Молитвы в стихах Николая Добролюбова: «Как на небе будет у нас!»

02-04.jpg

5 февраля

В этот день родился Николай Добролюбов (1836-1861), поэт и публицист.

Он прожил всего 25 лет, скончался от туберкулеза, но успел написать много стихов и статей. После его смерти появилось немало мифов о его мировоззрении и поэзии. Считалось, например, что он пал жертвой царизма. Но царизм здесь ни при чем. Его никто не преследовал, он снимал апартаменты в лучших районах Санкт-Петербурга, жил на курортах Швейцарии и Франции, путешествовал по Италии. Очень любил стихи о молитве Лермонтова. Сам Добролюбов писал не только статьи, но и молитвы в стихах…

Родился Николай Александрович Добролюбов в Нижнем Новгороде в семье священника. С восьмилетнего возраста с Николаем занимался семинарист философского класса Михаил Костров, оставивший «Записки о жизни Н.А. Добролюбова» и женившийся на его сестре. Николай много читал, хорошо знал древние языки и даже в 13-летнем возрасте переводил Горация. В 11 лет с хорошей подготовкой поступил в духовное училище, его взяли сразу в последний, четвертый класс, затем учился в Нижегородской духовной семинарии. Педагоги отзывались о нем так: «Отличается тихостью, скромностью и послушанием», «усерден к богослужению и вёл себя примерно хорошо», «отличается неутомимостью в занятиях». В 1853 году (ему было семнадцать) приехал в Петербург поступать в университет. Правда, отец надеялся, что Николай будет учиться в духовной академии. В конце концов, поступил в Педагогический институт. Там действительно в то время преподавали известные профессора.

Появлению мифа об антирелигиозных настроениях Добролюбова способствовало поверхностное прочтение его «Психаториума» – ежедневных записей 1853 года. Автор укорял себя за апатию, бездействие, утрату веры. Но ведь это – классический пример исповеди глубоко верующего. Любой человек, готовясь к исповеди, прежде всего упрекает себя в грехе маловерия. И эти записи Добролюбова скорее показывают силу его религиозного чувства, а не утрату веры.

Вот еще одно молитвенное стихотворение Добролюбова – «Вечерня страстной субботы»:

…Но вот парамеи читают –

И радость сходит на людей:

Пророки в них предвозвещают

Величие Царя Царей!

«Воскресни, Господи, – запели, –

Будь судиею на земли!»

Другой распространенный миф о Добролюбове – «революционер-демократ». Этот миф появился вообще в конце XIX века и был подхвачен марксистами, потом перекочевал в советскую историю революции. Добролюбов, действительно, близко сошелся с Николаем Чернышевским, участвовал в работе журнала «Современник». В статье «Что такое обломовщина?» критик в ужасе от смирения Онегина, Печорина, Рудина, Обломова, которые никак не проявляют социальной активности. Многие помнят статьи «Темное царство» и «Луч света в темном царстве», знакомые старшему поколению из школьного курса литературы. Точнее, из учебника литературы, потому что сами статьи никто не читал. В них Добролюбов размышляет о драме Александра Островского «Гроза» и ее героине Катерине Измайловой. Это скорее не литературный анализ произведения, а размышления об обществе, в котором живут герои пьес Островского, жанр «социальной критики».

Но этой русской жизни, какова она есть, Добролюбов в стихах своих противопоставляет светлый Божий мир, к которому стремится его душа (стихотворение «Очарование», написанное в 1857 году):

С душою мирной и спокойной

Гляжу на ясный Божий мир

И нахожу порядок стройный,

Добра и правды светлый пир.

В «Современнике» Добролюбов возглавлял отдел литературной критики. И его статьи (начиная от упомянутых выше и заканчивая «Когда же придет настоящий день?» о романе Тургенева «Накануне», где критик пишет о том, что смысл произведения в призыве очистить страну от «внутренних врагов»), были в петербургском обществе не просто популярны, а влияли на ход мыслей читателей. После упомянутой статьи о романе «Накануне» Тургенев настолько возмутился, что навсегда порвал отношения с журналом «Современник».

Отношение Добролюбова к самодержавию было неоднозначным. Он взрослел как раз после окончания Крымской войны и считал, что это поражение России было следствием политики и правления Николая I. Русский литературовед и критик Иванов-Разумник (Разумник Васильевич Иванов) так писал о Добролюбове в работе «История русской общественной мысли»: «Что касается социально-экономических взглядов Добролюбова, то они сложились под непосредственным влиянием Чернышевского, неудивительно потому, что везде, где только Добролюбов касается социальных и экономических проблем, он повторяет и пересказывает только своими словами уже знакомые нам мысли Чернышевского».

Но есть в его поэзии и другое. Это тихая, неброская, некричащая любовь к родине. Он любил Россию, как любил ее Лермонтов. Добролюбов писал: «Поэзия Лермонтова особенно по душе мне. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, я разделяю его убеждения... Не много есть стихотворений у Лермонтова, которых бы я не захотел прочитать десять раз сряду, не теряя притом силы первоначального впечатления... «Героя нашего времени» прочел я теперь в третий раз, и мне кажется, что чем более я читаю его, тем лучше понимаю Печорина и красоты романа». И возможно, Добролюбов в большей степени от Лермонтова перенял его мировоззрение, он так же, как Лермонтов, любил Россию, «но странною любовью». Эту странную любовь можно было бы назвать «критическим патриотизмом».

Скорее, Добролюбов был последователем Лермонтова, чем социалистом. Но если у Лермонтова стихи о молитве, то у Добролюбова молитва в стихах. И после Добролюбова, скончавшегося от туберкулеза в 1861 году, так писали поэты следующего поколения – Дмитрий Мережковский, Александр Круглов, Алексей Будищев и другие. Вот еще одно стихотворение Николая Добролюбова:

Небесный Отец! Да святится

Твое имя в наших душах!

Да царство Твое водворится

В колеблемых наших сердцах!..

Да воля Твоя исполняться,

Как на Небе, будет у нас!

Александр Трушин