Спас Нерукотворный: как отречься от себя

Образ Спаса Нерукотворного, иконописец инок Григорий Круг Слово архиепископа Алексия (Фролова; †2013) на празднование перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

В церковных торжествах нет ничего случайного. На второй день Успения Божией Матери, 29 августа, мы отмечаем праздник Нерукотворного Образа Иисуса Христа, который был чудесно передан людям Самим Господом. Чудесно, потому что, конечно же, невозможно предположить, что облик Христа Спасителя сохранится через две тысячи лет и дойдет до наших дней.

В период защиты иконопочитания отцы Церкви говорили о том, что они отстаивали пришествие в мир Христа Спасителя во плоти. Но со временем, когда иконопочитание стало уже традиционным и неотъемлемым от жизни Православия, богословы свидетельствовали, что теперь уже икона защищает для нас Православие, отстаивает и говорит о пришествии в мир Христа Спасителя, о воплощении Второй Ипостаси Святой Троицы, о том, что Бог стал Человеком.

Мир вызволен из небытия милостию Божией, Бог – есть Любовь (1 Ин. 4:8). И Он желает приобщить к радости бытия и к любви существо, подобное Ему. А потому творит человека по образу и подобию Своему. И настолько Божественные черты отразились в этом человеке, что в нем возникает желание приобщиться к радости созерцания Божественной красоты, а также к радости общения в любви с существом, подобным себе. И видя это желание, Господь творит существо, подобное Адаму, которое и нарицается Ева.

С этого момента нам передана дивная возможность – творческая способность создавать существа по образу и подобию – не только нашему, но и Божьему. И в каждом человеке заложено удивительное – это нечто – то, что именуется вечностью.

Мир вызволен из небытия, и человек теперь неуничтожим. Мы понимаем это, когда взираем на Образ Христа Спасителя, Его нимб с начертанием трех букв: Ο (омикрон), W (омега), Ν (ню), образующих слово «Сущий» – Тот, Кто есть, Изначальный, Безначальный. И теперь мы так же вечны и неуничтожимы. Мы доподлинно знаем, что должны умереть, но вечность также пребывает в нас с того самого момента, как мы родились.

Жизнь – это не цель, а средство к стяжанию благодати Божией, к преображению человека, к созиданию человеческой личности.

Вечность – это иное качество бытия, это жизнь в Духе Божием, в святости, в премудрости Божией.

Поскольку мы неуничтожимы, мы должны онтологически себя менять, должны становиться святыми. Святость – это иное качество бытия. Вечный человек, который желает жить с Богом, ничего скверного не имеет права держать в своем сердце.

Разве может человек, желающий пребывать вечно, в Боге, Который есть Любовь, не любить? Разве может человек, желающий быть в Боге, Который есть и Премудрость, и Святость, и Свет, и Благо, и Добро, и Истина, удаляться от этих понятий или даже не знать, что это такое?

Вот мы вошли в мир, мы едим, пьем, мы радуемся, веселимся, мы иногда обижаемся, мы иногда ходим в церковь, причащаемся, исповедуемся. Но мы забыли благодарить Бога за то, что мы есть, за то, что мы вызволены из небытия. Мы настолько ко всему уже привыкли, что не думаем о том, что нас могло не быть.

Вы только представьте себе, насколько мы должны быть благодарны Богу за то, что мы вызволены из небытия! Нам теперь дана возможность в этой жизни познать любовь своего Небесного Отца и проявить свою любовь к Нему, отказавшись от ветхого человека и созидая в себе внутренне прекрасного человека по образу и подобию явившегося в мир Христа, Который есть Любовь.

Обратим внимание еще на такую удивительную вещь. Апостол Филипп говорит: Господи, покажи нам Отца (Ин. 14:8). Видевший Меня видел и Отца Моего (Ин. 14:9). О диво дивное! Мало того, что мы приобщены теперь к вечности и мы неуничтожимы; может быть, и захотели бы, но мы теперь неуничтожимы. И насколько Господь, Всемилостивый и Всещедрый, не только дал нам бытие, но и сказал: Я не сказал, вы – рабы, Я сказал, вы – други (Ин. 15:15). И теперь, как в первом Адаме все погибают, так во Втором – все оживут (1 Кор. 15:22). Евангелие – это повествование о Втором Адаме, а во Втором Адаме я хочу ожить, и, следовательно, Евангелие – это повествование о моей жизни!

Это моя жизнь должна быть такой же, какую прожил Христос Спаситель, я должен Ему подражать.

Что же Ты, Господи, сделал? Сегодня мы услышали эти замечательные слова: волею благоволил еси плотию взыти на Крест. Он был так послушен Своему Отцу даже до смерти (Флп. 2:8). Он был так послушен Своему Отцу, Который любит человеческий род, и по любви к человеческому роду Он посылает Своего Сына, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:15).

