Только свободные могут любить. О том, какой экзамен важно нам не провалить у Бога, – протоиерей Вадим Леонов

27 декабря 2023 года исполнилось 55 лет замечательному пастырю, педагогу, автору первого в нашей стране учебника по Православной антропологии кандидату богословских наук протоиерею Вадиму Леонову, назначенному накануне настоятелем храма Всех святых на Кулишках в Москве. Поздравляя дорогого отца Вадима с юбилеем и с новым послушанием, желаем ему творческих свершений действием благодати Духа Святаго!

Предлагаем читателям беседу пастыря и богослова с молодежью на тему: зло и грех. Как их преодолеть, а для начала понять принцип их действия?

Протоиерей Вадим Леонов.jpg Протоиерей Вадим Леонов

Отец Вадим: Адам и Ева были святы и блаженны с самого своего сотворения. «Они находились в непрестанном мире сами с собою, со всем, что их окружало, в непрестанном духовном наслаждении, в созерцании изяществ мироздания, в богомыслии, в боговидении», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Они были причастны совершенно иной реальности. В чем было ее отличие от той, в которой оказались мы?

Слушатели: Там, в Раю, не было зла.

О.В.: А в нашем мире существует зло?

Сл.: Нет, зла вообще не существует. Зло – это уклонение от Бога, Который Единый есть любовь. А все, что от Него отстраняется, становится противоположностью – злом.

О.В.: Это очень важный момент в рассуждении, который всегда отличает богослова от религиозного философа. Для невоцерковленных людей зло – объективная реальность, с которой приходится сталкиваться чуть ли не каждый день. Однако если вы обратитесь к святоотеческому наследию, то обнаружите, может быть, удивительную для себя мысль: абсолютно все святые отцы единодушно утверждают, что зла не существует. Но они оговариваются: как самостоятельной сущности. Откуда взялось это утверждение, и почему нужна такая оговорка?

Сл.: Все, что существует, сотворено Богом. Причем сотворено «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Бог зла не творил.

О.В.: Творить вообще может только Сам Господь и созданный по Его образу и подобию человек. Ангелы ничего не творят, они только слушаются Бога, исполняют Его волю. Ангел от др.-греч. ἄγγελος – «вестник». А дьявол может что-то творить? Может быть, он и творит зло?

Сл.: Нет, сатана – падший ангел, он лишен творческого начала. Он сам даже греха совершить не может, только подстрекает на грех.

О.В.: В проклятии змею-сатане после грехопадения людей содержатся такие слова: «За то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами, и перед всеми зверями полевыми ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14). Проклятие змею – это вечное проклятие дьяволу, который остается в неизменном состоянии, и для него невозможно покаяние. Прах, который он будет есть теперь во все дни жизни своей, как выразился святитель Игнатий (Брянчанинов), это – дела пороков, т.е. падшие духи наслаждаются делами греховными не в том смысле, что они их совершают, а в том, что они получают удовлетворение от того, что соблазняют других в грех. А что такое грех? И как в вашем представлении соотносятся зло и грех? 

Сл.: Грех происходит от зла, а зло есть нарушение воли Божией. Грех – производное от зла.

N-12.jpg

О.В.: Действительно, эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Зло – это состояние личности, которая обратилась против Бога, а грех – это конкретный поступок, актуализация зла в конкретном действии. Послушаем, что пишет по этому поводу святой Иоанн Дамаскин: «Нет ничего злого по естеству, ибо вся елико сотвори Бог, велика добра зело и все, что остается в таком состоянии, в каком сотворено, добра зело. А то, что своевольно отступает от естественного и сворачивает в противоестественное, находится во зле. Зло – это не некая богоданная сущность и свойство сущности, а своевольное отвращение от естественного к противоестественному, что в действительности есть грех. Грех – это изобретение свободной воли дьявола. Следовательно, дьявол и есть зло. В том облике, в котором он был сотворен, он был не злым, а добрым, ибо Творец его сотворил Ангелом света, блистающим, разумным, свободным. Но он своевольно отступил от естественной добродетели и обрелся во мраке зла, удалившись от Бога, Который един благ, животворящий Живодавец. Ибо всякое благо… Им становится благом. Насколько же оно удаляется от Него волей, а не местом, настолько и становится злом». 

