Души христиан преображаются потому, что идеалы наши выше земных

На Преображение Господне – престольный праздник Новоспасского монастыря, где у алтаря Преображенского собора упокоен без малого 20 лет настоятель обители владыка Алексий, – публикуем проповедь Его Высокопреосвященства. А читателям радостно сообщаем, что у главного редактора медиаресурса Святые.online Ольги Орловой вышла долгожданная книга «Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова)»*.

Гора Голгофа, гора Преображения… Когда человек восходит на гору, он постоянно преодолевает себя, он испытывает необыкновенный труд, преодолевая себя. Вот мы забыли о том, что христиане избраны: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16). Избрал Господь для того, чтобы всеми силами стараться здесь на земле сохранить Его любовь, которая изливается на все творение до сегодняшнего дня и до конца его существования, сохранить всеми силами, любыми путями сохранить Его Божественную любовь, к которой мы можем прикоснуться. Каким образом?

– Даже тогда, когда тебя, человек, ударят в правую щеку, подставь левую (Мф. 5:39). Я тебя прошу, [– точно говорит нам в Евангелии Господь,] – для сохранения Моей заповеди, которая внесет еще больше любви в этот мир. Вопреки действуй!

Владыка Алексий (Фролов).jpg Владыка Алексий (Фролов)

Я глубоко теперь убежден, что Господь, конечно, в определенной степени будет судить человека за его немощи, грехи, так называемые, но в большей степени мы будем взысканы за то, что мы мало любили. Мы не любим ни место, где мы находимся, мы не любим послушание, которое нам дается, мы не любим людей, которые нас окружают, которых мы обязаны любить. Мы, христиане, не можем, не имеем права не любить, а мы не любим родителей, детей, мужа, жену – мы не любим. Больше того, я скажу, мы не знаем, что такое любовь, потому что, если бы мы знали, что такое любовь, ведь любовь – это постоянное страдание, это постоянная жертва, а мы в большей степени любим себя.

Так вот гора Фавор и напоминает нам о восхождении, о труде преодоления – чтобы в поте лица заставить себя любить по-настоящему Христа, следовать за Ним, и только тогда может Господь прикоснуться к нашему сердцу. Добродетель дается не тогда, когда мы этого хотим. Спасение не от подвизающегося, но от милующего Бога (Рим. 9:16).

Бог дарует добродетель тогда, когда мы этого заслуживаем, а заслуживаем не для себя, а чтобы этой добродетелью осчастливить людей вокруг нас, показать всем, насколько через нас Бог любит весь окружающий мир.

Владыка Алексий в Новоспасском монастыре. Крестный ход на Преображение.JPG Владыка Алексий в Новоспасском монастыре. Крестный ход на Преображение

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Вот этот дивный свет, который воссиял на горе Фавор! Не думайте, что он только тогда воссиял и что к нему невозможно прикоснуться, нет! Этот благодатный Фаворский свет, поверьте, его сподобляются и ныне живущие подвижники, которые в большей степени любят Бога и близких, нежели себя.

Часто мы говорим о свободе. Вот в полном смысле свобода начинает проявляться лишь в труде. Когда нет любви, нет и напряжения, напряжения воли. Ведь я согласен все принимать без всякого напряжения. Да, я могу сказать: благодарю, Господи, за все! Но вот, чтобы потрудиться по любви, исполняя Его заповеди… – это уже выше моих сил? Как же мне, Господи, с Тобой хорошо! Но давайте зададим себе вопрос: а Тебе, Господи, с нами хорошо? Как нам хорошо с дорогими нам людьми, а интересно, нашим близким и дорогим, возможно, людям, с нами хорошо?

Мы должны себя заставить уважать людей. Что это значит – уважать? Уважить – сделать настолько его важным для себя в своей жизни, что ему можно послужить по любви, ни в чем его не ущемить, не сделать нуждающимся. Жить жизнью другого человека. Ведь Христос стал одним из нас, показав, насколько Бог нас любит, наделил нас высочайшим качеством – свободой. Свобода – это то, что роднит нас с Богом. Как Он – свободное существо, так и я – свободное существо. Как замечательно!

