4 января Церковь вспоминает горячо чтимую русским народом великомученицу Анастасию Узорешительницу. Неужели ее подвиг, отделенный от нас более чем на 15 веков, уже лишь история и только? Можем ли мы ей подражать? Разбираемся вместе с духовником Донского монастыря иеромонахом Валентином (Гуревичем).
«В темнице бех, и приидосте ко Мне» (Мф. 25:36) – эти слова Господа некогда глубоко запали в душу светлой девушки Анастасии. Жила она в Риме. Отец был язычник из знатных сенаторов. А вот мама – тайная христианка, в христианской вере и воспитавшая дочь.
Святая мученица Анастасия Узорешительница
Но как только мать умерла, отец выдал дочь замуж за такого же, как он, язычника. Анастасия хотела хранить девство, и это ей удавалось, – только муж пытался к ней подступиться, она ссылалась на неизлечимую болезнь. И он, боясь еще и заразиться, оставлял ее в покое.
А она собирала бинты, мази, обеззараживающее, еду, питье и спешила в тюрьмы. В них тогда пребывало в заточении огромное количество христиан. Это было врем правления жесточайшего Диоклетиана.
Как-то уже в наши дни одна тоже бодрая и светлая девушка из Эстонии шагала в Москве по Красной площади и увидела Мавзолей… «Ленин», – прочитала она.
– Это кто? – спросила спутников, кивнув на этот зиккурат.
А они тоже были из монашествующих, поэтому нехотя глянули в ту сторону.
– Э-э… Это вроде Диоклетиана, – пояснил игумен одного из московских монастырей.
– Понятно, – ответила эстонская послушница.
И все они тихо, ничего не опасаясь, пошли себе дальше…
Но время подвига к каждому из нас всегда на самом деле ближе, чем мы думаем…
А у юной Анастасии, что жила в IV веке в Риме, вскоре умер отец, и она унаследовала его внушительное состояние. Но муж, уже прознавший про то, куда отлучается жена, запирал ее в подвале, избивая так, что надеялся она вскоре умрет, и всё ее наследство достанется ему. Но духовник, с которым продолжалась тайная переписка, ободрял свое чадо:
«Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь».
После дождика бывает солнышко и наоборот, – как говорят у нас в народе.
А еще сказано: не рой яму другому, сам в нее попадешь. Муж-истязатель вдруг скоропостижно скончался. И Анастасия, овдовев, обрела свободу отдать все свое богатство и свою жизнь на то служение, что избрала душа ее...
Она уже вовсе не ограничивалась темницами одного Рима, а переходила от города в город, из страны в страну – доставляя узникам пищу, одежду, омывала и обвязывая их раны, подкупала темничных стражей, дабы те освобождали страдальцев хотя бы от железных оков, что впивались в их тела и натирали язвы.
Святая Анастасия Узорешительница. Художник Наталия Климова
За эти-то дела милосердия подвижницу и назвали Узорешительницей.
Однако редко кого из современных христианок, читающих житие святой Анастасии Узорешительницы, не посетит такой помысел: что вот, де, тогда в темницах сидели самые лучшие из людей – христиане, и даже в начале прошлого XX века при нашем «Диоклетиане» было то же самое… Тогда-то, мол, можно было заключенным служить. Отдать на это всю свою жизнь… Ну, а сейчас-то?..
Но в этом и есть торжество христианской веры – даже за самым закоренелым грешником не отрицать возможности победы в нем добра над злом.
Один из современных архиереев зэков именовал ни как иначе, как «люди, временно ограниченные в свободе».
Это не значит, что надо всем решаться на этот подвиг тюремного служения. Это действительно одно из самых сложных дел и благословляют на него обычно самых сильных зрелых христиан.
Но иметь сердце милующее, каждого способное простить, освободить тем самым от уз греха, – пусть хоть это будет мерой нашего подражания ныне празднуемой святой Анастасии. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). А с осуждением другая история: в чем осудишь – в том сам побудешь.
Поэтому давайте миловать и так сами, освобождаясь от своих страстей, сможем воскреснуть. Так – Воскресение – и переводится с греческого имя Анастасия.
А духовник Донской обители Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич) еще больше сподвигнет нас к милости, объяснив, почему всякий грешник – это не только потенциальный кающийся, но еще и тот, кто может даже превзойти в своем подвиге не знавших тяжких падений праведников:
– Это вообще один из самых удивительных парадоксов христианства: когда человек ясно видит, что он последнее ничтожество, дерьмо, подонок дальше некуда, чудовище, как говорится, «хуже всех» – и если он в этом состоянии воззовет ко Господу, то, к его удивлению, Господь его слышит, и даже чудеса происходят по его молитве, что как раз свидетельствует о прощении грешника.
