Найти подход к неповторимой личности ребенка. Отец Валериан Кречетов (в монашестве – архимандрит Серафим)

О том, как приобщить к русской культуре, которая вырастает из Православной церкви, современного ребенка, а также о необходимости индивидуального подхода к воспитанию неповторимой личности – беседа с отцом Валерианом (в монашестве – архимандритом Серафимом (Кречетовым)), почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области.

Мария Захарова
Протоиерей Валериан (Кречетов)

– Отец Валериан, есть мнение, что в основе любой культуры лежит религиозно-нравственная традиция…

– Культура действительно исходит от Творца, хотя создают ее люди. Творец дал заповеди, повелел человеку возделывать рай, то есть трудиться, совершенствоваться. А духовно-нравственная культура происходит от понятия дух. Нервная система – это как рояль, инструмент, а играет на нем живое. Если душа выходит из тела – ничего не работает. На самом деле дух, душа действительно все одухотворяют.

Есть духовное зрение. Но когда человек оплотнен, душа теряет зрение. Видеть – это проникать в сущность того, что ты видишь, а не просто наблюдать некие формы. Почему, собственно, и сказано: «очи имут, и не узрят; уши имут, и не услышат» (Пс. 134:17). Мы иногда спрашиваем: ты что, не видишь? Это значит, глазами человек видит, а душой – нет. Душа может быть слепой и глухой.

– Получается, самые культурные люди были в раю, до грехопадения?

– Конечно. Они все видели и слышали. 

Святитель Николай Сербский.jpg
Святитель Николай Сербский

Поэтому и сказал святитель Николай (Велимирович): «Первые люди немного знали, но все понимали. Потом стали знать больше, понимать меньше, далее – могут почти все знать, но ничего не понимать».

Я как-то участвовал в Рождественских образовательных чтениях, слушал выступление одного мальчика из 4-го класса. Ребенок говорил 15 минут без шпаргалки, не запинаясь, цитаты приводил, рассказывал об исследовании по Оптинским старцам. Просто невозможно так говорить! Явно, что дар Божий, но нашлась такая душа, которая этот дар восприняла. Господь всем дает дары. А воспринимается и используется это по-разному. Все ходят в школу, преподают всем одинаково, а результаты разнятся.

Притча евангельская о талантах (см.: Мф. 25:14–23), когда один пускает талант в оборот, а другой закапывает в землю, – не отвлеченный рассказ, она в жизни – на каждом шагу. 

Каждый ребенок есть личность неповторимая. Настоящее служение педагога заключается в том, чтобы найти подход к этой личности.

Учитель – это не работа, а именно служение.jpg Учитель – это не работа, а именно служение

Потому что учитель – это не работа, а именно служение. Если Сын Божий именуется Учителем, то куда же выше? Часто мы пролистываем, пробегаем строчки Священного Писания, а там каждое слово, даже последовательность слов имеют особый смысл. У апостола Павла говорится: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки…» (1 Кор. 12:28).

По-настоящему учитель находится на третьем месте после апостолов и пророков. Почему во всех народах почитались мудрецы, аксакалы? Потому что они передавали знания, традиции из поколения в поколение.

Век живи, век учись: как надо жить

У нас в обиходе остаются обрывки фраз, пословиц, например: «Век живи – век учись…». Но в этой поговорке нет окончания…

– «…дураком помрешь», – такое окончание придумал народ.

– Это уже придумали. Потому что почувствовали – что-то здесь недосказано, должно быть завершение. А чем завершить? Учишься, учишься, а результата нет. Тому ли учатся и так ли учат – тоже важно. Поэтому: «Век живи – век учись – как надо жить», – оказывается, у этой пословицы было такое продолжение.

Цель обучения заключается именно в понимании, постижении смысла жизни. 

А если смысла человек не понимает – для чего учиться? Жить для чего?

И если каждый человек есть индивидуальность, то, простите, значит, к каждому должен быть и особый подход. И любого ребенка надо воспринимать как личность с уникальными дарованиями.

Но школьный материал адаптируют к некоему среднему уровню. Часто один ребенок его усваивает, а другой – нет. Тех, кто не успевает, обычно ругают – такой-сякой… А может, ему просто не дано. Другое дело, что есть еще и лень – что-то он просто не хочет делать. Но тут-то как раз и заключается искусство и родителей, и педагогов – выявить дарования, найти грань между тем, что не дано, и тем, что не хочется.

Я как-то спросил у директора 31-й московской школы Григория Ивановича Суворова: «Можно ли воспитывать ребенка, не заставляя?» И он ответил: «Нет, это невозможно». Это слова заслуженного педагога: «Мы только и делаем, что пытаемся заставить». Другое дело, каким способом заставлять.

