«А душу твою люблю я еще более твоего лица», – скажет Александр Пушкин своей жене спустя два года после венчания.
Так почему поэт не оставил нам литературного образа Натальи Николаевны ни в поэзии, ни в прозе? Этот вопрос долгое время не отпускал меня. И лишь недавно я прочла слова о том, что Пушкин никогда не писал о любви, если она еще не прошла.
Значит, не откроет он читателям тайну своей любви к жене. Более того, оберегает ее как зеницу ока. Сокрыта и тайна семейных отношений. Там царила подлинная любовь. Нежные чувства, милые шутливые вздохи, но, наверное, разные взгляды и мечтания – все это осталось за порогом храма Вознесения в Сторожах у Никитских ворот.
Храм Вознесения Господня – Большое Вознесение – у Никитских ворот. Москва
«Венчается раб Божий Александр рабе Божьей Наталии…». И вознеслись над главами венцы. Всю ответственность данного шага он взял на себя, ведь он был старше Натали на 13 лет. Вряд ли молодая девушка понимала, что семья – это труд, смирение, терпение, наконец, мученичество… и любовь. Но любовь жертвенная.
Пушкин бесконечно счастлив. «Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось, лучшего не дождусь», – писал поэт своему другу П.А. Плетневу через пять дней после свадьбы.
От того, какими душевными качествами обладают будущие супруги, зависит их благополучие в семье.
Расцвет пушкинских произведений пришелся на его встречу с Натальей Николаевной. Она вдохновит поэта на создание удивительных по красоте и нравственной чистоте женских образов.
Сам поэт говорит нам об этом: «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом».
Из сказки в сказку, из повести в роман женские образы юных девушек сияют нравственной чистотой, которая является главной для поэта. Давайте присмотримся к его героиням. Откроем сказки.
Когда мне было три года, мама начала читать мне Евангелие на церковнославянском и сказки Пушкина.
Моя любимая – «Сказка о царе Салтане…» и, конечно, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Вначале они убаюкивали, позже будоражили фантазию, увлекали в свой удивительный таинственный мир, знакомили с настоящими героями.
Повзрослев, я стала задавать другие вопросы. Что нужно для счастья? В чем состоит высшее достоинство женщины? Почему одни счастливы в браке, а другие – нет? И что такое женская красота?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Я по-другому, глубже, взглянула и на любимых героинь детства, и на их судьбы. Какие они? Чем красивы?
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Кротость – это такое качество души, редкое, почти утерянное, забытое. Молодая царевна предстает перед нами тихой, ласковой, сдержанной, беззлобной. И она, такая незаметная, неяркая, почему-то становится центром внимания у богатырей:
…Всех нас семеро, тебя
Все мы любим…
Что же отвечает им она? Хотя прервусь на секунду и представлю: семь прекрасных достойных юношей признаются в своих чувствах… Голова идет кругом, кровь стучит в висках, мысли скачут. А она?
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно отдана…
Она не замужем, лишь невеста. Возможно, она больше никогда не увидит своего жениха, но остается на всю жизнь его верной невестой. Пушкин говорит о верности и о любви, что сильнее смерти.
Поэт подарит сказке счастливый конец.
А вот другая героиня – Царевна-Лебедь. Поэт восхищен ее красотой, не случайно так подробно описывает внешность, походку, стать, ум.
Послушаем ее слова:
Да, такая есть девица,
Но жена не рукавица;
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь…
Вспомним, что так пишет автор-мужчина, признавая, что любимая жена – это драгоценный дар, что женщина может и должна иметь свой взгляд, убеждения, характер, и от этого она становится ценнее для мужа.
Кротость, верность, сила характера – этими основными чертами обладают сказочные героини, которые готовятся вступить в брак. Все это можно назвать и одним словом – целомудрие.
Так, по мнению преподобного Иоанна Лествичника, именуется добродетель, объединяющая в себе чистоту тела и души, цельный взгляд на мир. Это забытое сегодня качество оказывается определяющим в произведениях великого поэта.
Повзрослев, я открываю другие произведения Пушкина, встречая на их страницах новых героинь. И автор будто указывает мне верный путь рассуждения, знакомит со своими любимицами: Марией Мироновой, Марией Троекуровой, Марьей Гавриловной – удивительными девушками, сильными духом, чистыми душой, отважными и преданными. Каждая из них, как капля росы, сверкает в лучах утреннего солнца. Что же так удивляет нас? Поступки. Ничего нет правдивее их – дерево познается по плодам.
