Великая среда. Христос – над логикой, над внешним знанием, над человеческой справедливостью

Главная тема Великой Среды – две человеческих судьбы. Первая – жизненный путь грешницы, которая из глубины покаяния восходит к прямому богообщению, в пространство Света. Другая судьба – Иуды, одного из ближайших учеников Спасителя, который предает Христа.

k2photo1667729318.jpg
Иерей Георгий Кириндас

Женщина, которая по преданию именовалась Марией, пришла в дом фарисея и с глубочайшим покаянием омывала ноги Спасителя драгоценным миром.

Будучи осуждаема в течение всей своей действительно порочной жизни, она и в этот раз была осуждаема. Но Христос сказал, что каждый раз, когда станут вспоминать про Него, будут вспоминать и ее.  

Из глубины покаяния, скверной и порочной жизни она восходит к прямому богообщению. Покаяние вводит ее в состояние полного присутствия Божия в ее жизни. Мы читаем о ее слезах умиления и просветления от того, что она рядом со своим Спасителем.

Тем самым эта женщина показывает путь, который предначертан Божиим промыслом для каждой человеческой души, если она желает изменения, покаяния. Изменись, и ты будешь светел, этим светом для тебя является Христос Бог.

Но есть и другая судьба – одного из ближайших учеников Спасителя, который тоже присутствовал в доме фарисея. И после встречи Спасителя с покаявшейся блудницей он принимает решение предать Христа. 

У русского художника с французскими корнями Николая Ге есть картина «Тайная Вечеря».

photo_5298649815787365057_y.jpgНиколай Ге. Тайная Вечеря. 1863 г.

Спаситель в задумчивости лежит, как это принято на Востоке во время трапезы, рядом – молодой Иоанн Богослов, он все понял, но не верит происходящему. Петр, который не понимает, что происходит, видимо, чувствует, что происходит что-то странное, необычное, трагическое. И образ Иуды, который уже в темноте и от которого падает тень за спину Спасителя, и эта тень имеет образ демонический.

Но посередине, в центре картины, – не Христос и не Иуда. В центре картины – пустота. Решение Иуды предать Христа эту пустоту между ним и Спасителем увеличивает.

Это рассказ о двух одиночках. Христос в одиночестве пойдет на Крест, чтобы спасти мир.

Иуда – это одиночка-предатель, который закончит сначала смертью физической – самоубийством, а затем страшнейшей духовной смертью, когда душа будет низвергнута на самое дно инфернальных миров, в изнанку мира.

Покаяние и нераскаянный грех – два антипода, два пути, которые всегда лежат перед человеческой душой.

Замкнутость, обида, ропот, неприятие, непонимание Христа – путь к самоизоляции, умертвляющей душу.

Иуда был одним из двенадцати апостолов, отвечал за материальные блага. Кто-то из современных проповедников назвал его бухгалтером первой христианской общины. И он не в состоянии понять: как может Тот, на Которого надеются, Которому предстоит спасти народ Израиля, разрешать прикасаться к Себе грязной женщине. Для семитского мироощущения это было катастрофой. И зачем Он позволяет тратить это драгоценное миро, которое можно продать и раздать деньги нищим?

Христос произносит фразу, которую нам всем следовало бы помнить: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня – (в себе – Авт.) – не всегда» (Ин. 12:8). Тем самым подсказывая Своей первой церковной общине, а затем и всей соборной православной церкви то, что вся социальная активность, полезность церковной деятельности имеет важное, но условное значение: не факт, что через нее вы обретете Христа.

Христос предупреждает: Он – есть центр религиозной жизни христианина, Он должен быть Тем, Которым мы спасаемся, Которым мы живем.

Мария благую часть избрала, она избрала Жизнь.

photo_5298649815787365056_y.jpg

Последние стихиры, посвященные Марии, которые звучали сегодня за богослужением, написаны тоже женщиной – инокиней Кассией с очень интересной трагической судьбой. В нее был влюблен византийский император Феофил, но она не смогла стать императрицей и приняла монашество, посвятив всю свою жизнь Богу. И именно ее тексты зафиксированы в богослужении Великой Среды, остальные написаны святителями, преподобными.

Нам важно на уровне богослужебных текстов, сердечных движений понимать то, что мы проходим.

Вновь обозначим: сегодня Иуда предает Спасителя. Рождаются новые обстоятельства в жизни апостолов, самого Иуды, религиозной верхушки еврейского народа, Понтия Пилата – сегодня определяются многие развилки судеб различных людей. 

Когда Иуда явился к первосвященникам, те обрадовались: наконец-то пришел тот, через которого можно легализовать свои планы. Зло вообще ищет легализации, оправдания в некоей логической последовательности событий – для того, чтобы все больше людей приняло зло как норму. И чем больше людей принимают зло как норму, тем слабее яркость восприятия остальных, осознание катастрофичности и опасности этого зла для душ человеческих.   

Иуда – инструмент того зла, которое как мрак покрывает этот мир, показывая, что в нашей повседневной жизни – как в личной, так и в общественной – зло старается прикрыться маской добродетели, добра. Оно пытается себя оправдать, выстроить логическую цепочку, благодаря которой мы примем его и последуем за ним.

А Христос стоит над этим: над логикой, над внешним знанием, над человеческой справедливостью, над социальной полезностью. Христос на Кресте. Правда «проигрывает» и побеждает зло, ее сила в «слабости», благодаря которой и мир спасен. И Богу нашему за это – слава.  

Иерей Георгий Кириндас. Слово 30 апреля 2024 года.