Константин Коровин. Увидеть свет в беспросветном

5 декабря

12-5-1.jpg

В этот день в 1861 году родился Константин Коровин, русский художник.

Его называли «Моцартом живописи». Не только потому, что он писал картины легко и быстро, словно Господь водил его кистью по холсту. Все его творения проникнуты светом. Русский композитор Антон Рубинштейн сказал так: «Вечный божественный свет в музыке – имя тебе Моцарт!» И тот же вечный свет на полотнах Коровина. Что бы вы ни взяли – портреты, пейзажи – всюду радостный солнечный свет. «Пейзаж должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, но это так похоже на музыку», – писал художник.

Хотя жизнь его была полна трагедий и драм. Первый сын умер в младенчестве – не было денег на лекарства. Второй попал под трамвай. Остался жив, но был безногим инвалидом. Всю жизнь (до смерти в 1939 году) Коровин зарабатывал на его лечение. С женой, Анной Фидлер, отношения не складывались. Коровин писал: «Она подрывает всю нравственную основу человека. Все ложь, обман, насилие, приставание, прочие свойства… Усталость позы, лень, невнимание и презрение даже к делу, – во всем, чем я занят».

Константин Коровин родился в семье купца 1-й гильдии. Но отец вскоре разорился, жили небогато. От матери он перенял любовь к живописи – она писала акварельные пейзажи, и Коровин говорил, что, разглядывая их, «он улетал куда-то в райские края».

Вместе с братом Сергеем в 14 лет поступил в Московское училище живописи и зодчества, но на архитектурное отделение. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он так и остался учиться на нем, а не перевелся на живописное, где его преподавателями стали Алексей Саврасов, Василий Перов и Василий Поленов.

Первую картину Коровина «Портрет хористки», написанную в 1883 году, позднее назвали «первой ласточкой русского импрессионизма». Когда Поленов спросил Коровина, знает ли он импрессионистов, тот только пожал плечами. Но многие художники того времени раскритиковали новаторский стиль Коровина, из-за чего он после окончания училища так и не получил высшее звание «классного художника». Уже в 1887 году, когда Коровин впервые посетил родину импрессионизма – Париж, он написал: «У них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».

Коровин считал, что живопись должна дарить радость, а не удручать, ведь жизнь и так трудна. И это прекрасно удавалось! На холсте он мог передать то, что на первый взгляд передать невозможно – легкое дуновение ветра, искрящиеся отсветы на морской глади, дрожание жаркого полуденного воздуха... 

Одним из его ближайших друзей был Валентин Серов, с которым они познакомились во время учебы. Оба были участниками знаменитого художественного кружка, который организовал в своем имении меценат Савва Мамонтов. Они были абсолютно не похожи друг на друга – общительный и жизнерадостный Коровин и спокойный и в чем-то даже угрюмый Серов. Их дружба была такой крепкой, что Савва Мамонтов даже называл их «Серовин» и «Коров». 

В 1890 году Савва Мамонтов предложил Коровину и Серову отправиться на Север. В то время он занимался строительством Архангельской железной дороги. Художники с радостью согласились. Они посетили Архангельск, Териберку, поплавали на пароходе «Ломоносов» по Баренцеву морю, создали множество этюдов и даже успели поохотиться на белых медведей.

118a6578783fe4cf2422c665faef5a08.jpg Константин Коровин. Зимняя деревня 

После этой поездки Коровин написал панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде 1896 года – оно получило широкое признание и одобрение. В 1900 году арктические панно Коровина представили на Всемирной выставке в Париже. За них художник получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Позднее Савва Мамонтов перенес десять панно из этой серии в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве. Они были там до 1961 года, после чего их передали Третьяковской галерее.

Коровин был прекрасным театральным декоратором. Он много лет оформлял спектакли Большого театра – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Садко»… И здесь он тоже был новатором. В постановке балета «Дон Кихот» он решился на невиданный шаг: отказался от традиционных пачек и классических причесок. Артисты этого понять не могли, подговаривали маляров выливать на декорации ведра краски и рвали костюмы.

После революции Коровин пытался сотрудничать с новой властью, работал в комиссии по охране памятников. Но на него обрушились критики – он не писал на революционные темы. К тому же его имение в Подмосковье и дачу в Гурзуфе национализировали. Анатолий Луначарский, нарком просвещения, посоветовал ему на время уехать за границу. Лечение сына было одной из причин среди многих. В 1922 году Коровин поселился в Париже, и как оказалось, навсегда.

Там его ждала еще одна беда – начал терять зрение. Занялся литературой, писал рассказы, воспоминания. Их публиковали, это помогало как-то продержаться. Началась Вторая мировая война. Во время третьей бомбардировки Парижа в 1939 году Константин Коровин умер на улице от сердечного приступа. Был похоронен как бездомный на кладбище Бийанкур. Позднее его прах перезахоронили на эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Александр Трушин