А.С. Пушкин: «Нет истины там, где нет любви»

photo1686039252.jpeg

6 июня

Сегодня – Пушкинский день. Это государственный праздник России, установленный президентом страны в 1997 году в связи с 200-летием со дня рождения гениального А.С. Пушкина (1799-1837). Но также сегодня – и День поэзии, и День русского языка.

«Пушкин – наше все», – сказал в 1859 году поэт Аполлон Григорьев. Фраза загадочная, он, наверное, имел в виду, что в творениях Пушкина воплощено все самобытное, особенное, что есть в русском народе, его сознание, его образ жизни. И мы все, жившие и живущие после Пушкина, люди разных убеждений, политических взглядов, мировоззрений, революционеры и консерваторы, либералы и коммунисты, мужчины и женщины, дети и умудренные опытом старики находим в его стихах и прозе то, что обращено к каждому из нас. Пушкин объединяет нас всех в одно целое – русский народ.

Но целое – это не просто сумма, не результат сложения. Также и народ – не просто статистическое понятие. У других народов были свои великие поэты – Шекспир, Данте, Гете, Бодлер… Но ни один из них не оказал такого влияния на национальную культуру, как Пушкин – на русскую. Потому что он как никто любил Россию:

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.

И также Пушкин дал нам гениальное понимание одухотворенной любви к женщине:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Это – не об одной Анне Керн, это о каждой русской женщине и обо всех сразу. И так во всем, в любом сочинении Пушкин подводит нас к пониманию всех сторон нашей жизни – от тонкого юмора до высочайшей мудрости и добродетели, описанной в бессмертной «Капитанской дочке» – самом христианском и семейном произведении.

Это и есть культура.
Кстати, именно Пушкин сформулировал главный методологический принцип русской культуры и русского образования (в своем обращении к Александру Радищеву, написавшему «Путешествие из Петербурга в Москву»): «Нет истины там, где нет любви».
Наверное, одно из важнейших для понимания русской жизни, истории, философии и т.д. произведений Пушкина – трагедия «Борис Годунов».

«– Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами, будь наш отец, наш царь!

– О чем там плачут?

– А как нам знать? То ведают бояре. Не нам чета.

– Заплачем, брат, и мы.

– Я силюсь брат, да не могу».

Это не трагедия царя Бориса. У него свои страдания и мучения, посланные ему Богом. А здесь – трагедия народа, безответственно выбирающего убийцу на царство. Ведь один только Юродивый говорит: «Нет, нет, нельзя молиться за царя-ирода – Богородица не велит». И за это народ тоже расплатится страданиями и мучениями, годами смуты и бесправия. Потому что во всем – Божий промысел. И словно от ощущения свершившегося зла, за которое надо будет отвечать перед Богом, рождаются последние два слова трагедии – «Народ безмолвствует». Сколь раз в нашей истории это повторялось?

Читайте Пушкина. Он все и обо всем сказал.

Александр Трушин