Как найти духовника? Отвечает епископ Павло-Посадский Силуан

От молодых поступил вопрос:

«Как найти духовника? И нужен ли молодому христианину духовник? У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть слова, что старцев уже нет, наши как бы старцы-духовники – это Евангелие и святые отцы. Вспоминаю также книгу «Несвятые святые», ее героя отца Рафаила (Огородникова) из Псковской области, у него тоже спросили, как духовника найти. Он ответил: «Ищи себе потолще батюшку, потому что он осознаёт свою нищету духовную, смирен и будет лучше исповедовать». А вы что скажете?»

Отвечает епископ Павлово-Посадский Силуан, настоятель храма святого Иоанна Воина на Якиманке:

– Я привык, как Пастернак – «Во всем мне хочется дойти до самой сути» – на внешнее не обращать внимания: толстый он, тонкий – это вторичные вещи. Если делиться своим опытом, то у меня было все проще: Господь привел меня к пастырю, который меня крестил, так он моим духовником на всю жизнь и остался.

Для меня верность была всегда важна: и верность отцу духовному, и верность друзьям.

photo1702376228.jpegЕпископ Павлово-Посадский Силуан 

Мне важно было никого не предать, даже в том случае, если меня предавали. Потому что как потом с этим жить, с этим сознанием Иуды? Невыносимо. Это сознание в петлю толкает. Поэтому, чтобы сохраниться, предавать нельзя. Но я говорю о крайних моментах.

Духовника можно выбирать, нас ничто не связывает. Но надо помнить, что мы выбираемся духовника, а не «душевника». То есть не того, с кем нам комфортно, с кем можно поговорить запросто, посмеяться. Это все может быть, но «факультативно». Много есть замечательных людей, с которыми нам легко и приятно, которые нам близки.

Духовника выбирают для пользы духовной. То есть это тот пастырь, в общении с которым я эту пользу получаю. За него и надо держаться.

А это часто очень болезненно. Мы же во грехах, в нас страсти действуют, особенно в молодости, а опыта нет. Батюшка, который жалеет не наше тело, не наше самолюбие, а нашу бессмертную душу, и обличает, и поругать может, и правду сказать в лицо. И если мы действительно ищем пользы, то мы за это будем благодарны, хотя это бывает болезненно. Готовы ли мы терпеть за духовную пользу эту болезненность? Если да, тогда мы, скорее всего, найдем себе настоящего духовника, если не готовы – то не найдем. Будем тогда искать, с кем комфортно или, может быть, кто яркий, знаменитый, говорит хорошо и много.

Но это все вторично, главное – польза душе. А в чем еще польза? Наше общение помогает мне смиряться? Стать более терпеливым, чистым, прощать, любить? Вот что главное. Если мы ищем Христа, то тот, кто помогает нам к Нему идти, и есть наш пастырь. Вот за него надо держаться. Неважно, толстый он, худой, много говорит или вообще ничего не говорит. Я со своим духовником о духовных вопросах говорил в жизни раза три или четыре, и мне хватило. А дальше просто общались, я исповедовался.

Даже важнее просто рядом быть, иметь перед глазами какой-то образ.

Конечно, нужен пастырь, духовник, который сам любит Бога и Церковь. Тогда и слов не надо, бывает, вдохновляющего примера достаточно. Ты будешь за этим пастыре как бы в фарватере держаться и тоже потихонечку этим путем идти, воцерковляться.

Надо идти именно от цели, держаться за пастыря, который помогает к этой цели двигаться.  

Важно доверять Богу. Ведь Господь нас ставит именно в те обстоятельства, в которых мы живем, приводит именно к тем священникам, к которым мы приходим. Ничто без Его воли не совершается. Поэтому не надо о чем-то мечтать, ходить с факелом до края земли в поисках необыкновенного духовника. Может быть, надо повнимательнее посмотреть вокруг себя? Может быть, вот этот батюшка, внешне неказистый, возможно, молодой, ничего из себя не представляющий, и есть как раз тот, кого Господь нам посылает?

Здесь очень многое зависит от нашего настроя. Если нам Ангела с неба пошлют, а мы не готовы его слушать, нам это не поможет.

А вот, если есть человек, который ни ада, ни Рая не видел, и молитва у него, возможно, искренняя, но не совершенная, и сам человек не святой жизни (благочестивый, но на воздух не поднимается во время молитвы и мертвых не воскрешает), но ты видишь в нем орудие промысла Божьего, то Господь положит на сердце этому батюшке сказать тебе то, что, может быть, в обычной обстановке он никогда не скажет.

Что там говорить об обычных батюшках, если русский старец архимандрит Кирилл (Павлов) признавался в том, что иногда «по-человечески» говорил, просто в разговоре, и ошибался. А когда к нему на исповедь приходили, и он молился, то советы были гораздо точнее.

photo1702376500.jpegАрхимандрит Кирилл (Павлов) 

Старцы тоже люди, тоже несовершенны. Очень многое зависит от нашего отношения: если мы идем к духовнику только как человеку, мы получим от него как от человека всё его несовершенство, его ограниченный человеческий опыт. Если же мы идем к нему как к орудию Божественного промысла, веря в то, что Господь может через него Свою волю творить, мы и получим волю Божию. Если уж Господь через ослицу умудрил Валаама, то неужели через пастыря меня не умудрит?

Тем более что запросы-то у меня простые. Поэтому, если я прежде всего помолюсь с доверием Богу, приду к этому пастырю, то Господь откроет через него все, что мне нужно.

В отношениях с духовником главный – не духовник, а мы сами. С чем мы в храм идем, то и получим.

Идем с доверием к Богу – получим ответ от Бога. Идем со своим скепсисом или желанием настоять на своем, начинаем в исповеди принуждать пастыря дать нам «санкцию» на то, что мы сами для себя решили, он, может быть, и даст, но это будет не воля Божия, а наша собственная воля. Мудрый смиренной пастырь не станет настаивать на своем. Он может уступить, если мы упорствуем, но только для нас это будет, скорее всего, неполезно. Так что это целое искусство, как окормляться у пастыря.

Мало найти старца, надо научиться послушанию.

А послушание – это не дисциплина, послушание – это искусство, великое и прекрасное, это проявление нашей свободы, нашей любви.