А вы знали, что в Москве есть храмы, где молятся, как в Лавре Саввы Освященного?

В московском храме Саввы Освященного (18 декабря – память этого святого) в Люблино молятся с пяти вечера до пяти утра. Чем такая бденная служба интересна? В другой московской церкви, где также проходит ночная литургия, ее прерывают каждые 20 минут, священник или дьякон выходят к молящимся и объясняют, что происходит. Как относиться к подобным практикам?

Отвечает епископ Павлово-Посадский Силуан, настоятель храма святого Иоанна Воина на Якиманке.

Ночное время располагает к молитве

Владыка Силуан.pngЛюблю ночные бдения, которые завершаются литургией, и это не полтора часа, а семь. На мой взгляд, такой опыт, именно бдение, нужен бы хоть раз в году. Снимаю скуфейку перед организаторами ночного бдения в Люблино. Хотя я бы на такое не решился. Мы в монастыре, где я был игуменом (Богородице-Алексиевский монастырь г. Томска. – Ред.), завели традицию, и она продолжается до сих пор, уже 20 лет, четыре раза в году постами. Там начинали мы в полдесятого и заканчивали около в полшестого.

Чем именно бденная служба интересна? Во-первых, мы к ней готовимся, там есть где посидеть, и она прерывается какими-то чтениями. Литию мы совершаем до полуночи и вкушаем хлебы. Такая агапа (трапеза любви – Ред.). Читается какое-то поучение, а в это время все садятся, вкушают этого хлеба, освященного на литии, и не просто обмокнутого в вино, а даже по небольшой чаше вина с теплотой. Это укрепляет немножко, можно посидеть, отдохнуть, потом снова молиться.

Во-вторых, ночное время располагает к такой молитве, в-третьих, если ты настроен да еще и как-то подготовился к этому должным образом, то это легче. И, в-четвёртых, когда ты вкусишь плода от такой службы, тебе захочется повторить этот опыт.

Одна ночь на Святой Горе

Меня в свое время вдохновили слова из одного небольшого духовного произведения, «Одна ночь на Святой Горе». Греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) написал художественно-богословское произведение о своем путешествии на Афон и общении с тамошними подвижниками.

И там такая мысль содержится, что бдение как-то укрепляет, бодрит. Меня это зацепило. Как это? Всю ночь молиться... Ты должен просто ног потом под собой не чувствовать. Как это может бодрить?

И потом я убедился в справедливости этих слов. А знаете, как убедился? Трое суток пробыв в алтаре после монашеского пострига. Я вообще не ложился. Нас было трое. Мы непрестанно, сутки напролет, молились. Там стульчики были. Мы постоим, посидим. Иногда сморит, покемаришь слегка, но это – сидя на стуле, с четками в руках, не снимая клобука, держа в руке постригальный крест. Со свечой и крестом ходили на трапезу. И вот после этих трех суток, когда прочитана была молитва на снятие клобука, я пришел в келью и понял, что мне что-то и спать особо не хочется, потому что внутри все было заполнено каким-то светом и жизнью, и это снимало усталость. И, пережив этот опыт, я потом старался его обновить совершением ночного бдения, уставного, когда ничего не сокращается, когда все внятно читается, когда никуда не спешишь, когда поют знаменным распевом, молитвенно.

Постриг.jpg

Полюбились эти службы

Вот и завели мы такую традицию еще в Магадане – ночные бдения. Потом я перенес ее в Томск, где был игуменом монастыря. И причем у нас было много прихожан, мы совершали это всегда в будничные дни. То есть это были необязательные службы, не какие-то воскресные дни, не на великие двунадесятые праздники. А на праздники второго плана: в честь святых, допустим, апостола Андрей Первозванного, или чествование иконы Божией Матери Знамение, или на святителя Спиридона Тримифунтского.

И людей приходило больше, чем в обычное время, вечером, на сокращенное богослужение или утром на литургию. Полюбились эти службы. После них шли на работу, а я тоже шёл преподавать, заниматься другими своими послушаниями. Иногда вообще не спали, бывало, максимум часа три поспишь, как после Пасхи – пару часов поспал после ночной службы, проснулся – и уже достаточно. Такая благодатная энергия восполняет потребности плоти.

Так что, когда мы доверяем Богу, тогда Он укрепляет нас и без каких-то чисто эмпирических средств, к которым мы привыкли.

Ты можешь не есть ничего скоромного в Рождественский или в Великий пост и от этого не пострадать. Не спать можешь, еще только бодрей себя будешь чувствовать. Если Господь укрепит, – то все у тебя будет отлично.

Нужно ли объяснять, что происходит на литургии?

Преподобный Савва Освященный.jpgИкона святого этого дня преподобного Саввы Освященного

А по поводу объяснения литургии – можно. Хотя я, конечно, небольшой сторонник этого. Я все-таки за то, чтобы либо до, либо после ее изучать. Все-таки служба, знаете, как-то на одном дыхании проходит, не хочется прерываться на эти катехизические фрагменты. Но уж если прерываться, то надо, чтобы это было очень вдохновенно. По сути, это должна быть просто проповедь, разделенная на несколько частей, но она должна быть не от головы, а от сердца, от какого-то чувства литургии, от проживания литургии. Но такого проповедника найти трудно.

Хотя я с этим и не боролся бы – можем, если в этом есть потребность, организовать.