Преподобная Мария Египетская. О силе души, любящей Бога

Воскресный день 21 апреля посвящен преподобной Марии Египетской, которая учит нас решимости. Житие святой напоминает: не стоит кидать камни в тех, кто кажется нам плохим, ошибающимся. Потому внутри человек, может быть, желает высшего. И не всегда внешнее благочестие, потупленный вниз взгляд являются доказательствами чистоты и праведности мыслей и желаний.

k2photo1667729318.jpg
Иерей Георгий Кириндас

Образ преподобной Марии Египетской сочетает в себе темы нравственного и сугубо духовного. Та сила души, которой мы любим, в своем отрицательном векторе приводит к личностной деградации. Поглощенная в то, что мы называем естеством, она пробуждает самые низкие животные начала, разнузданность, такие состояний души, которые являются для нее убийственными.

Об этом мы читаем в первой части жизнеописания преподобной Марии. Потом – рывок, категорическая перестройка на новое. Та же сила души приводит к обновлению человека: даже не нравственному, там горит дух. Мария уходит в пустыню и практические преодолевает гнет своей природы, тиранию своего естества. Когда мы читаем текст жития, мы понимаем, что преподобная Мария – только по именованию женщина. Речь идет о человеке, который превзошел разделенность своей природы, стал целостным, целомудренным, человеком полным, совершенным.

Будучи среди людей, Мария развращалась и деградировала. И для того, чтобы созидать себя, вырасти, ей нужно было уйти в пустыню, в тотальную десоциализацию, сбросить с себя какие-то либо путы социальных отношений.

Она одна. Но что удивляет: со старцем Зосимой говорит человек, у которого совершенно чистое, адекватное сознание. В этом одиночестве она не потеряла рассудок. Перед нами человек угомонившийся, спокойный (от слова «покой»), который растворился в общечеловеческом знании, в Церкви, будучи в пустыни.

photo_5269556806835887084_y.jpg

И она приобщилась к высшему ментальному, поскольку легко цитировала Священное Писание, при этом никогда не брала в руки Библию. Мария стала человеком совершенным и знающим, т.е. ведующим. И в этом ее красота, которая сияет на контрасте с тем уродством, к которому приводила ее пагубная жизнь в сфере плотской.

Тело, может быть, и красивое было, а душа - сморщенная, уродливая.

А потом тело стало уродливым, потому что оно сжигалось солнцем. Это же Заиорданье: кто был в Святой Земле, тот знает, что там не просто жарко, там невозможно находиться под солнцем. И человек претерпевал все испытания: жару, ночной холод, осадки (там ливни идут, все смывает). Тело сдавало, сохло, гнило, а внутренний человек украшался.

Жизнеописание преподобной Марии позволяет нам сделать некоторые выводы. Что такое блуд? Есть блуд телесный. Есть блуд ментальный.

Человек может не блудить в физическом смысле, но на уровне движений сердца и помыслов бурлить в своих желаниях.

И если они будут воплощаться, то чаще всего в уродливых, извращенных формах. Страстная стихия накрывает разум, и человек еще больше деградирует.

Но Библия говорит о еще одном блуде, более широком понятии. Это блуд по отношению к Богу. Мы все, облекшись в это тело, потеряв память о Боге, о Небесном, становимся предателями, прелюбодейцами по отношению к Творцу.

Это происходит каждый раз, когда мы замыкаемся на своем эгоизме, на своем «я», когда наша жизнь собирается только на своих интересах. И чем дальше, – тем они становятся примитивней, и мы сами становимся примитивней.

Мы отступаем своим взором, даже внешним поведением от Неба, от Небесного, от Высшего. И поэтому мы по отношению к Богу становимся блудниками.

Вот почему эта тема – верности – в Библии постоянно звучит.

Есть Израиль, который верен Богу, а есть Израиль, который в своем идолопоклонстве и нравственных ошибках, неправедных войнах и т.д. становится тем, кто не исполняет волю Яхве, Сущего. И поэтому его именуют прелюбодейским.

Преподобная Мария учит нас решимости. Вспоминаются слова, которые приписываются преподобному Серафиму: единственная разница между грешником и праведником состоит в решимости бороться со грехом.

Есть еще одна тема: тайных желаний и желаний на поверхности. Всегда подчеркивается: мы должны любить Бога. Мы должны хотеть Бога. И в богослужебных текстах, когда восхваляется тот или иной святой, аскет, мы поем о душе, которая уязвилась любовью. То есть она вожделеет Бога, а не земного.

