Николай Ярошенко — он был «совестью» передвижников

13 декабря

v-1.jpg

В этот день 1846 года родился Николай Ярошенко, художник-передвижник.

Этот человек делал одновременно две карьеры – военную и творческую. Для XIX века это не было уникальным явлением: офицерами были композиторы Мусоргский и Римский-Корсаков, а Цезарь Кюи (тоже композитор из «Могучей кучки») вообще дослужился до звания инженер-генерала.

Родился Николай Ярошенко в Полтаве, в семье генерал-майора, мечтавшего, что сын повторит его путь на военном поприще. 

Способности к рисованию ребенок проявлял уже в раннем детстве, но отец на это не обращал внимания, но и не препятствовал.

В 9 лет мальчика отдали в Петровский Полтавский кадетский корпус, потом отец выхлопотал ему место в Первом кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Затем поступил в Павловское пехотное училище, а в 1864 году был переведен в Михайловское артиллерийское училище. Прослужив два года в артиллерийских войсках, поступил в Михайловскую артиллерийскую академию и окончил ее с отличием. Затем получил должность заведующего штамповальной мастерской снаряжательного отдела Санкт-Петербургского патронного завода, на котором прослужил до выхода на пенсию в чине генерал-майора. Словом, желание отца Николай Ярошенко выполнил.

Одновременно с учебой в Михайловской академии он занимался живописью, работал в мастерской художника Адриана Волкова и посещал вечерние классы Императорского общества поощрения художеств, его учителем был художник-передвижник Иван Крамской. И в 1874 году Ярошенко экстерном получил диплом Академии художеств. Крамской ввел его в круг художников-передвижников. И вообще Ярошенко очень скоро сделался одним из видных представителей петербургской творческой интеллигенции.

В 1875 году Николай Ярошенко выставил свою картину «Невский проспект» на 4-й Передвижной выставке. Годом позже вступил в члены Товарищества Передвижных художественных выставок (стал передвижником) и сразу же был избран в его правление. Наряду с Иваном Крамским был одним из главных идеологов передвижничества. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко – его «совестью».

Несколько слов о передвижниках. Академия художеств в 60-х и 70-х годах XIX века переживала не лучшие времена. Она совершенно не откликалась на происходившие в обществе перемены и загружала студентов правилами написания картин на библейские или мифологические сюжеты. В 1870 году студенты попросили руководство академии разрешить им писать дипломные работы на свободные темы, но получили отказ. Тогда 14 выпускников ушли, не получив квалификации. Их называли «бунтовщики с мольбертами», и во главе их был Иван Крамской. Позже он написал самую известную свою картину «Христос в пустыне», в которой нет абсолютно никаких академических норм и правил.

Картины передвижников, в том числе и Николая Ярошенко, пользовались огромным успехом. И это было обусловлено новым смыслом художественных полотен. Все знают картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Ее вскоре после показа в России отправили на выставку в Вену. Министр путей сообщения Александр Бобринский негодовал: «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? – выговаривал он Репину. – Да ведь этот допотопный способ транспорта мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину!» Но Репина поддержал великий князь Владимир Александрович, он купил «Бурлаков» для личной коллекции, охотно показывал картину всем своим гостям и подробно объяснял, в чем ее смысл.

Вот так же происходило с лучшими картинами Ярошенко. В 1881 году он написал полотно «У Литовского замка». Сюжет был связан с Верой Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Федора Трепова. Причем на картине не изображен сам момент выстрела – как известно, террористка стреляла в кабинете Трепова. На картине была фигура женщины у мрачной стены замка, в котором содержались в то время арестованные народовольцы. Суд присяжных 31 марта 1878 года Веру Засулич оправдал, и это вызвало раскол в обществе – решение суда бурно одобряли либеральные круги и осуждали консервативные.

Картина «У Литовского замка» готовилась к выставке передвижников, которая должна была открыться 1 марта 1881 года. Но именно в этот день террористы убивают императора Александра II. Случайное совпадение? Возможно. А может быть, знак Провидения, пути которого неисповедимы. Полиция немедленно сняла картину с выставки. Она где-то в полицейских подвалах и пропала. Ярошенко посадили под домашний арест. К нему даже пожаловал на беседу министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку».

v-3.jpgН. Ярошенко – «Всюду жизнь», 1888

Другая, наверное, самая известная картина Ярошенко – «Всюду жизнь» (1888). Она тоже заставила поволноваться общество. На картине мы видим арестантский вагон с решеткой на окне. За решеткой люди – мать с ребенком, пожилой человек с бородой, и на втором плане еще несколько фигур. Вагон стоит у дощатой платформы, на которой кормятся голуби. Вроде бы сюжет прост и понятен. Но это только на первый взгляд.

А если всмотреться в лица людей за решеткой, начинаешь задумываться. Это не унылые лица арестантов, отправленных на каторгу – это светлые образы. Они улыбаются, глядя, как ребенок протягивает сквозь решетку ручку к голубям. Мать ребенка, поддерживающая его под ручки – да это же Мария с картины Бернардино Луини (ученика Леонардо да Винчи) «Святое семейство со Святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем»!

И опять на Ярошенко посыпались упреки: зачем изобразил мадонну за решеткой? И некоторые критики пытались вывести из картины «социальную психологию». Безуспешно. Лет двадцать картина была не понята обществом. Пока суть произведения не разъяснил другой художник, Сергей Глаголь. Он писал книгу «Московская городская галерея П.С. Третьяковых». И в главе, посвященной Ярошенко, заметил, что в те годы он был под впечатлением идей Льва Толстого. Особенно его увлекала мысль о том, что любовь есть основа жизни и жизнь всегда там, где есть любовь. И сам Ярошенко хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Он с теми, кто любит, где бы они ни находились.

Александр Трушин