Денис Фонвизин, который писал истинно веселые произведения

fon-1.jpg

12 декабря

1792 – скончался Денис Фонвизин, писатель, автор бессмертной комедии «Недоросль».

Эта комедия, написанная в 1782 году, до сих пор ставится в театрах. Например, в Малом театре в Москве последний раз ее играли 26 ноября 2023 года. В программке к спектаклю было написано: «Пьеса «Недоросль» была создана 242 года назад, но кажется, что создана специально, чтобы предостеречь современную молодежь от совершения митрофанушкиных ошибок». А в Малом театре (он тогда назывался «Петровским» и был не императорским, а частным) она была поставлена в 1783-м, то есть ровно 240 лет назад. А уж фразы госпожи Простаковой, Скотинина и Стародума давно стали нашей живой речью: «Век живи, век учись»; «Собака лает – ветер носит»; «Наличные деньги – не наличные достоинства»; «Повинную голову меч не сечет»…

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…

Так великий поэт почтил память великого комедиографа. Эта пьеса привела Пушкина в восторг. Он говорил: «Как жаль, что в русской литературе так мало истинно веселых сочинений».

Но власти того времени не смеялись. Пьесу запретили – и печатать, и ставить в петербургских театрах. Но через два года она была сыграна в Москве. Автора, служившего секретарем у графа Никиты Панина, бывшего воспитателем наследника престола Павла Петровича, уволили, и графа тоже: за вольнодумство и оппозиционный настрой. Правда, это случилось через шесть лет после казни Емельяна Пугачева, изрядно напугавшего российские власти, но императрица уже перестала играть в либеральные игры. Правда, генерал-фельдмаршал Потемкин-Таврический по прочтении пьесы сказал автору: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши: имя твоё бессмертно будет по этой одной пьесе». Обвинения Фонвизину в либерализме были небеспочвенны. По окончании философского факультета Московского университета Фонвизин в 1762 году переехал в Петербург. Там он устроился переводчиком в Коллегию иностранных дел – благо, прекрасно знал латынь, немецкий и французский.

Одновременно со службой в Коллегии Фонвизин был причислен к кабинет-министру императрицы и литератору Ивану Елагину и был одним из его секретарей. И занимался литературными переводами. Переводил на русский басни того же Хольберга, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия… Любимым его писателем был Руссо. Но дело в том, что Иван Елагин помимо придворной службы ведал еще и императорскими театрами.

Любовью к театру Денис заразился еще в 1760 году, когда его и брата Павла как лучших студентов отправили в Санкт-Петербург представиться основателю Московского университета графу Ивану Шувалову. Тогда Фонвизин впервые попал в театр Александра Сумарокова. Дело в том, что труппа театра Московского университета, созданная в 1755 году, через три года была закрыта, и Денис в университетском театре не бывал. А в Петербурге он посмотрел пьесу «Генрих и Пернилл» датского писателя Людвига Хольберга. «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров – великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие», – написал он позже. Но на службе у Елагина Фонвизин мог обстоятельно изучать театральное дело.

В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к графу Ивану Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Панин был воспитателем наследника престола Павла Петровича. А следовательно, был именно тем человеком, который повлиял на формирование мировоззрения будущего правителя. Наследник престола настолько был вдохновлён конституционными идеями графа Панина, что даже во время заговора против его матери – Екатерины II подписал проект конституции и дал присягу заговорщикам в том, что, воцарившись, не нарушит её. Этот заговор был в 1770 году, когда достигший шестнадцатилетия Павел пожелал занять трон, сместив с него матушку.

Естественно, в числе заговорщиков был и Денис Фонвизин. И вот как раз в год создания комедии «Недоросль» (1781) Фонвизин вместе с Паниным написали «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины II и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
Тогда становится понятно, почему Пушкин называл Фонвизина «другом свободы», а Екатерина II запретила печатать и ставить пьесу «Недоросль». Как бы там ни было, комедия «Недоросль» жива и актуальна в наше время.

Осталось объяснить нерусское происхождение фамилии писателя. Александр Пушкин писал брату Льву: «Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехрист? Он русский, из прерусских русский». Но Фон-Визин, или Фон-Визен, стал Фонвизиным только в XIX веке, а до тех пор в правописании его фамилии путались. Род его происходил от ливонского рыцаря Петра фон Визена, служившего еще Ивану Грозному. При Алексее Михайловиче фон Визены стали православными. Семью эту знали на Руси как отличных служителей государству на разных управленческих постах.