Зло, по мысли святых отцов, это не самостоятельная субстанция, – оно коренится не в сущностях, а в личностях. Вспомним молитву «Отче наш»: в конце ее мы просим Бога Отца избавить нас не от зла, но от лукавого, – т.е. от конкретной личности, которая нас подталкивает ко злу. Таким образом, зло не имеет сущности, а есть состояние воли. Однако, если зло есть состояние существа, наделенного свободной волей, обращенной в сознательную богоборческую позицию, то почему грех как реализация зла для человека всегда оборачивается потерей свободы? 

Сл.: Через грех прародителей дьявол обрел возможность господствовать над людьми.

О. В.: Давайте разберемся, почему это произошло? «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6:16), – пишет апостол. «Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом, – отмечал святитель Игнатий (Брянчанинов). – Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны».

Фреска «Наречение имен животным».jpg Фреска «Наречение имен животным»

Человек был создан как венец мироздания. И весь тварный мир был дан в удел ему (Быт. 1:28), но сам человек был призван стать уделом Божества. Он и его потомки предназначались, как выражался преподобный Макарий Великий, стать «престолом» Божиим, местом Его «почивания». «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку: так тело и душу человека создал он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его» (преподобный Макарий Великий).

Сл.: Зачем же человеку понадобилось нарушать заповедь Божию?

О.В.: Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Человек жил в Раю, блаженствовал. Господь полностью заботился о нем. Грустно стало, – дал помощницу. Звери его слушались…

Сл.: Но один из них – змий – вдруг попытался искусить человека, навязать ему свою волю…

О.В.: А зачем человек его послушался? Человек был поставлен Самим Господом владычествовать. И Ева была призвана к владычеству так же, как Адам.

Сл.: Но они были свободны.

О.В.: Да, но почему они так воспользовались этой свободой? Почему не воспользовались свободой не слушать змия?

Сл.: Запретный плод всегда вкуснее. Человеку показалось, что эта запрещающая заповедь – единственные аспект его несвободы.

О.В.: Искушение?

Сл.: Да, искушение!

О.В.: А что такое искушение?

Сл.: Экзамен.

О.В.: А теперь вдумайтесь: Бог всеблаг и всеведущ. Неужели Он не знал, что прародители могут пасть. Он даже знал, что за этим последует. И даже сообщил об этом людям: «смертию умрете» (Быт. 2:17). Зачем же Он допустил саму возможность падения?

Сл.: Это и есть критерий свободы. Если нет выбора, тогда в чем же заключается свобода?

О.В.: А для чего нужна свобода?

Сл.: Только свободные существа могут любить. Свобода – есть условие самой любви и ее проявления.

О.В.: Да, человек был призван ответить на любовь Создателя своей любовью, славословием и благодарением Творца. Но как он на нее ответил?

Сл.: Он принял сторону противника Божия…

О.В.: Преподаватель прежде чем провести экзамен всегда наверняка знает, что этот ученик освоил материал на «троечку», у того – шаткая «четверка». Но, если бы он сразу поставил каждому то, что тот заслуживает, ученики бы возмутились.

Экзамен часто бывает откровением не для преподавателя (он и так знает), а для ученика. Экзамен становится этапом обнаружения…

Сл.: Страшный Суд – тоже будет экзаменом?

О.В.: Да, но уже без права пересдачи. Об этом мы еще поговорим. 

Страшный Суд. Византийская икона, XIV век.jpg Страшный Суд. Византийская икона, XIV век

Святые отцы пишут, что искушение в Раю допускается, чтобы Адам познал свою немощь. Немощь не только в том, что он есть земля и пепел, а в том, что первый человек стал развиваться не в соответствии с замыслом Божиим. А в чем было несоответствие?

Сл.: Адам и Ева лишь формально выполняли заповеди, а в любви Божией не возрастали.

