Карл Брюллов. Первая кисть государства

Brjullov.jpg23 декабря

В этот день 1799 года в Петербурге, в семье скульптора французского происхождения и члена российской Академии художеств Павла Брюлло родился сын Карл. Он тоже стал художником, причем современники считали его главным и последним представителем классического стиля. Художник создал более 200 портретов известных русских военных, писателей, поэтов – со многими из них художник был дружен, расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров.

Мы знаем его как Карла Брюллова – фамилию ему изменили в 1822 году, когда после окончания Академии выписывали паспорт для поездки в Италию. Поездка была поощрением молодому художнику за дипломную картину «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского», за которую он получил еще и Большую золотую медаль.

Карл Брюллов писал в разных жанрах. У него есть исторические и жанровые полотна, картины на темы из Библии и Евангелия. Но самое знаменитое его произведение – «Последний день Помпеи». Холст размером 4,5 на 6,5 метра рассказывает о трагедии древнего города, построенного на склонах Везувия. Брюллов бывал на раскопках Помпеи, и увиденное потрясло его. Шесть лет художник работал над картиной.

Заказал ее художнику русский князь и меценат Анатолий Демидов. Картина получилась необычной. Брюллов словно открыл новую, романтическую эпоху в живописи. Здесь не один герой, как в классике, а целый народ. Не идеализированный образ, а реальный исторический факт. Содержание картины – не пейзаж, а страдания людей. Вот женщина, в глазах которой читается ужас. Вот семейная пара с детьми, пытающаяся спастись от лавы. Вот священник, который уже вверил свою судьбу Богу и потому спокоен. Вот художник с ящиком красок на голове – это автопортрет – именно он, живописец, рассказывает нам о событиях…

Картина произвела колоссальное впечатление на зрителей. Сначала ее выставляли в Риме. Потом в Париже. Наконец, в Петербурге. И всюду стекались к ней тысячи людей. Пушкин посвятил ей стихотворение «Везувий зев открыл». Гоголь написал статью, в которой назвал работу «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом сне». Поэт Евгений Баратынский посвятил Брюллову четверостишие:

Принёс ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, –

И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!

За «Последний день Помпеи» Карла Брюллова назвали «первой кистью государства».