Как «скрутить в бараний рог» дарвиниста. Памяти русского старца Сергия Орлова

Отец Сергий и отец Валериан Вчера, 7 февраля, в Акулове, что под Москвой, вспоминали бывшего здесь настоятелем и упокоенного у алтаря Покровского храма русского старца Сергия Орлова (в постриге иеромонаха Серафима; 1890-1975) – духовника нынешнего почетного настоятеля отца Валериана Кречетова (в постриге архимандрита Серафима).

А сегодня, 8 февраля, в День российской науки, стало ясно, насколько актуален и насущен опыт старцев: ВЦИОМ опубликовал данные о том, что большинство россиян не желает ограничиваться теорией Дарвина при изучении происхождения человека.

Церковь-кормилица

Покровскому храму в Акулове уже более 215 лет, а молитва на этом месте (в том числе в старой деревянной церкви) совершается все 350. Один из современных архиереев, оказавшись здесь, как-то не смог удержаться от восклицания: «Какое место намоленное!» Да и каждый это чувствует. Изустно передаются даже такие слова: «Тот, кто будет бывать в Акулове, спасется». Тут на погосте еще столько и мощей новомучеников и исповедников минувшего XX столетия собрано. 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.jpg Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Акулове 

Более полувека у престола в храме Покрова Пресвятой Богородицы предстоит отец Валериан Кречетов (архимандрит Серафим), это место служения он унаследовал от своего духовного отца – протоиерея Сергия Орлова (иеромонаха Серафима). При советской власти храм не закрывался в том числе благодаря служению без малого 70 лет его дедушки и отца, священства из рода Орловых.

Деда – священника Петра Боголюбова – рукополагал в эту церковь ещё святитель митрополит Филарет (Дроздов).

А вот отец батюшки Сергия священник Василий Орлов прослужил здесь вплоть до самой революции почти 45 лет. Общаясь с известными меценатами Перловыми и Корзинкиными, он все их вспомоществования тратил на то, что кормил бедноту.

«Так что, когда говорят, что Церковь наживалась, – это ложь, – говорит архимандрит Серафим (Кречетов), – Церковь кормила».

Подарки обязательно раздавались малоимущим семьям на Рождество и Пасху.

Сам отец Василий с семьей, в которой было восемь детей, полностью питались от хозяйства. Матушка обшивала детвору. Денег почти не было, редко кто даст какой-то пятачок. «Ревностным старанием», как запечатлели хроники тех времен, отца Василия там же в Акулове было построено приходское училище. Сам пастырь в нем обучал детишек из окрестных деревень.

Отчасти поэтому в революцию народ, которого кормил и учил батюшка, не мог поднять руку на храм. Придумали вот что. Храм был разделен перегородкой на две части: летнюю с центральным Покровским и тоже Богородичным приделом иконы Божией Матери Казанской, а также зимнюю с приделом святителя Николая. Всю зимнюю часть засыпали овощами. Когда службы шли, ее, разумеется, отапливали. «Это Церковь нам помогает, чтобы овощи не промерзали», – заступался народ. Так храм и не посмели ни закрыть, ни снести.

Нынешний почетный настоятель архимандрит Серафим застал старушек, которые в те времена были ещё девчонками, а потом рассказывали: «На две трети храм действующим оставался. Там служба идет, а тут мы за перегородочкой картошку перебираем, слушаем, молимся».

Есть любовь – есть пастырь

Отец Сергий Орлов .jpg Отец Сергий Орлов

Будущий отец Сергий Орлов родился в 1890 году, был младшим сыном в семье. Ему отец и завещал продолжить служение в акуловском храме. 

В Московской духовной семинарии он учился при ректоре архимандрите Феодоре (Поздеевском). В 1910 году закончил духовную школу. Доучиться дали только потому, что отец был благочинным. Чуть было не отчислили, потому что «“Капитал” Маркса подпольно прорабатывал», как признавался потом сам отец Сергий.

– Да вам они памятник должны поставить! – шутил про коммунистов отец Валериан, нынешний архимандрит Серафим. – У них таких подвижников уже нет... И как Вам, батюшка, это произведение?..

