Художник-реставратор Александр Некрасов, собеседник преподобного Андрея Рублева

11 апреля

04-12.jpg

В этот день в 1927 году родился выдающийся русский художник-реставратор Александр Некрасов, открывший миру росписи Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира.

Итальянский писатель и кинорежиссер Тонино Гуэрра называл Некрасова «собеседником Рублёва». Его руки помнят все белокаменные храмы Владимиро-Суздальской Руси. Он «отчищал» вечность, сохранял художественное наследие для будущих поколений. С монументальной и станковой живописью работал 60 лет. А одним из главных дел его жизни стала реставрация росписей Андрея Рублёва под сводами Успенского собора во Владимире — храма, который несколько дней назад отпраздновал 80-летие возобновления богослужебной деятельности

Александр Некрасов родился в деревне Малое Кудрино Владимирской области. Учился в Художественно-ремесленном училище во Владимире, на отделении реставрации. В одном из древнейших городов Руси было много памятников старины, требовавших восстановления, укрепления, там довольно давно сложилась школа реставрации. Собственно, Андрей Рублев и Даниил Черный, пришедшие во Владимир в 1406 году для росписи Успенского собора, тоже занимались реставрацией: они обнаружили прекрасные фрески XII века, созданные их предшественниками. И надо сказать, они очень бережно их восстанавливали.

Летописцы Сильвестр и Симон писали, что Владимирский Успенский собор первоначальным своим построением восходит к концу Х века. По одному из преданий, сам равноапостольный князь Владимир выбирал для него место на высоких горах, подобно киевским, но над рекой Клязьмой. Первоначально храм был построен из дуба. В 1158 году Великий князь Андрей Боголюбский положил основание белокаменному храму в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Даже в ХХ веке считалось, что большая часть работ Рублева и Черного до наших дней не дожила, их росписи погибли. В том числе и владимирские. Ведь набеги казанских и крымских ханов на Владимир, столицу Северо-Восточной Руси продолжались до середины XVI века, то есть до взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году.

Но вернемся к реставратору Некрасову. После окончания училища он с 1948 до 1954 года работал в реставрационных мастерских. Во Владимирской области сохранялись немало старинных икон и произведений светской живописи, требовавших восстановления. Потом он отправился в Москву, в Республиканскую научно-реставрационную мастерскую, которой руководил Игорь Грабарь. Под его руководством участвовал в реставрации фресок собора Василия Блаженного. Там Некрасов наткнулся на подпись, о существовании которой  выдвигались лишь предположения. Это было доказательство того, что храм действительно  построен по велению Ивана Грозного. Некрасов также участвовал в реставрации соборов Кремля. Объехал несколько старинных русских городов, изучал росписи, знакомился с технологиями.

В 1974 году началась реставрация росписей Успенского собора во Владимире. Там работала большая группа художников Владимирского реставрационного центра, руководить которым был назначен Александр Некрасов. Первые месяцы работы заставили художников изрядно поволноваться. Несмотря не многочисленные пробы и шурфы, в местах, где литературные и исторические документы говорили о фресках и орнаментах, их почему-то не оказалось. Вновь и вновь приходилось рыться в архивах, но собор словно испытывал реставраторов на прочность, проверял, прежде чем доверить свои тайны.

И вдруг за разобранным иконостасом обнаруживаются сразу две фрески. Да еще какие! С изображением хорошо сохранившихся фигур. При первом осмотре стало видно, что они даже не рублевские, а более древние. Анализ вскоре подтвердил, что фрески принадлежали кисти живописцев, работавших по указу князя Всеволода и относились  к 1189 году. Вскоре были найдены еще два четырехметровых изображения, неизвестный ранее фрагмент  изначальной росписи  фасадов. 

Затем открытия пошли одно за другим. В верхней части собора, под сводам, из-под нанесенных позже изображений, загрязнений и извести показались композиции Андрея Рублева и Даниила Черного! Это были фрески  «Сошествие Святого Духа», «Введение во храм Богоматери», «Жертвоприношение Иоакима и Анны, «Крещение», «Преображение». Они неоднократно упоминались в  различных источниках. Но известна была только последняя фреска, «Преображение». Но и она была в плохом состоянии, замазанная известью. На всех обнаруженных фресках красочный слой был сильно поврежден. 

Девять лет Александр Некрасов с помощниками восстанавливал фрески Рублева и Черного. В этих трудах и увидел его итальянский режиссер Тонино Гуэрра. 

В одной из своих книг он даже вспомнил слова реставратора: «Когда я кистью дотрагиваюсь до поврежденных, слабых мест и стараюсь укрепить их, у меня дрожат руки. Но потом я начинаю работать спокойно, потому что чувствую, что кто-то мне помогает».

Наверное, помогал ему сам Господь Бог.

Александр Трушин