Когда человек согрешил, он попадает в египетское рабство – это образ служения греху. И вот он делает кирпичи, и Бог, желая, чтобы человек одумался, начинает отягощать еврейский народ тем, что египтяне однажды сказали: «Знаете что, давайте-ка ищите солому сами» (Исх. 5:7). И вот, когда труд стал невыносимым, им тяжело стало, евреи стали задумываться: «В конце концов, почему мы должны на них работать? Да кто мы есть? Неужели мы все время должны на них трудиться вот так?» – Какой замечательный вопрос, дорогие братья и сестры: «Кто я есть, что я работаю греху? К чему я призван? Кто мой родитель? Кто я есть?» Прекрасно! И уже, отвечая на этот вопрос, Господь начинает выводить еврейский народ из египетского рабства. Днем – облако, ночью – световое облако.

Второй вопрос замечательно задается, все настолько разумно: «Кто Ты, Господи? Кто Ты и кто я?» На горе Синай совершается удивительное чудо, о котором мы опять-таки забываем, мы делаем акцент совершенно на ином. Ведь сначала происходит встреча Бога и человека – Моисея, где Господь говорит: Я есть Сущий (Исх. 3:14), т.е. Бог открывает Себя как Лицо – Я, и дает после этой беседы Моисею скрижали, каменные скрижали, где запечатлены были Его заповеди, заповеди Его любви, отражение Его любви к человеческому роду. Мы склонны в большей степени изучать скрижали, буквицы, все что угодно, но забываем о самом главном, что Бог – Всесовершенная Личность, Которая в Новом Завете открывает Свое имя – Иисус. Он предлагает нам общение! Когда это общение начинается? Когда я начинаю преодолевать свою немощь, свой эгоизм по любви к Нему, вот тогда наступают эти личностные отношения, тогда и начинает проявляться наша свобода.

Архиепископ Алексий (Фролов). Причастие.JPG Архиепископ Алексий (Фролов). Причастие

Свобода – это не есть желание или возможность делать то, что хочу, это следование Божественным заповедям. Поскольку личность формируется только в подвиге, а подвиг должен быть обусловлен высочайшими идеалами, так вот, до тех пор, пока наши идеалы уже здесь не выйдут за пределы земного бытия, мы не станем с вами христианами. Так вот, личность – это человек, который не сводит свое бытие к существованию природы, падшей природы, он постоянно борется с этой падшей природой.

Вот здесь средоточие духовной жизни – в сердце! (Владыка показывает на сердце). А мы так склонны всегда выходить из него, заниматься чем угодно, потому что этим, чем угодно, гораздо легче заниматься, чем заниматься внутренним преображением, чем восходить на гору Фавор.

Легче, а вот здесь (в сердце), дорогие, которое является средоточием духовной жизни, вот здесь-то и встречается Бог и человек. Я хочу! – говорит испорченный человек, а милость Божия, Отец наш Небесный говорит: Дитя Мое, не полезно, не делай. – А я хочу! – Не полезно!

Вот здесь-то и начинает проявляться человеческая свобода как высочайшая ответственность. И вот, дай Бог, чтобы мы испытали некий внутренний страх не за то, что я заболею и умру, лишусь имущества, а за то, что вдруг я могу исчезнуть как лицо, как дитя Божие – это страх за то, что я могу погибнуть. «Имейте, прежде всего, страх Божий и любовь нелицемерную», – говорит преподобный Сергий Радонежский. Так вот, когда этот страх появляется, его необходимо преображать постепенно в любовь к Богу и страх за себя. Вот тогда действительно начинается свободное шествие на гору, на гору Преображения, когда я начинаю себя изменять.

z-1.jpg

* Книгу «Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова)» (себе, на подарки дузьям и близким — ибо прочитав эту книгу, невозможно не уверовать или не укрепиться в вере, — а также на свои приходы) заказывайте напрямую у автора http://sunofrus.ru/w/shop/




Другие статьи по теме

Монашество Я хочу быть с Тобой! О смысле праздника Вход Господень в Иерусалим
Фролов Алексий, архиепископ
Вера Делай дела любви. Памяти архиепископа Алексия (Фролова)
Орлова Ольга
Вера Божия Матерь утоляет наши печали. Но и сами мы должны трудиться над прополкой своих страстей
Высота Главный редактор Святые online награждена премией и знаком отличия «Имперская культура»
Вера Самый страшный суд – когда человек осудит себя сам и не найдет себе оправдания
Образ святости Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем»
Живое наследие Христианские добродетели по святителю Амвросию Медиоланскому. Пример их воплощения в жизнь
Культура Книга «Достигайте любви» Ольги Орловой отмечена Национальной премией «Имперская культура»
Вера Встреча со Святейшим была праздником. Архиепископ Алексий (Фролов)
Орлова Ольга
Живое наследие К любви восходить надо. 10-летие преставления ко Господу архиепископа Алексия (Фролова)