О.В.: Да, прародители совершенствовались в любви к миру, а не друг к другу, – к себе, а не к Богу. Если бы они возлюбили Господа Бога сем сердцем cвоим и всею душею cвоею и всем разумением cвоим (Мф. 22:37), искушение было бы преодолено. Итак, грехопадение – это испытание, испытание любви к Богу, которое они не прошли. «Очевидно, – писал святитель Игнатий (Брянчанинов), – что праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола».

Святой Василий Великий говорит, что «совершение греха отчуждает от Господа и сродняет с диаволом».

Грех, как мы сказали, не только актуализация зла, – это есть еще и духовное средство, которое соединяет разумные существа с родоначальником греха – диаволом. Это не просто мрачный факт нашей биографии, но конкретное духовное деяние, устанавливающее связь между человеком и падшим духом, падшим миром.

Современный автор, архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «Грех человека относится не столько к антропологии, сколько к демонологии. Мистика греха заключается в его богоборчестве. Объяснение греха мы можем найти только в том, что грех – это не изолированное действие человека, а условие демонообщения».

Поэтому мы часто встречаем у святых отцов такой, на первый взгляд, парадоксальный ход рассуждения: когда они пишут о том, что мы потакаем страстям, то тут же начинают говорить о страстях, как о конкретных существах: бес блуда, бес тщеславия и т.д. Борьба с тщеславием переходит в борьбу с бесом тщеславия и т.д. Это четкое осознание духовной  взаимосвязи между греховным поступком и личностной сферой присуще всем аскетическим писателям. Святой Григорий Нисский отмечал: «Зло, не в произволение взятое, само по себе не существует». Сатана потому и сатана – с др. евр. «противник», поскольку он противопоставил себя Богу, это тварь, которая перестала слушаться своего Создателя.

Сл.: Как же диавол перестал слушаться Господа, если он может действовать лишь в рамках попущения Божия? Архимандрит Хризостом, наместник монастыря Эсфигмену (его не зилотской части), как-то сказал на встрече со слушателями Высших Богословских курсов, что сатане каждый раз приходится испрашивать дозволения Божия, чтобы искусить того или иного человека. И в Священном Писании есть свидетельства об этом: в книге Иова, например.

О.В.: Диавол захотел стать Богом, но Богом он стать не смог. Наделенный свободной волей, как все разумные – Бог, Ангелы, человек, – денница свою свободную волю противопоставил Божией воле, управляющей всей вселенной.   

Сл.: А почему тогда дьявол называется в Священном Писании «князь мира сего» (Ин. 12:31)? И как это сочетается со словами Воскресшего Спасителя: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18)?

О.В.: Денница был создан Ангелом-хранителем планеты Земля. Пророк Исайя описывает свое видение: «Как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился о землю…, а говорил в сердце своем, взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу… буду подобен Всевышнему…но ныне низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:9–15).

Когда пал денница, был создан человек, по одной из версий, чтобы восполнить количество отпавших Ангелов. Человек, созданный по образу и подобию Божию, был наделен царственным достоинством. 

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7) Он был поставлен новым владыкой над планетой Земля, что не могло не вызвать зависти со стороны экс-владыки – диавола.

Как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, ибо «он видел, что недавно образованный из земли призывается к той славе, от которой он, будучи одним из начальников, отпал».

Здесь высказывается мысль, которую потом будет подтверждать святой Иоанн Дамаскин, что деннице дана была власть над тварным миром, но после падения отобрана и вручена человеку, новому созданному существу.

Поэтому по отношению к Богу он испытывает противление, гордость, зависть, и по отношению к человеку – тоже.

Сл.: А как диавол вообще проник в Рай, если он уже за свою гордость был низвержен с неба?

О.В.: До грехопадения человека Рай являлся частью земли – это было место, где Небо касалось земли. Рай был небом и землей одновременно. В задачу человека входило хранить и возделывать Рай (Быт. 2:15) и в итоге преодолеть разделение между Раем и всей землей. Это была одна из задач человека, о которых мы поговорим в рамках отдельной беседы. Но человек не выполнил своего предназначения и вместо преодоления разделений внес еще одно: после грехопадения Рай был отделен от земли, поднят на Небо, и Небеса до Вознесения Христова были от человека затворены.