Недаром кинофильм «Остров» Павла Лунгина всех так взбудоражил – он задел этот основной нерв современной русской жизни; это – предвестие того горячего и спасительного покаяния, о котором говорит вырицкий подвижник… И, несмотря на придирки ревнителей буквы типикона, этот фильм заставил плакать многих бандитов в России и тех, кто заграницей скрывается от интерпола…
Кадр из фильма «Остров» Павла Лунгина
Реальность этого феномена в истории христианства доказана неоднократно. И этот духовный закон, как всегда, относится как к отдельному человеку, так и к народу. Это покаяние мытаря, который, бия себя в грудь, не смеет взглянуть на небо. Покаяние Давида, который пал на землю и 7 суток лежал без движения, пока не пришел пророк Нафан. Покаяние разбойника – Варвара, который ходил на четвереньках, как скотина, и ел траву. Покаяние Якова Постника, который 7 лет не выходил из заваленной камнем пещеры, пока его не выволокли оттуда и заставили молиться. И к его удивлению, Господь его услышал и сотворил чудо.
«Кому больше простится, тот больше возлюбит» (Лк. 7:47). Именно в этом смысле надо понимать слова «не согрешишь – не покаешься». И именно для этого попускает Господь иногда страшное падение человека. И народа. И никого не велит судить и превозноситься. «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное» (Мф. 21:31). Это, наконец, покаяние Ниневии – т.е. всенародное. И наш преподобный Серафим Вырицкий предсказывал, что в среде русской молодежи будет иметь место именно этот феномен – дойдут до крайности и тем горячее тогда будут каяться.
«Разбойничье покаяние», как результат крайнего падения, давно уже стало привычной идеей народного христианского менталитета, которому хорошо известно Евангельское свидетельство о Благоразумном Разбойнике.
Вспомним песню о Кудеяре-разбойнике: «вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил…»
Предание свидетельствует, что знаменитую Оптину пустынь основал разбойник Опта
Поэма Некрасова «Влас» также находится в русле этого умонастроения.
Эта же тема присутствует и в жизнеописании одного из основателей исихазма – Григория Синаита, – там, где говорится о пребывании его в Парории. «В этой гористой местности Григорий укрылся от мира со своим учениками, но не обрел желанного покоя, т.к. братия подвергалась нападениям «одичавших и озверевших, вследствие порочной жизни в долговременном разбойничестве, грабителей и убийц». Однако Григорию удалось так повлиять на этих бандитов силою своей благодатной молитвы, что «оных грабителей и убийц он привел в кроткое состояние. <…> Те, кои прежде были жестоки, кровожадны и для всех неприступны, припали к ногам его, последовали по стопам его в искреннем умилении и раскаянии, приходя к нему каждый день и испрашивая у него молитв и благословения». Так, большинство из этих бандитов, которых «в своих наставлениях он с любовию учил, отказавшись от порочной склонности к убийству, были просвещены умом, озарены Духом и истинно послужили Богу»[1]. Не умаляя значения молитвы и педагогического дара святого Григория, можно утверждать, что существенным условием его успеха здесь была подготовленность к горячему покаянию в результате крайнего падения…
Свидетельством того, что Христос «вчера и днесь тойже» (Евр. 13:8), служат подобные примеры нашего времени, когда уже начинает сбываться пророчество преподобного Серафима Вырицкого о горячем покаянии в России после крайнего падения.
Преподобный Серафим Вырицкий
Так, один из авторитетов уголовного мира, имеющий за плечами весьма долгие неоднократные сроки заключения, пережил клиническую смерть, во время которой он встретил в потустороннем мире самого… Благоразумного разбойника, показавшего ему адские мучения его ушедших из жизни знакомых грешников и подельников и наставившего его на путь Истины. Благоразумный разбойник сказал ему буквально следующее:
«Самый страшный суд – это когда человек осудит себя сам и не найдет себе оправдания! Это и будет его крест».
И придя в состояние такого крайнего смирения, он вернулся к жизни в корне изменившимся человеком. Прежде совершенно далекий от веры и Церкви, он стал отличаться горячей и деятельной верой. Если прежде, находясь в зоне, он принципиально уклонялся от какой бы то ни было работы, и это ему удавалось благодаря его «авторитету», то теперь он постоянно строит срубы под храмы и часовни и не может остановиться…
Можно видеть, как на примере отдельного человека, так и народа, и всего человечества, как Господь часто не спешит вмешаться и «поправить дело»: «И отпустих я по начинаниим сердец их; пойдут в начинаниих своих» (Пс. 80:13). Не спешит на помощь, чтобы человек, народ, человечество на собственном опыте пришли к твердому, окончательному убеждению относительно своей полнейшей неспособности обходиться без Бога. Пришли к познанию великой истины, заключенной в словах: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), т.е. достигли такой степени смирения, которая привлекает обильную благодать Святаго Духа…
Да поможет нам всем святая великомученица Анастасия своими молитвами у Престола Всевышнего освободиться от уз и плениц преступных страстей, в том числе осуждения, во смирении стяжав обильную благодать Святаго Духа, стать свободными гражданами Небесного Иерусалима.
Подготовила Ольга Орлова
28.04.2024