Очень хочется процитировать быль, рассказ о том, как один монах, который проживая в монашеском селении, с тоской смотрел на дом терпимости. И была та, которая работала в доме терпимости и с тоской думала о подвижниках, которые жили в пещерах, молились. И когда оба скончались, монах оказался в аду, а та женщина – в Раю. Тело, может быть, и грешило, а душа хотела Неба. И наоборот: тело как будто находилось среди праведных, а душа желала мрака, грязи. И души обрели то, что они хотели.

photo_5269509467706352287_y.jpg

Исходя из этой логики, жития Марии Египетской, это повод не кидать камни в тех, которые нам кажутся плохими, ошибающимися. Потому внутри человек, может быть, желает высшего.

И не всегда внешнее благочестие, потупленный вниз взгляд являются доказательством чистоты и праведных мыслей и желаний. Давайте признаемся, второй случай очень часто имеет место.

Поэтому работать над чистотой желаний – это наша задача здесь, при жизни, для того, чтобы не оказать в инфернальном мире.

У преподобного Исаака Сирина в его душеполезных поучениях есть ответ на возникающий у нас вопрос: а как бороться? В каждом из нас все эти потенциальные желания живут. А преподобный Исаак дает совет очень простой и в то же время очень верный, он работает. Для того, чтобы не пробуждалось желание неправильное, надо освободиться от объекта этого желания на уровне образов, представлений, а также наличия его рядом: будь это человек, вещь, явление, событие.

От того, что мне нравится общаться с противоположным полом, это не значит, что я должен поощрять себя постоянно в этом. Потому что за той или иной встречей все равно может скрываться (и чаще всего скрывается) грязное желание. Все банально, просто, это наша жизнь.

И когда мы приходим в храм, благодать Божия нас чистит. Она переформатирует наши желания, наше сердце. После службы, приняв Таинство Причастия, мы всегда выходим другие. И, слава Богу, Господь нас кует для будущего. Но мы должны, имея этот дар, не расплескать его неправильными желаниями.

Еще один пример: приходя даже просто в магазин, та или иная модница начинает хотеть те или иные вещи, и здесь уже появляется ложное желание. Если на то пошло, скромность необязательно означает бедность. Но скромность – это всегда сила души. Скромная душа будет красивой и внешне. Но она не будет вожделеть финтифлюшества, не будет вожделеть этикеток. Это касается не только одежды. Это касается психологических масок, ролей, которых мы в социуме играем. Она не станет хотеть всего этого, она будет натуральной, естественной.

Ну и в конце хочется удивиться преподобной Марии Египетской: как душа совершила такой величайший подвиг. Мария не была монахиней, не была послушницей. Она вообще никем не была, она вышла из социума.

Она была неименованной, но стала великой, Божией. И мы именуем ее преподобной, подобной Богу. От рождения – Марией, по происхождению – Египетской. По озарению Божией благодатью – Божией.

Богу нашему слава в Его святых. Аминь. 

Иерей Георгий Кириндас, 20 апреля 2024 года


Другие статьи по теме

Вера Великая среда. Христос – над логикой, над внешним знанием, над человеческой справедливостью
Кириндас Георгий, иерей
Вера Надо уметь жить, чтобы уметь умирать. Иерей Георгий Кириндас – о восхождении к совершенству
Кириндас Георгий, иерей
Вера Кого люблю, о том помню. Иерей Георгий Кириндас о поминовении усопших
Кириндас Георгий, иерей
Вера Бог наш – Бог любви, прощения и поступка. Иерей Георгий Кириндас
Кириндас Георгий, иерей
Вера На Страшном суде мы будем судимы только за одно – умение любить. Иерей Георгий Кириндас
Кириндас Георгий, иерей
Вера Нет ни одной добродетели выше покаяния. Иерей Георгий Кириндас
Кириндас Георгий, иерей
Вера Каждый из нас призван стать Богоприимцем. Иерей Георгий Кириндас
Кириндас Георгий, иерей
Образ святости Русский народ пролил кровь, пронеся свой крест, теперь нужно собирать плоды…
Кириндас Георгий, иерей
Главное О печали богатого юноши и блаженстве нищих духом. Иерей Георгий Кириндас
Кириндас Георгий, иерей
Главное Покаяться — значит кардинально изменить свое внутреннее состояние, свое сердце и сознание. Иерей Георгий Кириндас
Кириндас Георгий, иерей