Перед тем как учить, родителям и педагогам необходимо – по аналогии с медициной – провести исследование, выяснить, что ребенка интересует. Объем обязательных знаний должен быть небольшим. То, что не дано, – надо как-то держать на плаву, а вот то, что дано, – уже развивать.

Гениальность – это дар, помноженный на трудолюбие, на труд, который в образование, в обучение вложен.

Гениальность – это дар, помноженный на трудолюбие.jpg Гениальность – это дар, помноженный на трудолюбие

Духовные дарования

– Батюшка, а бывают такие дети, которым ничего не дано?

– Не может быть такого. Я слышал, как один так называемый идиот перемножал двузначные числа, как электронная машина. А потом – что значит – дано? Кто-то соображает в математике, у кого-то руки золотые, мы считаем, что эти люди одаренные, талантливые. Но у человека, прежде всего, есть душа. Даже если он с точки зрения земной почти ничего не понимает, это не значит, что ему ничего не дано.

Вспоминаю потрясающий пример, когда во время войны одна мать с убогим ребенком жила в селе. Их деревню хотели сжечь, и все жители ушли в лес, ребенок тот отставал, его матери говорили: «Да оставь ты его, ну, пристрелят, все равно не жилец». Вот так рассуждали в земном смысле. В лесу их нашли – нагрянули немцы. Вывели, выстроили всех в шеренгу. Напротив солдаты – с автоматами. Сейчас будет команда, и положат всех. И вдруг этот ребенок выползает и идет, ковыляя, вдоль ряда односельчан – под дула автоматов. Так наискось – от них к автоматчикам – всё ближе, ближе. Те стали пятиться. И все были так потрясены, что потом офицер то ли сказал, то ли знак какой-то дал – солдаты опустили автоматы, сели и уехали. И все жители деревни благодаря тому, кого они предлагали бросить, остались живы…

То есть ребенок почувствовал, что всем грозит опасность, смерть, и сам пошел под дула автоматов. Первая пуля была бы его. Но это значит, у него было благое бесстрашие, – оно бывает у чистых душ. Ему это было дано. 

– Отец Валериан, а в духовной жизни действует тот же принцип – «дано или не дано»? Или: «просите – и дано будет вам» (Мф. 7:7)?

– И то, и другое есть. Есть «дано – не дано», с младенчества. Ну, а просите – и дастся, – этого тоже, конечно, никто не отменял. Известно: Преподобный Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский не очень были способны к обучению, а по молитве стали лучшими учениками.

Дарования духовные – это, безусловно, самые главные таланты. Блаженная Матронушка, по земным понятиям, была обиженная – а какая одаренная в духовном плане!

Очереди к святой блаженной Матроне в Поскровском монастыре Москвы. А к пустому колодцу, сказано, народ не идет.jpgОчереди к святой блаженной Матроне в Поскровском монастыре Москвы. А к пустому колодцу, сказано, народ не идет

– А почему одному дано, а другому не дано?

– А вот в этом уже не отчитывается Тот, Кто дает. Очень опасно рассуждать на эту тему. Почему и Антоний Великий – а какой столп был! – когда задумался по этому поводу – получил вразумление: «Антоний, внимай себе, а то судьбы Божии».

Поэтому знать о дарованиях, учитывать их не только можно, но и нужно. Но до конца понять – невозможно.

Я недавно говорил об этом с одним очень образованным батюшкой, который сказал, что если человек уверен, что он понял что-то до конца, то это явный признак того, что он заблудился.

– «Не будь вельми прав»…

– Да, как говорят: человек, который полагает, что он уже специалист, – специалист «конченый».

Любой может сказать полезное слово: пророк Валаам, мудрец, получил наставление от собственной ослицы, которая увидела Ангела (см.: Числ. 22:3–35; 23: 7–20). Моисей обучался как сын фараона, постиг всю премудрость египетскую, да еще впитал опыт собственного народа, но его поучал – как управлять государством – его тесть Иофор, пастух. Когда тот увидел, что Моисей с утра до ночи занимается рассмотрением мелких дел, сказал: ты так замучаешь и себя, и народ – необходимо делегировать полномочия.

– Иногда говорят – талантливый человек талантлив во всем. Вы встречали таких?

 – Я не встречал, но отец Павел Флоренский, говорят, в любой области через три недели начинал разбираться спокойно. Михаил Васильевич Ломоносов также легко осваивал любой предмет.

