Владимир Маковский. Художник, который изобразил любовь к человечеству

02-07.jpg

7 февраля

В этот день в 1846 году родился русский художник Владимир Маковский.

Наверное, самая знаменитая его картина – «Любители соловьиного пения». В 1873 году за эту работу его произвели в академики Академии художеств. Разумеется, Третьяков ее купил. А после этого картину представили на Всемирной выставке в Вене. Там эту картину увидел Федор Достоевский. Он писал о ней в своих дневниках: «Если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра Владимира Маковского. Право, пусть смеются надо мной, но в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

Его отец, Егор Иванович, чиновник, был художником-любителем и коллекционером, одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. У него было трое сыновей – Константин, Николай и Владимир, все стали художниками. Наверное, многие помнят картину старшего сына, Константина – «Дети, бегущие от грозы». Были еще две дочери, одна тоже стала художницей, другая – певицей. Младший сын Владимир от матери унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать.

Квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки с видом на Кремль. Здесь собирались известные люди – Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. Первые уроки изобразительного искусства Владимир брал у Василия Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас». Затем учился в училище, основанном его отцом, и окончил его с серебряной медалью. За дипломную картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» (по рассказу Тургенева «Бежин луг») получил звание классного художника первой степени и золотую медаль.

02-07-1.jpgЛюбители соловьиного пения. 1873. В. Маковский 

Два брата – Владимир и Константин работали в разных стилях. Константин был признанным салонным художником, писал портреты аристократов, Александр II его величал «мой живописец». Владимир же, наоборот, постоянно бродил по ночлежкам, блошиным рынкам и дешевым трактирам в поисках натуры. Константин очень недолго состоял в Товариществе передвижных выставок, а Владимир был с ним связан все годы его существования. Павел Третьяков, величайший знаток русских художников того времени, практически не приобретал картины Константина, считая цену на них завышенной. А вот картин Владимира Маковского в его коллекции было множество, да и отношения у них сложились теплые и дружеские. Впрочем, несмотря на все эти различия, кое-что Маковских объединяло: оба были дорогими для своего времени художниками. Правда, старший – запредельно дорогим, а Владимир – просто дорогим, ровно настолько, чтобы вести достаточно обеспеченную жизнь.

В том же 1873 году Владимир Маковский написал серию из 21 картины «Эпизоды Севастопольской жизни 1854–1855 годов». Здесь мы видим и смертельное ранение адмирала Нахимова, и матроса Петра Кошку в разведке, и 10-летнего Колю Пищенко на артиллерийской батарее, и «Игры севастопольских детей»… Художник не был в Севастополе, но встречался с участниками тех событий, изучил множество документов, и особенно – «Севастопольские рассказы» Льва Толстого.

Вплоть до 1894 года (до переезда в Петербург) он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ храма Христа Спасителя. И два брата – Константин и Владимир создали несколько росписей в этом соборе. Ведь братья росли рядом и вместе с храмом. К сожалению, росписи были утрачены, когда храм взорвали в 1931 году.

Владимир Маковский написал около полутора тысяч картин, зарисовок, эскизов. От портрета вдовствующей императрицы Александры Федоровны и ожидающих приема во дворце царских сановников до давки на Ходынском поле (картина была запрещена) и самых бедных людей, стоящих в очереди в ночлежку. И это все – энциклопедия русской жизни рубежа XIX–XX веков.

 
Александр Трушин