Художник Павел Корин. Белое полотно для уходящей Руси

nk-1.jpg

22 ноября

В этот день в 1967 году преставился русский художник Павел Корин. 

А родился он 25 июня 1892-го в деревне Палех Владимирской губернии, где много лет жили иконописцы. Одним из них был и отец Павла. Мальчик с раннего детства рисовал и в 11 лет устроился помощником в мастерскую к местному иконописцу Стягову. Корин оказался очень способным учеником и быстро освоил основы живописи. А в 1907 году его по рекомендации Стягова приняли на обучение в иконописную школу при Донском монастыре в Москве. Здесь юноше посчастливилось встретиться со знаменитым художником Михаилом Нестеровым, который на долгие годы стал для него влиятельным покровителем и мудрым наставником.

Павел Корин написал много картин. Широко известны его портреты Качалова, Горького, Жукова, Нестерова. Его мозаичные панно украшают станции московского метро «Комсомольская», «Смоленская», «Павелецкая»… Трудно найти русского человека, который не знал бы триптих Корина «Александр Невский» – он был во всех учебниках отечественной истории. И, казалось бы, Корина удостоили государственных почестей – и народный художник СССР, и лауреат Ленинской и Сталинской премий…

И все же его картины оставляют ощущение, что Корин, наверное, самая сложная и трагическая фигура в русском искусстве ХХ века. Ведь что-то очень важное было утеряно в советской стране, где разворовывали и разрушали храмы, где в концлагерях умирали священники. И в его родном Палехе, где до 1917 года писали иконы, стали рисовать лубочные картинки для украшения лаковых шкатулок. 

В 1925 году Корин был на похоронах ныне прославленного в лике святых Патриарха Тихона. Тогда в Москве собралась вся православная Россия. Или то, что осталось от нее. Потрясенный увиденным, ученик Нестерова, православный русский человек Павел Корин осознал себя художником именно этой России. Обреченной, как думал он, но продолжающей жить, уверенной в своей духовной правоте. Он задумал изобразить крестный ход во время похорон Патриарха.

34 года работал он над масштабным шедевром «Реквием. Русь уходящая», сделав десятки этюдов и портретов основных персонажей.

Однако белоснежный гигантский холст размерами 4,5 х 10 метров, натянутый на подрамник, так и остался нетронутым.