Художник и реставратор Игорь Грабарь. О жизни после смерти

3-25.jpeg

25 марта

В этот день 1871 года родился русский художник Игорь Грабарь. 

Он прожил долгую жизнь, 89 лет, написал множество картин. Создавал их до самой смерти. Только в сети выложены 123 произведения. Одно из самых известных – «Февральская лазурь»: зимняя березовая роща, сквозь ветки деревьев чистое небо – от бледно-голубого до темно-синего. 

В его жизни и творчестве был две загадки.

Однажды Грабарь гулял по лесу. Выронил из рук палку, наклонился за ней, поднял голову и обомлел: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывавшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Я тотчас же побежал за небольшим холстом и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины». А мольберт художник поставил в выкопанной в снегу яме, чтобы горизонт был пониже. 

Грабарь был первым русским художником, который написал столько зимних пейзажей. И тут кроется первая его загадка. Он, окончивший Императорскую академию художеств в мастерской Ильи Репина, изучавший потом живопись в Европе, был по технике импрессионистом. Но не «чистым» импрессионистом. Потому, что у него, кроме впечатления от пейзажа, есть что-то сверх того. А именно – ощущение жизни после смерти. Вот эти все перезвоны и перекликания: после зимы, когда природа мертва, наступает время оживания. И вот этот момент передает нам Игорь Грабарь. 

Вообще путь художника Грабаря был непростым. В 20-х годах он покончил с импрессионизмом. Начал писать портреты. И изображать большевиков. Например, в картине «Ленин у прямого провода». 

И, кроме того, начал заниматься реставрацией икон. И тут – вторая загадка Грабаря. Он в 1918 году создал Центральные государственные реставрационные мастерские. В экспедициях разыскивал древние иконы, привозил их в свою мастерскую, реставрировал и сдавал государству. 

Но вот какая загадочная история приключилась с чудотворным Феодоровским образом Божией Матери, который хранился в Костроме, в Богоявленском-Анастасиином монастыре.

К 1925 году лик Феодоровской иконы Божией Матери стал темнеть. В 1928 году образ в простом деревянном киоте перевезли в Москву. Ее реставрировал Василий Кириков. Когда собрались было вернуть икону в Кострому, вмешался на правах директора реставрационных мастерских Игорь Грабарь. Он решил раскрыть лики Феодоровского образа, вероятно, надеясь найти под многими слоями нетронутую древнюю живопись. Но икона потемнела еще больше. 

До сих пор проблема восстановления лика Феодоровской иконы остается нерешенной.