– Батюшка, а духовный опыт дает своего рода всевидение и всеведение? – Именно духовный-то опыт это и дает.

Преподобный Силуан Афонский — копия 2.jpg
Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан Афонский говорил: если духовный человек приходит в любую область, он сразу становится на голову выше специалистов в этой сфере.

Дело всё в том, что специализация в какой-либо области неизбежно приводит к некоторому обуживанию: человек на чем-то одном сосредоточился и начинает, как говорится, «завязать».

Есть примеры, когда люди приходили в новую для себя сферу из смежных областей и делали открытия. «Старые специалисты» уже привыкают к неким штампам, оторваться от них не могут, а нужен «свежий» взгляд на проблему.

Культура внешняя и внутренняя

Беда в том, что большинство наших детей воспринимают то, что им дают, а другого просто не знают. Помню, я когда-то венчал народного артиста СССР, солиста Большого театра Александра Филипповича Ведерникова, и потом уже у него запел псалмы. И он, человек музыкально эрудированный, говорит: «Надо же, я даже не представлял себе, что существует такой пласт музыкальный». Это не говоря уже о богослужебных песнопениях, таких как «Се, Жених грядет в полунощи». На Афоне не знаешь, на небе ты или на земле: даже свечи не горят, только лампады, такая тишина, такой мир необычайный…

Многие наши выдающиеся певцы, включая Шаляпина, выросли на церковном пении, пели на клиросе. Все вырастает из церкви и ведет к ней.

– Да и литературы в России долгое время не было – были только монастырские летописи, жития святых, словесность…

– А потом, когда все развернулось в золотом XIX веке, многие поэты, писатели пересказывали в своих произведениях Библию, Евангелие. Как A.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: 

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый Серафим

На перепутье мне явился…

– Вы как-то сказали, что по-настоящему культурный человек – это просто православный христианин.

– Так и есть: правила высшего тона – это правила православного христианина (не касаясь некоторых элементов внешнего этикета – вилок, ложек, тарелок). Об этом говорила моя теща Елена Владимировна Апушкина, которая окончила историко-философский факультет МГУ. Помню, как я, воспитанный в православной семье, попал в артистическую среду родственников маминой сестры: вошел, но не садился, стоял, потом поцеловал руку старушке (а я привык в церкви целовать руку священнику). Все восхитились: какой ребенок, какое воспитание! Это было советское время, а воспитание у меня было просто церковное.

Помню, как мамочка моя говорила не о внешней культуре, а о внутренней. Внутренняя культура – это чувство, когда понимаешь, что и как сказать и как поступить.

Семейство отца Валериана. Справа от него теща Елена Владимировна Апушкина.jpg Семейство отца Валериана. Справа от него теща Елена Владимировна Апушкина

– А чтобы такую внутреннюю культуру постичь, надо быть рядом с тем человеком, который ею обладает.

– Вот это и проблема.

Потребность нашего времени – святость, примеры живой святости.

Человек сотворен по образу Божию и подобию. Что-то нам дается как дар, чувство любви, допустим, в браке. Но если человек не развивает его, оно оскудевает. Подобие – это потребность уподобляться. Если у человека отнять истинный первообраз, чему нужно уподобляться, он начинает искать – кому подражать.

Помните, Маяковский писал: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Маяковский неслучайно поднял эту тему, непростой был человек, талантливый…

Конечно, когда человек удаляется от Бога, он начинает мертветь.

Преподобный Иустин (Попович).png
Преподобный Иустин (Попович)

Сербский святитель Иустин (Попович) размышляет: «Здание европейской культуры, построенное без Христа, должно разрушиться очень быстро, пасть. Это проникновенно предвидел Достоевский за сто лет до нашего времени, а также и печальный Гоголь более века тому назад… Ведь на наших глазах сбываются эти предсказания славянских пророков. Десять столетий строится европейская вавилонская башня, и вот пришла наша участь – лицезреть эту жуткую картину: мы видим, как построен огромный ноль. Наступило общее замешательство: один человек не понимает другого, душа не разумеет душу, один народ утратил здравое отношение к другому. Восстал человек на человека, царство на царство, народ на народ и даже континент на континент» (Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Толкование на Евангелие от Матфея. С. 508.).

Когда желудок умнее головы

– Ценности современной культуры формируют СМИ, интернет, блогеры, пропагандирующие и эмансипацию, и легкую жизнь, и свободную любовь. И дети не могут отвязаться от интернета, у них очень быстро формируется зависимость.

