В этом году память 40 Севастийских мучеников перенесена на 23 марта. Публикуем слово об этом празднике архимандрита Серафима (Кречетова; до пострига протоиерея Валериана).
В Празднике 40 Севастийских мучеников присутствует Евангельская символика. Почему именно 40 мучеников было умучено в озере ледяном? Так Промыслом Божиим было устроено, что число тех, кто исповедовал Христа, – было 40. Здесь есть определенный смысл. 40 дней Господь постился в Иорданской пустыне, 40 дней Моисей был на горе Синай. Число 40 освящено подвигом Самого Спасителя и Его сподвижников и предтеч. Поэтому в этих примерах есть некий глубокий смысл, который от нас, может быть, и сокрыт.
Частично он раскрывается притчами – например, притчей о добром самарянине. Господь дал 2 динария. Почему не 3, почему не 10? 1 вроде как и мало, но и 2 не много. Как объясняют это святые отцы? Тело и Кровь Свою дал Господь. Число 40 тоже заключает в себе некий смысл. В свое время была напечатана даже такая брошюра «Символика чисел». Каждое число несет определенный смысл. Число 3 символизирует Святую Троицу. А 40 – что это? Мы знаем 4 стороны света, 4 времени года, 4 конца Креста, 4 Евангелия и т.д. 4 умноженное на 3 = 12. 12 колен израилевых. 12 учеников Спасителя. 3 умноженное на 10 = 30, это 30-летие мудрости – в это время Иоанн Креститель и Сам Господь вышли на проповедь. 30 лет в древности – это был возраст, когда человек мог уже что-то говорить, учить. До 30 лет он должен быть только слушать. Не случайно поэтому возраст пресвитера по церковным канонам должен быть не меньше 30 лет.
40 – это 4 умноженное на 10. В этих цифрах есть какой-то смысл. В 7-й день Господь почил от дел Своих и для нас числом 7 до сих пор измеряется наш трудовой цикл. 7 седмин = 49. 7 умноженное на 10 = 70, вспомним 70-летний вавилонский плен. Сначала человек не знает, почему так или иначе в его жизни все получается. Но, как говорит Священное Писание, у Бога все определено числом и мерою (см. Прем. 11, 21). И все в нашей жизни происходит так, как должно быть. 8 – образ будущего века, восьмерка и изображается как знак бесконечности. Так все раскрывается в путях Промысла Божия. Поэтому с такой любовью святые отмечают, что именно 40 мучеников в Севастийском озере заморожено было.
Севастийское озеро
Число это было определено Богом, потому что 40 венцов для них приготовлено было. И когда один из них не выдержал мучения ледяной водой в озере и убежал в баню, разогретую на берегу, для тех, кто готов отречься, то тот, кто топил баню, вдруг увидел, что один венец остался свободным и он быстрее побежал в озеро, встал среди мучеников, исповедовал себя христианином и получил этот 40-й венец! Есть Евангельское чтение о том, что последние получили столько же, сколько первые (см. Мф. 20:1-16), – на примере последнего севастийского мученика слова этой притчи и исполнились. В этом глубочайший смысл.
Никто не может роптать и сказать: Вот если бы я раньше знал … Нет! Вот ты познал Истину, ты можешь встать в ряд с теми, кто Истине уже сопричтен. У нас привыкли часто оправдываться: Вот, если бы я с детства был воспитан… Нет! В любой час, если ты решился служить Богу, Господь принимает тебя. У Бога нет времени. Это для нас время: до – после. Для Бога всегда: есть. Поэтому раньше, позже – это все равно вместе.
Господь нам дает надежду в любой момент жизни положить начало. И получить венец.
Более того, мы имеем пример разбойника, который наследовал жизнь вечную в единодесятый час. Праздник 40 Севастийских мучеников всегда бывает Великим постом. И на Страстной седмице мы услышим песнопение: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи». Здесь как раз есть утешение всем кто, как говорят, «опоздал». Никто не опоздал. По-человечески можно куда-то опоздать. У Бога всегда все вовремя. Поэтому кто-то тоже хорошо сказал, имея в виду срок, когда Господь каждого из нас призывает: Бог никогда не спешит и никогда не опаздывает. Праздник 40 Севастийских мучеников дан нам в назидание и утешение. Обители райские готовы. Кто их займет, зависит от нас. Нужно только потрудиться над своей душой. Нужна решимость.
Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле. Преподобный Иоанн Лествичник
Так просто: решил и больше не оборачивайся вспять. На самом деле это необходимое условие: решить и не думать. Потому что когда человек начинает как бы думать, вокруг него, как рой комариный кружатся бесы, каждый пытаясь что-то впихнуть, и смотрят: на что он «клюнет», обратит внимание. Есть направление к Истине – и все! Что еще колебаться, о чем тут думать? Тем более, если вопрос касается Бога, то все в руках Божиих.
Сильнее Бога нет никого. Поэтому Господь может совершить все, что угодно.
Не так давно произошло чудо в Сирии. Человек, у которого не было долгое время детей, обратился к Матери Божией. И когда ребенок родился, он опять поехал в монастырь, чтобы Божию Матерь отблагодарить, но попал в засаду к преступникам. Они его убивают и расчленяют его тело. Но он говорит: я душой чувствовал постоянно присутствие Матери Божией и Ее Сына. Душа его видела, что с его телом вытворяли. Но Матерь Божия составила его тело заново, сшила части тела непонятным науке образом. Он исповедовал это чудо, принял Крещение, и вся семья его покрестилась. Такие чудеса происходят и в наши дни!
Когда у преподобного Серафима Саровского спросили: Почему сейчас нет святых? Он ответил: В людях оскудела решимость.
Решимость нужна! – только и всего. Благодать она одна и та же. Чтобы она могла действовать в нас, нужна решимость.
Чуть-чуть только человек решится и тут же – буря искушений, и человек падает, по крайней мере, спотыкается. Когда мы сомневаемся в благости Божией, будем обращаться за укреплением веры к житиям святых.
Господь принял души 40 севастийских мучеников, но Бог же мог их и сохранить. Господь все может. Нужно – сохранит, а души 40 севастийских мучеников Господь принял в Царствие Небесное в назидание нам. Нужно только решиться, – и Господь все устроит. Великое для великих. Это сильным Господь попускает великие муки, нам и малые скорби зачтет.
Тот же отец Иоанн (Крестьянкин) замечательно говорит: «Чтобы научиться свободе, нужно преодолеть страдания».
Но опять же страдания – это для страдальцев. А мы по большей части не страдальцы. Мы только чувствуем себя страдальцами. Но страданий у нас особых нет. Хотя бы малый дискомфорт, малые неудобства нам претерпеть и уже почувствуем себя немножко свободными. Для этого и дается нам пост.
Цель поста – освободить нас.
Сухарики есть, водичка – слава Богу! Жить, оказывается, так просто. Жизнь становится проще и свободнее. С Божией помощью: там помолчал, там потерпел – и на душе мир. Пусть и не венец получить, но хотя бы, как кто-то сказал, где-то у порога обители райской-то Господь сподобил бы места.
Но преддверие-то райской обители – храм Господень на земле.
В храме стояще Славы Твоея, на небеси стояти мним.. Как сказал Давид: «Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ; изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениях грешничих» (Пс. 83:11). Лучше быть пылью около храма, чем в дворцах земных жить, где вся пыль и грязь вычищены, но любви нет. Поэтому будем посещать храм Божий и радоваться Господу. Аминь.
Записала Ольга Орлова
14.10.2024