– Написано филигранно. Но в жизни всё наоборот, не учтен человек, – отметил тот.

На вопрос о том, что ждет Россию, что будет дальше, конец ли это, более полувека назад отец Сергий сказал:
– Может быть, еще 100 лет... У Бога столько средств, вот так все повернет, – и перевернул руку ладонью вверх, – заснем при одной власти, проснемся при другой.

Когда однажды у них потом зашел разговор о Ленине, отец Сергий вдруг спросил:

– А кто это? Что за личность?

Отец Валериан растерялся... Тогда уже его имя было на слуху везде и всюду в стране.

– Это никто! – уверял современник начала XX века. – Выскочка, публицистишка. Я был в гуще революционных событий, о нем и не слышали, его никто не знал. 

Потом уже, получается, издевательски сделали из этого жадного до крови людской устроителя красного террора, который прямо говорил, что ему «на Россию плевать», идола русского народа.

Свщм. Димитрий Остроумов.jpg Священномученик Димитрий (Остроумов)

Многие из сродников и знакомых отца Сергия сподобились мученической кончины. Муж его родной сестры Олимпиады Васильевны – священник Димитрий Остроумов 30 августа 1937 года был расстрелян на Бутовском полигоне. Ныне прославлен в лике священномучеников.

На чердаке дома Остроумовых долгие годы тайно жил митрополит Нафанаил (Троицкий), до того прошедший тюрьмы и лагеря. Преставился он в 1933 году. Когда спустя 30 лет отец Сергий, собиравший для погребения на акуловском погосте мощи страдальцев, переносил туда его останки, они были обретены нетленными. 

В доме самих Орловых в поселке Дубки недалеко от Акулова в 1930-ые годы доживала последние два года вернувшаяся из иркутской ссылки с туберкулезом схиигумения Фамарь (Марджанова). После разорения устроенного ею незадолго до революции Серафимо-Знаменского скита она с сестрами нашла в семье Орловых последний приют. Служить литургию к ним приезжал ее духовник священномученик епископ Арсений (Жадановский), расстрелянный через год после смерти матушки 27 сентября 1937 года на Бутовском полигоне.

От владыки Арсения через отца Сергия батюшка Валериан (архимандрит Серафим) унаследовал завет, который, безусловно, воплощает в своем служении: «Есть любовь – есть пастырь».

Отповедь юному дарвинисту, которая весьма актуальна и сегодня

А вот в молодости отец Сергий, а тогда Сергей Васильевич, увлекался, как и многие тогда из молодежи, и новомодными теориями. Даже дарвинизму сочувствовал…

Старица Рахиль (Короткова) .png Старица Рахиль (Короткова)

Интересно, что в День российской науки 8 февраля 2024 года опубликована информация от ВЦИОМ: более половины россиян (62%) считают, что в образовательных учреждениях нужно преподавать как дарвинизм, так и креационизм, поскольку в обществе нет единства по вопросу происхождения человека…

А вот как сестра Елена Васильевна вразумила тогда братца. Она отвезла его к ныне уже прославленной в лике преподобных старице Рахили (Коротковой) в Спасо-Бородинский женский монастырь. Когда приехали, оставив своего спутника в коридоре, сестра зашла в келью схимницы и попросила ее побеседовать с Сергеем.

– А, это тот Сергей, – отозвалась та громким голосом, так что было слышно находящемуся за стеной «дарвинисту», – у которого мама обезьяна?

Архимандрит Серафим (отец Валериан) разъясняет непонятливым, что теория Дарвина предполагает, что, чем старше поколение, тем ближе к обезьянам. Родители, воспитывающие детей в таком антирелигиозном ключе (часто еще и называя их самих «обезьянками»), должны отдавать себе отчет, как их дети будут к ним относиться.  

Христианство учит, что человек произошел не от обезьяны, а от Бога, соответственно и те, кто старше – ближе к Богу, а не к обезьянам, потому-то они и почитаются. Это одна из краеугольных заповедей: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12).