– Это от них не хотят отвязываться. Это же бесы, нечистая сила. Мы говорим: «мысль пришла». Мысль приходит. Или «человек не в духе» – состояние определенное: беспокойство, раздражение, тяжесть на душе. «В духе» человек чувствует облегчение, какое-то успокоение. Когда был ажиотаж вокруг инопланетян, лекции на эту тему читали, вокруг было смущение, беспокойство, тревога. Но это, по святым отцам, свидетельствует о присутствии нечистой силы. Мы ее не видим, но чувствуем.

– И что делать с детьми, которые не могут оторваться от интернета?

 –  Объяснять им все. Дети понимают.

– Если начнешь объяснять в момент, когда ребенок за компьютером – случится истерика.

– Совершенно верно. В этот момент их держит нечистая сила, надо выбрать время, когда они способны слышать. Сказать: вокруг нас много чего есть, например, растут ягоды – земляника, малина – они сладкие, полезные. А есть волчьи ягоды, ядовитые. Лучше послушать доброго совета не травиться ими. Можно, конечно, отравиться и понять, что этого не нужно было делать, но лучше послушаться сразу. Вначале многое выглядит интересно, забавно. Вот сигарета – такая интересная, дымит. Сначала баловство, а дальше оно начинает тянуть тебя, возникает привычка. А это отрава – никотин, яд, от которого развиваются рак горла, рак легких, закупорка сосудов… Но тут уже ничего не сделаешь. Ему говорят, а он наперекор. Гордыня проявляется: кто меня учит, делает замечания?

Как один батюшка спросил школьников: «А что вас смущает в церкви?» Ответ был очень простой: слишком много запретов. Он говорит: «Хорошо, вот написано «стой, убьет». Это запрет? Запрет. Но чтобы ты остался жив».

Встреча с отцом Серафимом. Покровский храм в Акулово.jpg Встреча с отцом Серафимом. Покровский храм в Акулово

– Разговаривая со своими детьми, вы, наверное, молились о них?

– И молюсь все время.

– А как быть в средней светской семье, где молитвенников нет вообще?

– Все равно нужно молиться.

Дело в том, что Господь каждому мысль какую-то посылает, подсказывает – как быть. Иногда вся наша жизнь бывает неустроенной, потому что мы когда-то не прислушались к голосу Ангела Хранителя, к голосу Божию.

Я всегда вспоминаю пример моего отца, которому понравилась девушка, и он спросил о ней батюшку. А тот ответил: «Выкинь ее из головы, она хорошая девушка, кристальной души человек, но тебе она не пара». Она через три года умерла. Если бы он не спросил тогда, поступил бы по своему усмотрению – овдовел бы, может быть, не стал бы священником.

А некоторые лишали себя тех, кто их любил, которым они нравились, – искали себе по своим фантазиям, по всяким мечтам. И случались трагедии, рушились семьи. 

До революции нравственность в России все-таки была высокой. Но нашлись те, кто устроил переворот, предал царя. Но это уже пути Промысла Божия, ничего не сделаешь.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1–5).

Слова апостола Павла исполняются. Если раньше были Содом и Гоморра – два города, то теперь существуют целые страны содомские. На войне как на войне. Будет конец света, никаких сомнений нет.

Но во все времена драгоценные вещи остаются драгоценными. Бриллианты и золото на дорожках не валяются, поэтому ценятся всегда. Так же как и нравственность, никуда от этого не денешься – и благородство, и сострадание…

К нам как-то пришли дети в церковь на экскурсию и потом написали сочинения – о том, что их больше всего потрясло в храме: оказалось, Христос на Кресте. А Распятие – это ведь свидетельство жертвенной любви.



Другие статьи по теме

Вера Живите как православные, а не как иноверцы. Слово архимандрита Серафима (о. Валериана Кречетова) в день 87-летия
Вера Никогда не поздно. Архимандрит Серафим (Кречетов) об актуальной сути подвига 40 Севастийских мучеников
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Вера Как «скрутить в бараний рог» дарвиниста. Памяти русского старца Сергия Орлова
Орлова Ольга
Вера «Все совершает благодать Божия». Слово архимандрита Серафима (отца Валериана Кречетова) в день 55-летия священства
Вера Христос рождается – славите! Как встретить и отпраздновать Рождество Христово?
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Образ святости Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем»
Грехам.net Чем страшен грех аборта и кому молятся о нерожденных младенцах?
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Лествица добродетелей Дед Мороз и православные. Как во время Рождественского поста отмечать Новый год?
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Лествица добродетелей Смирение уравнивает любую деятельность. Отец Валериан Кречетов (в монашестве архимандрит Серафим)
Живое наследие Любимые изречения отца Валериана (архимандрита Серафима (Кречетова)
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)