туда просто валил. Я выходил из крестильного храма сам как из купели, мокрый насквозь – всех до последнего приходящего крестил…
Современная церковь Новомучеников и исповедников Российских в с. Акулово возведена на месте старого Покровского храма
Так вот, в диаконы меня рукополагали в храме Архангела Гавриила в Москве, в Телеграфном переулке, в день Архангела Михаила – 21 ноября 1968 года. А меньше чем через два месяца после диаконской хиротонии, в Лавре Преподобного Сергия, в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы, – 12 января 1969 года – уже во священники.
В субботу вечером 11 января 1969 года, я приехал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Многие семинаристы, батюшки разъехались – Рождество было, Святки. В алтаре оказались одни дьяконы, человек шесть, в том числе архидиакон Герман (Дубов), который в Даниловом монастыре служил, он почил несколько лет назад. Благочинный всех благословил и куда-то отлучился. Мы в стихари облачились, стоим, а начинать некому. Я говорю отцу Герману: «Сколько дьяконов, рукоположили бы кого-нибудь, сейчас бы и начали». Он говорит: «Давай тебя». Ну, пошутили, стоим…
Вдруг входит владыка ректор архиепископ Филарет (Вахромеев) – начинает Всенощную, читает молитвы.
Смотрит – вокруг одни диакона. Поворачивается ко мне и говорит: «Готов во пресвитеры?» Я говорю: «Владыка, как сказать, всегда не готов по высоте, но, в общем-то, готов к служению». У меня было такое чувство, что отказываться я не имею права. «Завтра будешь». И всё.
А папа мне заранее дал свой иерейский крест, чтобы я его надел, когда будут рукополагать. Но никто ж не знал, что хиротонию так внезапно назначат, я звоню домой, и Елена Владимировна, теща моя, надела крест на матушку Наталию Константиновну – чтобы та отвезла его в Лавру. Супруга приехала, а служба уже началась, и она постеснялась среди церкви снимать с себя крест иерейский, передавать его в алтарь. И так она уже в кресте стояла, а на меня еще только возлагали.
На матушке-то Наталье Константиновне был серебряный, а на меня – медный, посеребренный только, возложили.
Когда-то протоиерей Николай Голубцов сказал мне, что женитьба на ней будет первым шагом к священству. Я пришел к нему, говорю: «Батюшка, я хотел бы стать священником. А матушкино служение очень тяжелое. Выдержит ли Наташа?» Отец Николай отвечает: «Готовься к священству. Я к этому готовился всю жизнь. – А потом добавил: – Вот женишься на ней – будет сделан твой первый шаг к священству».
Сама-то Наталья Константиновна Богом была матушкой наречена, как говорил о ней ее духовник, отец Николай Голубцов. Мне с матушкой просто повезло.
Могила Натальи Константиновны Кречетовой (1939-2022) на Акуловском погосте за Покровским храмом
…И вот заканчивается вечерняя служба, владыка говорит отцу Герману: «Завтра иерейская хиротония». Тот спрашивает: «Владыка – кого рукополагать?» Потом на меня смотрит – а по мне сразу видно: «Его, что ли?» Владыка говорит: «Отдиаконствовался».
Когда, став священником, я в первые годы служил в Переделкине, один из духовников Троице-Сергиевой Лавры отец Тихон (Агриков, в последствие – схиархимандритом Пантелеимон), участник Великой Отечественной войны, говорил: «Теперь должна быть исповедь как проповедь, а проповедь как исповедь».
Я тогда был молодым священником, а он преподавал пастырское богословие. Первое, что он мне сказал: «Запомни, нет людей, недостойных причащения: все достойны, потому что все недостойны. Придет человек к тебе – руки в крови, скажет: “Причасти меня”. Ты должен его причастить. А когда можно причастить человека, если он наелся, здоров и пьян? Когда он в атаку идет…» Я теперь говорю эти вещи будущим полковым священникам.
Но когда нет возможности подробно исповедовать каждого, то, тогда, по словам отца Тихона, исповедь и должна быть как проповедь, а проповедь как исповедь. То есть в проповеди должны присутствовать признаки покаянного чувства, а на исповеди – проповедь об истинном покаянии. И по большому счету это есть начало исповеди через проповедь о покаянии. В разрешительной молитве так и читается: «Подаждь ему образ покаяния…»
Тут, конечно, прежде всего Сам Господь всё совершает – помогает, утешает. Ты думаешь: «Господи, как же так? Ведь человек все-таки пришел. Уже хорошо». А теперь «идеже умножится грех, преизобилует благодать» (Рим. 5:20). Где человеческих сил уже не хватает – благодать покрывает всё.
Все совершает Господь. А уж как Он решит – это Его святая воля. Сейчас насущный вопрос касается событий, которые происходят между бывшей Киевской Русью и Великороссией. Их сущность очень простая, ее раскрывает святитель Николай Сербский (Велимирович) в книге «Война и Библия».
От нас требуется покаяние, а Господь решит. В войне побеждают не полководцы, а побеждает Бог
Война возникает, когда грехи народов начинают превышать долготерпение Божие. Постепенно кого-то Господь забирает, кого-то укрепляет, а заканчивается все тогда, когда или одна, или и та и другая стороны начинают каяться. Война 1941 года началась в день Русских святых, а закончилась в день святого великомученика Георгия Победоносца, довольно знаменательно – на Пасху.
Будет то, что Бог даст. Ответ на вопрос, который для многих кажется неразрешимым, очень простой.
Святитель Николай (Велимирович) приводит цитаты из Ветхого завета, пишет, что «воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога и кто исполняет Его закон».
Духовный взгляд помогает ответить на вопросы относительно происходящего вокруг нас и в нас самих.
14.10.2024