«Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». О земном облике Пресвятой Богородицы

21 сентября Русская Православная Церковь, весь православный мир отмечают светлый и важный двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы. А как выглядела Пресвятая Дева в своей земной жизни? Мы обратились к свидетельствам историков и древним иконописным изображениям Богоматери. 

Мария Захарова
Анастасия Симонова

Церковная история сохранила многие факты биографии Пресвятой Девы, которую любят и почитают христиане всего мира. Ее многочисленные иконографические образы благоговейно почитаются и бережно хранятся в христианских храмах и домах. Именно поэтому так интересно узнать, как Пресвятая Богородица выглядела на самом деле, каков был Ее земной портрет.

Благовещение. Икона из иконостаса Свято-Успенского Кирилло-Белозерова монастыря.jpg Благовещение. Икона из иконостаса Свято-Успенского Кирилло-Белозерова монастыря

Живых и подробных описаний Божией Матери осталось немного, но они все же есть. Например, Никифор Каллист (византийский церковный историк, поэт и гимнограф XIII-XIV вв.) описывал Богородицу так: «Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый... Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные… Поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно свойства Ее души… У Нее ум – Богом управляемый и к Богу одному направляемый, очи Ее всегда устремлены ко Господу. Сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделевающее чистейшего Бога. Вся Она – чертог Духа, град Бога Живаго, вся – добра, вся – пред очами Божиими… В беседе с другими Она сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась, совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Коротко сказать – во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать».

Святой Дионисий Ареопагит (ученик ап. Павла и афинский епископ) сподобился видеть Пресвятую Деву Марию в Иерусалиме, и эту встречу он описал так: «Когда я введён был пред лице Богообразной, светлейшей Девы,  меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело моё, ни самый дух – не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце моё, изнемог дух во мне от Её славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия».

Святой Дионисий Ареопагит .jpg
Святой Дионисий Ареопагит

Ученик апостола Павла святой Дионисий Ареопагит сподобился видеть Пресвятую Деву Марию

Святитель III века Григорий Неокесарийский писал так: «Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь степенная, твёрдая; взгляд строгий, соединённый с приятностью; тиха и покорна родителям; речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца. У Неё ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; всё желание устремлено к Единому, достойному желания и любви; ненависть только ко греху и виновнику его. Все помышления Её душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного; очи Её всегда устремлены ко Господу».

Святитель Григорий Неокесарийский.png
Святитель Григорий Неокесарийский

Святитель Григорий Неокесарийский описал Богородицу, руководствуясь древними источниками

Можно также вспомнить слова Амвросия Медиоланского (миланский епископ, проповедник, богослов и поэт IV в.): «У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Святитель Амвросий Медиоланский .png
Святитель Амвросий Медиоланский

Святитель Амвросий Медиоланский называет внешний облик Богородицы олицетворением чистоты

Святой XX века преподобный Паисий Святогорец, который в своей жизни сподобился посещения Богоматери, говорил, что Пресвятая Дева более всего похожа на изображение на иконе «Иерусалимская». 

Икона Божьей Матери Иерусалимская.jpgПо словам святого Паисия, Богородица более всего похожа на икону «Иерусалимская» 

Кроме того, на сегодняшний день известно о нескольких прижизненных портретах Пресвятой Девы кисти апостола и евангелиста Луки. Святой апостол родился в Антиохии и был врачом. Услышав же о Христе, он прибыл в Палестину и стал одним из учеников Спасителя. Уже после окончания земной жизни Христа Лука вместе с апостолом Павлом отправился в путешествие для проповеди слова Спасителя. А пострадал и умер он в городе Фивы ок. 84 г. Благодаря его талантам были созданы не только Евангелие, но и первые иконы Божией Матери, апостолов Петра и Павла. А когда Пресвятая Дева увидела его иконы, она сказала: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». 

Евангелист Лука пишет икону Пресвятой Богородицы.jpgЕвангелист Лука – апостол, врач и художник, написавший прижизненные портреты Богородицы  

Апостол Лука написал три прижизненных портрета Божией Матери. Оригиналы этих икон до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Однако заложенная апостолом иконописная традиция дошла до нас благодаря многочисленным спискам с его работ.

Так, на иконе «Умиление» (знаменитая «Владимирская») Богоматерь  держит Младенца на руках, а Он прижимается к ней щекой, выражая взаимную ласку и любовь. 

На иконе «Одигитрия» (или «Путеводительница») Богородица (Смоленская) указывает десницей на Своего Сына, призывающего людей обратиться к Богу. 

1photo_2023-09-20 15.58.56.jpgВладимирская Богоматерь Богородица Смоленская Одигитрия 

А изображение Богоматери без Младенца – последний образ, который был создан во время земной жизни Богородицы. Он называется Филермским и, согласно преданию, Лука писал его с сидящей напротив и смотрящей вдаль Пресвятой Девы.  

Филермский образ Пресвятой Богородицы.jpg Филермский образ Пресвятой Богородицы

В России все три типа изображений Богородицы появились в XI-XII вв. и пришли из Византии. И стали самыми известными и почитаемыми изображениями (например, Владимирская Милостивая и Смоленская Одигитрия).

Таким образом, несмотря на то, что земная жизнь Пресвятой Богородицы протекала два тысячелетия назад, мы все равно сегодня можем представить, как Она выглядела на самом деле. И благодаря художественному таланту апостола Луки, других подвижников и иконописцев христиане молятся Ее святым изображениям.