Об опьяненных Пасхой. Иерей Георгий Кириндас

«Придите пиво пием новое…»

(ирмос 3-й песни Пасхального канона)

6 мая, когда Церковь чтит великомученика Георгия Победоносца, день тезоименитства празднует иерей Георгий Кириндас.

Мы поздравляем дорогого батюшку, доброго пастыря, чьи пламенные, вдохновляющие проповеди знают и любят наши читатели, с днем Ангела! Желаем имениннику Пасхальной радости, помощи Божией и Его укрепляющей благодати.

Предлагаем слово отца Георгия на вечернем богослужении

5 мая, когда в Аносином Борисоглебском монастыре пел хор под руководством матушки Ирины, супруги отца Георгия.

sq-photo_5317055344083587843_y.jpg
Иерей Георгий Кириндас

Православные, Христос Воскресе!

Как передать это состояние благодати Божией и радости, какие найти формы и образы? Тексты наших святых отцов помогают приблизиться к пониманию того, что такое Пасха, - когда душа обрадованная, освященная, очищенная благодатью, пусть уставшая телом, носит это тело и пребывает в торжестве.   

Если мы внимательно слушали сегодня Пасхальный канон, то там есть такие слова, которые любят семинаристы: «Придите пиво пием новое…»

Слово «пиво» означает то, что мы пьем. На Пасху нам позволяется, пусть на мгновение, посетить Трапезу Господню. С Богом, в Боге и Богом мы обретаем, пусть пока и на уровне каких-то предчувствий, интуиций свое место на Трапезе Любви, на которую у каждого из нас есть бронь, сделанная для нас «прежде веков» Самим Господом.

Переживая Пасху здесь, на земле, мы улавливаем слабые отголоски Вселенского Торжества, опьяняющего всех его участников.

«Душа говорит: Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь» (Песн. 2: 4). «Жажда ее сделалась столь сильной, что ее не удовлетворяет более чаша мудрости» (Прит. 9:2).

Чаша любви больше, чем чаша мудрости.

Давайте насладимся образами святителя Григория Нисского: «Все содержимое чаши, опрокинутое в уста, кажется ей недостаточным для утоления жажды. Но она желает, чтобы отвели ее в погреб, и хочет приникнуть устами к чанам, до краев полным опьяняющего вина. Она желает видеть гроздья, раздавленные в чаше, и лозу, родившую эти гроздья, и Виноградаря, взрастившего настоящую Лозу»[1].

photo_5317055344083587958_y.jpg

Господь наш Иисус Христос и есть то «вино, которое веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Каждый раз, в начале каждой Вечерней мы слышим эти слова.

«Блажен пьющий это вино, - говорит преподобный Исаак Сирин. - Немощные пили его и стали сильны. Невежды пили его, и стали мудры…»[2]. Это вино и есть «вода живая», о которой повествует Евангелие.

Автор «Од Соломона» восклицает: «Глубокая вода приблизилась к моим устам, истекая из преизобильного источника Господа. Я пил и опьянен водой живой, которая не убывает» (Оды Соломона, 11: 6-7). 

Христос есть наша истинное питие, на пире жизни Его испивают сполна. Он есть Любовь (Ин. 4:8), Которая по своему действию, как пишет преп. Иоанн Лествичник, «есть упоение души»[3]. «Живущий в любви получает от Бога плод жизни, вдыхая уже в этом мире воздух Воскресения, - замечает преподобный Исаак Сирин. - Любовь есть Царство»[4].

В это Царство так называемые духовные трезвенники не войдут: они слишком сухи и блеклы, это потухшие души, слишком невидные для опьяняющего огня Небесного.

Опьяненные всегда танцуют. В танце победившей любви много спонтанности, она взламывает дебелость повседневности, которая «тушит» сердце. Когда Давид и израильтяне с плясками, пением и игрой на инструментах несли ковчег завета в Иерусалим, о безудержном танце Давида пред Богом говорится, что он скакал изо всех сил (2 Цар. 6:14-21). Танцующий Давид как прообраз Христа Воскресшего, Которого на фреске одной из византийских церквей в Константинополе изображают пляшущим, в попрании врат ада. Танцуй, Давид, танцуй, пока не дойдешь до своего Иерусалима!

1200_David_dancing.jpg

Уверен: на Пасху огненные сердца обязательно найдут уготовленное им место на Трапезе Господней. Да будет так. 

В заключении хотел бы процитировать одного жизнелюбимого итальянского священника. Он однажды сказал: «Я хочу, чтобы вы сегодня поели. Я хочу, чтобы вы сегодня попили». И понятно, что речь идет не о кулинарной составляющей. В эти простых словах, может быть, даже провоцирующих, есть живое чувство жизни. Жизни, чтобы быть друг с другом и радоваться друг другу, радоваться Пасхе!

Ибо там, в Царстве Божием, не богословствуют: либо ты там есть, либо тебя там нет. И в Царстве Божием - радость, Истинное пиво и Жизнь вечная.

И Господу нашему за это слава во веки. Аминь

1photo_5317055344083587852_y.jpg Матушка Ирина регентует в Аносином Борисоглебском монастыре 

Иерей Георгий Кириндас. Слово 5 мая 2024 года



[1] свят. Григорий Нисский. 4-ая Гомилия на Песнь Песней.
[2] прп. Исаак Сирин. Аскетические трактаты. 72-й трактат.
[3] Лествица преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы. Слово 6-ое. Репринт изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898 г. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994 г. Слово 30-е, 7
[4] прп. Исаак Сирин. Аскетические трактаты. Там же.






Другие статьи по теме

Вера О Фомином воскресении и курице, ставшей Фениксом. Иерей Георгий Кириндас
Кириндас Георгий, иерей
Вера Как молиться на Светлой седмице и в весь пасхальный период до Святой Троицы?
Главное «Христово Воскресение есть торжество и утверждение нашей христианской веры, надежды, любви». Слово архимандрита Кирилла (Павлова)
Поем вместе Радостию друг друга обымем! Стихиры Пасхи
Вера Великая среда. Христос – над логикой, над внешним знанием, над человеческой справедливостью
Кириндас Георгий, иерей
Живое наследие Пасха Страстей. Епископ Александр (Милеант)
Епископ Александр (Милеант)
Образ святости Преподобная Мария Египетская. О силе души, любящей Бога
Кириндас Георгий, иерей
Вера Надо уметь жить, чтобы уметь умирать. Иерей Георгий Кириндас – о восхождении к совершенству
Кириндас Георгий, иерей
Вера Кого люблю, о том помню. Иерей Георгий Кириндас о поминовении усопших
Кириндас Георгий, иерей
Вера Бог наш – Бог любви, прощения и поступка. Иерей Георгий Кириндас
Кириндас Георгий, иерей