Почему Пушкин так настойчиво называет Мариями своих героинь, наделяя их столь возвышенными качествами, главные из которых – смирение, верность, страх Божий. Кто же Первообраз?
Он есть. Это Та, которая две тысячи лет назад произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему». Та, Которая станет Лествицей, соединив небо и землю, даровав нам надежду на спасение. Дева Мария…
Жертвенность, кротость, преданность и великую силу покаяния мы видим у Марии Египетской и у Марии Магдалины. Одна, полюбив Жениха, решительно изменила свою жизнь и, сокрушаясь о прежних грехах, возвысилась; другая, будучи не осужденной Женихом, также посвятила Ему свои труды и чаяния, получив драгоценный дар – жизнь во Христе.
Истинно верные жены верны не только мужу и браку – они верны Христу – как были верны Ему жены-мироносицы:
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу… – пишет Александр Солодовников.
Но есть у Пушкина и еще одна «Мария». Доверчивая и невинная девушка, любимица поэта из романа «Евгений Онегин». «Итак, она звалась Татьяной…»
Вы, верно, спросите, почему я ее назвала Марией? Потому что она, подобно Деве Марии, предстает Рабой Господней, являя пример жертвенности и честности. Услышим ее слова:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…
Мне пока, видимо, в силу своего возраста, не понять цену этого отречения от земного счастья. Но нельзя не заметить, что через все творчество Пушкина проходит эта мысль, это обращение к девушке, готовящейся вступить в брак. Принять одно из самых важных в своей жизни решений. А приняв, уже не отрекаться от него, а просто и с достоинством, иногда как крест, пронести через всю жизнь. И тогда засияет неземным светом внутренняя красота, затмевая внешнюю, земную. Вспомним Татьяну на балу, уже ставшую супругой генерала:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос, и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Гордость мужа – жена, украшенная добродетелями: скромностью, достоинством и верностью Богу и ему.
Много толков ходило о Наталье Николаевне и о причинах дуэли, из-за которой погиб поэт. Никто не вправе судить, но доподлинно известно одно: вернувшись домой со смертельной раной, Пушкин сказал своей горячо любимой жене, что ни минуту не усомнился в ее чистоте, а стрелялся, чтобы сберечь честь и имя семьи для детей, и она не должна винить себя.
Она осталась для поэта Пушкина «…чистейшей прелести чистейший образец».
Дети Пушкина в 1841 году Гриша, Маша, Таша, Саша. Михайловское. Рисунок Натальи Ивановны Фризенгоф
А придворный врач Арендант повторил несколько раз: «Для Пушкина жаль, что он не был убит на месте, потому что мучения его невыразимы; но для чести жены его – это счастье, что он остался жив. Никому из нас, видя его, нельзя сомневаться в невинности ее и в любви, которую к ней Пушкин сохранил». Сам поэт нам указывает на глубину и подлинность своего чувства. Такая любовь достойна вечности.
Пушкин пишет свои строки сквозь время. Он очень актуален сейчас.
Слова гениального поэта звучат настойчиво, как звук колокола: «Молодая девушка, будь чиста, великодушна, верна». Бросим последний взгляд на его героинь и удивимся их целомудрию: нравственной чистоте, особой внутренней красоте и глубокой вере.
Мои родители назвали меня Марией, как будто установив высокую планку: «Не подведи, дочь, ведь ты носишь особое имя». Моя небесная покровительница – преподобная Мария, кроткая мать великого русского святого Сергия Радонежского. Это значит не просто быть верной, а по-настоящему красивой изнутри.
Мама однажды сказала: «Смотри, Маша, ты можешь и должна иметь свое мнение. Ты можешь не соглашаться с нами, ворчать, роптать и даже немного своевольничать, но когда придет время принимать важное в твоей жизни решение, ты будешь честна пред Господом и самой собой. Ты должна поступить благочестиво, ведь ты воспитана на Евангелии и сказках Пушкина».
Мария Ухова
Победитель Международного детско-юношеского литературного конкурса им. Ивана Шмелева 2017 года, студентка 2 курса МГИМО
12.10.2024