Отец Сергий и отец Валериан с матушкой Наталией и сыновьями.jpg Отец Сергий и отец Валериан с матушкой Наталией и сыновьями

А тогда юный Сережа, услышав слова старицы, был очень смущен и стал себя успокаивать тем, что ей про него, должно быть, наговорили…

Когда потом сыну нынешнего настоятеля храма отца Валериана (архимандрита Серафима) в школе одноклассник как-то покажет альбом приматов:

– Смотри, наши предки!

– Может быть, ваши, но не мои, – отрежет тот.

А старица-прозорливица Рахиль усадила тогда будущих монахов – брата с сестрой – за стол и стала приговаривать:

– Мы тут чай пьем, а воры-то лезут, лезут...

Когда те вернулись в Москву, оказалось, что квартиру, где они жили, действительно обчистили...

Подобные встречи заставляли задуматься, и когда в 1946 году вновь после 26-летнего перерыва открылась Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергей Васильевич поехал туда на исповедь.

От нас зло не должно исходить. Исполненный завет

Сергей был, кстати, рожден на праздник апостолов Петра и Павла. Мама даже хотела назвать его Петром. Но во сне ей явился святой Сергий Радонежский и повелел дать младенцу свое имя. Здесь, в Сергиевой обители, спустя полвека и произошла главная перемена в жизни опекаемого Преподобным тезки.

Отец Сергий сподобился носить имена двух величайших преподобных России. После он примет монашеский постриг с именем преподобного Серафима Саровского. Пострижет его по благословению Святейшего Алексия I ныне прославленный в лике преподобноисповедников глинский схиархимандрит Андроник (Лукаш).  

– Чувствую грех на мне, – исповедуется только что приехавший в Лавру сын священника, – просьбу отца моего я не выполнил...

– Подойди-ка сюда, – вдруг обернулся батюшка, исповедующий за соседним аналоем, – что же тебе мешает? Иди сейчас, образования тебе хватит.

Так 28 июля 1946 года Сергей Васильевич был рукоположен во диаконы, а потом 2 августа во священники к Покровскому храму в Акулове, где ранее служили его дед и отец, и таким образом продолжил их дело.

Как-то один «всезнайка»-журналист оказался в купе попутчиком отца Сергия да еще и расстроился поначалу: «С попом ехать – не повезло же мне!» А потом сам признавался:

– Я вошел в купе атеистом, а вышел верующим. Отец Сергий меня в бараний рог согнул. Я не встречал человека с такой эрудицией. Он любой вопрос знал до глубины.

Хотя главный завет старца, как рассказывает его духовный сын отец Валериан (архимандрит Серафим):

 – От нас зло не должно исходить.

Так ведь и «в бараний рог скрутить атеиста» – важное добро, как сами же потом и осознают бывшие дарвинисты-атеисты…

Ольга Орлова



Часть данных приводятся по статье Анны Бецис, остальное – по лично записанным воспоминаниям архимандрита Серафима (до пострига протоиерея Валериана Кречетова) и с сайта pokrov-akulovo.ru.


Другие статьи по теме

Высота Сергей Прокудин-Горский. Царский фотограф, пионер цветной фотографии
Трушин Александр
Живое наследие Любимые изречения отца Валериана (архимандрита Серафима (Кречетова)
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Образ святости «Матрёша, помоги мне!» В беде обращайтесь к блаженной Матроне Анемнясевской
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Высота Игорь Тамм, уточнивший Эйнштейна
Высота Наталья Бехтерева. Свидетельство академика о том, что где врачи бессильны, помогает вера
Образ святости Дивное Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богородицы и пророчества о будущем величии России
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Вера Архимандрит Серафим (Кречетов): «Жизнь Церкви зиждется на преемстве»
Орлова Ольга
Высота Князь-изобретатель Борис Голицын, который и бюрократов прочихвостить мог
Высота Прасковья Гагарина и ее первый полет на воздушном шаре
Вера Живите как православные, а не как иноверцы. Слово архимандрита Серафима (о. Валериана Кречетова) в день 87-летия