До грехопадения диаволу, по рассуждению святителя Игнатия (Брянчанинова), был возможен вход в Рай, как еще не вполне отчаянному злодею. Что имеется в виду? После грехопадения людей падшие духи стали абсолютно неизменными во зле: для них невозможно покаяние. А до соблазнения людей, предполагает святитель Игнатий, он мог еще покаяться, поэтому и был еще вхож в расположенный на земле Рай.

Дабы вернуть себе власть над творением, диавол увлек в грех прародителей. Причем вверг в преслушание Богу своим же собственным соблазном: «будете, как боги» (Быт. 3:5). Он вернул себе власть на земле и более того поработил себе ее теперь уже – после грехопадения – бывшего владыку. В событии же грехопадения, как говорят святые отцы, заключена механика всякого греховного поступка человека. При совершении каждого конкретного греха человек отворачивается от Бога и подчиняет себя сатане, дает сатане, как он того и желает, власть быть «князем мира сего».

Сл.: В Писании сказано: «Нет власти не от Бога» (Рим. 13:1) – значит, только Творец волен наделять кого-либо властью?

О.В.: Человек как венец тварного мира был наделен властью над миром. А диавол в момент грехопадения прародителей получил власть над самим человеком, то есть, с одной стороны, похитил ее, а с другой стороны, человек сам по своей воле отдал эту власть над собой и миром. Зло вошло в мир через человека.

Когда люди массово отступают от Бога и Его святой Церкви, – полчища темных сил выходят из преисподней. Так было в начале ХХ в. в нашей стране. Иначе все те зверства, богохульства, насилия, убийства – не объяснить.

Разгром храма в пасхальную ночь. Художник Илья Глазунов.jpg Разгром храма в пасхальную ночь. Художник Илья Глазунов

Сл.: А почему страдать в такие периоды приходится прежде всего верующим, а не тем, кто самовольно подчиняет себя сатане, «человекоубийце от начала» (Ин.8 :44)?

О.В.: Еще в Раю после грехопадения прародителей в проклятии змию Господом было предсказано: «И вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Это место считается первым ветхозаветным Евангелием, благой вестью об Избавителе, и в этих словах Господа уже содержится пророчество, раскрывающее духовный смысл гонений. Слово семя подразумевает мужское начало. А это парадоксальное словосочетание – семя жены – говорит о Рождении Господа Иисуса Христа без участия мужа. «Семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Глава – это жизненный центр змия. То есть предрекается, что Он поразит диавола, лишит его жизненной силы, власти. «А он (диавол) будет жалить ее в пяту» (Быт. 3:15).

А что значит пята? Не зря указана именно эта анатомическая часть тела. Чтобы разобраться, надо вспомнить, какую функцию выполняет пята в естестве человека. Пята – это часть тела, которая принимает основную нагрузку тела о землю – это наша точка опоры на землю. Если перейти к духовному плану, под словом «пята» святые отцы понимают привязанность к земле. Православная аскетика нацелена на уменьшение «пяты» человека, то есть зоны воздействия на него сатаны. Отсюда становится понятен один из монашеских обетов – нестяжание. Тем самым монах ограничивает сферу воздействия на себя диавола.

Вспомните искушения Господа сатаной в пустыне. Когда Христос взалкал на 40-ой день, диавол приступает к Нему, чтобы ужалить через земные пристрастия (голод, гордость, тщеславие, богатство мира), но не находит возможности это сделать. Тогда он начинает использовать людей, озлобленных против Христа иудеев, чтобы предать Его смерти. Но и перед Своими страданиями о Своей полной непричастности ко греху как зависимости от сатаны и царства его засвидетельствовал Сам Господь: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Гонения – предреченное достояние каждого сопричастного Господу христианина. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

Подготовила Ольга Орлова