Человеческий род стал развращенным, и вот бытописатель говорит: и раскаялся Бог, что сотворил человека (Быт. 6:6). Раскаяние Бога дважды упоминается в Священном Писании. Раскаявшись, Он погубил всемирным потопом человеческий род, который невозможно было исцелить, потому что люди удалились от Любви.

И я хотел бы здесь небольшую параллель провести с тем, что всегда восхищает. Позволительно ли давать разводное письмо женщине? – спросили фарисеи у Христа Спасителя (Мф. 19:7). И Христос говорит: по жестокосердию вашему Моисей дал возможность давать разводное письмо, а до Моисея так не было, ибо, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:6). Что было до Моисея? Почему мы этого не знаем, почему мы на это не обращаем внимания? А до Моисея, скорее всего, люди очень прислушивались к своему сердцу, жили любовью. А после Моисея стали завистливы, корыстны в большей степени, и ушла любовь. И когда мы приступаем с молитвой к Богу, давайте зададим вопрос: когда я иду в храм, когда я исповедуюсь, причащаюсь, когда я читаю акафисты, действительно ли я по любви к Богу это делаю? Нет ли во мне корысти?

Всякое дело, которое делается ради Христа, не потеряет своей награды.

Христос ли нуждается в нашем деле? Нет, конечно. На что же я должен обратить внимание? С любовью ли я это делаю к человеку, к Богу? Люблю ли я просто добродетель? Или: опять мне надо идти в церковь, опять мне нужно причащаться, нужно, нужно...

Свою жизнь мы часто расцениваем, как жертву Богу: вот я не курю – уже хорошо, это я жертвую своим желанием. Я не выпиваю – уже хорошо, и так далее, как будто я делаю нечто такое, что является моей заслугой. А мы ведь делаем лишь то, что должны.

Но вот на что необходимо обратить внимание: а есть ли во мне любовь?

А если нет, то встань перед иконой Христа Спасителя, перед Его Нерукотворным Образом, и ты увидишь – вот образ любви. Он был послушен Своему Отцу и предал Себя на смерть по любви ко мне, не по любви ко всему народу, к человечеству: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты Мне дал (Ин. 17:9).

В Новоспасском монастыре, который в течение 20 лет возглавлял архиепископ Алексий (Фролов).jpg В Новоспасском монастыре, который в течение 20 лет возглавлял архиепископ Алексий (Фролов). Над входом в усыпальницу бояр Романовых образ Спаса Нерукотворного

И еще мы забыли, за что необходимо благодарить Бога, – за то, что мы с вами – православные люди. Мы считаем нередко, что это наша заслуга.

Но мы сказали о том, что Христос Спаситель явил миру Божественную любовь. Любовь даруется только через добровольное восхождение на крест. Нет Воскресения без Голгофы. Нет добродетели без подвига преодоления себя. Любовь даруется, не наша любовь, не человеческая, а Божественная, только лишь через подвиг любви.

Подвиг любви – это постоянное жертвование собой и желание жить интересами другого человека. Вот весь смысл нашего бытия.

Христос, сошед на землю, показал, как Он любит. И теперь не только мы должны показать, как мы любим Христа, идя в церковь и возрастая в добродетелях, но мы должны еще показывать всем, как мы любим других людей. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

А мы с вами в высшей степени должны показывать эту любовь всему миру. Мы – соль, мы призваны осолять. Мы – свет мира, мы должны светить. Тако да просветится свет ваш пред человеки (Мф. 5:16).

Взирая на икону Христа Спасителя «Спас Нерукотворный», необходимо помнить: в мир явилась Божественная Любовь. И если я хочу быть с Богом, Который есть мой Отец, и с Богом, Который есть Любовь, я должен волей взойти на крест, отречься от себя и возрастать в добродетелях, понуждая себя на этот подвиг.

Книгу Ольги Орловой «Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова)» заказывайте напрямую у автора http://sunofrus.ru/w/shop/



Другие статьи по теме

Вера Делай дела любви. Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
Орлова Ольга
Вера Божия Матерь утоляет наши печали. Но и сами мы должны трудиться над прополкой своих страстей
Высота Главный редактор Святые online награждена премией и знаком отличия «Имперская культура»
Образ святости Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем»
Живое наследие Христианские добродетели по святителю Амвросию Медиоланскому. Пример их воплощения в жизнь
Культура Книга «Достигайте любви» Ольги Орловой отмечена Национальной премией «Имперская культура»
Вера Встреча со Святейшим была праздником. Архиепископ Алексий (Фролов)
Орлова Ольга
Живое наследие К любви восходить надо. 10-летие преставления ко Господу архиепископа Алексия (Фролова)
Главное «Имя Архангела Михаила утверждает и нас в победе над диаволом: Кто яко Бог. И нам даётся эта возможность». Архиепископ Алексий (Фролов)
Литературный киоск Книга нашего главреда «Достигайте любви» – призер конкурса «Просвещение через книгу»