Художник Иван Билибин: "Осажденную крепость защищают"

16 августа 1876 года родился Иван Билибин, русский художник-график, книжный иллюстратор, театральный художник. На монетах Центробанка до сих пор изображен двуглавый орел, выполненный по рисунку Билибина.

В 1941 году он отказался покинуть осажденный Ленинград, продолжая работать.

pics34876.jpg
Александр Трушин

На его картинах, рисунках, иллюстрациях — прекрасная Русь в ее теплом житье-бытье и славные герои, которые найдут выход из любых ситуаций и будут вознаграждены за победу над злом. 

Русь в рисунках Ивана Билибина.jpg Русь в рисунках Ивана Билибина

На его долю и долю его современников выпали Русско-японская и Первая мировая войны, три революции, Гражданская и Великая Отечественная. Были в его судьбе и годы эмиграции, и непростое возвращение на родину, и голодная смерть в блокадном Ленинграде.

Странное выстроилось противоречие между дивной Русью, которую он рисовал и любил всем сердцем, и страшной реальностью, потребовавшей от него всей силы духа для выживания.

«Насколько я себя помню, я рисовал всегда», — писал в автобиографии Билибин. Его отец – военно-морской врач, дослужился до высоких чинов (действительный статский советник) и был состоятельным человеком.

Иван учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии. В 19 лет поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Летом 1898-го Билибин два месяца занимался в художественной студии Антона Ашбе в Мюнхене, затем путешествовал по Италии, Швейцарии, был на Капри. Вернувшись в Россию, два года учится у Ильи Репина в частной школе княгини Марии Тенишевой. Здесь же в 1900–1904 годах Билибин прошел курс в Высшем художественном училище Академии художеств.

Правда, отец настаивал на юридической карьере, и будущий художник в 1896 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Выпускные экзамены сдавал в Одессе – там требования были ниже. На этом карьера юриста Билибина закончилась.

А начинался Серебряный век русского искусства. Это было новое дыхание живописи, литературы, философии. Появились «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет». А по именам – Бенуа, Петров-Водкин, Кустодиев, Родченко, Кончаловский, Кандинский, Васнецовы. Это была совсем другая живопись, не реализм XIX века, не Репин и не «передвижники».

Как-то Иван Билибин попал на выставку Виктора Васнецова, увидел «Трех богатырей», «Аленушку», «Ивана-царевича на сером волке», «Витязя на распутье». Он писал:  «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа". А в 1904 году в статье "Народное творчество Русского Севера" Билибин напишет: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!"

Иван_Билибин_Иллюстрация_Иван_Царевич.jpg Иван Билибин. Иллюстрация Иван Царевич

Статья была напечатана в журнале "Мир искусства", который издавался одноименным объединением художников. И Билибин вошел в этот круг. В «Мире искусства» были только профессионалы. Они, как и художники итальянского Ренессанса, могли делать все, стремились быть универсальными: работали в графике, в живописи, иллюстрировали литературные произведения, вписали маслом, темперой и акварелью, занимались монументальным искусством, делали росписи и создавали иконы для храмов. Художники могли всё, как и в эпоху Возрождения в Италии.

Билибин создал свой особый метод работы. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. И в результате получался тончайший рисунок

orl.jpg Двуглавый орел работы Ивана Билибина на монетах Центрального банка

Посмотрите на двуглавого орла на монетах Центрального банка России. Это – создание Билибина. Он нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу была сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

У Билибина были прекрасные работы в театрах. Он оформлял оперу Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Делал эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. 

Иван_Билибин_Декорации_к_«Золотому_петушку».jpg Иван Билибин Декорации к «Золотому петушку»

И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжал работать с театрами: готовил блистательные декорации к постановкам русских опер в Брно и Праге, оформлял балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе. Кстати, он был знатоком старинных костюмов разных народов, интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит.

Икона_святого_князя_Владимира,_крестителя_Руси,_работы_Ивана_Билибина.jpg Икона святого князя Владимира, крестителя Руси, работы Ивана Билибина

Писал Билибин и иконы. Причем, в своем особом стиле. Он некоторое время жил в Каире и участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А в 1925 году, когда Билибин переехал в Париж, он стал членом-основателем общества "Икона". Создал обложку устава и эскиз печати общества. Праге выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

В 1935 году советское посольство в Париже обратилось к нему с просьбой оформить в русском стиле здании миссии. Он это заказ выполнил. И в 1936 году вернулся в Россию. Преподавал в Академии художеств.

В 1941 году ему было 66 лет. Началась война, а он продолжал работать в осажденном Ленинграде. Глава наркомпроса Владимир Потемкин предложил эвакуировать художника в тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», -- написал ему в ответ Билибин. Под обстрелами и бомбежками рисовал он патриотические открытки для фронта, писал статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда.

Илья_Муромец_Открытка_Ивана_Билибина.jpg Илья Муромец. Открытка Ивана Билибина

Билибин умер от голода 7 февраля 1942 года и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.