Создатель современной антиутопии. 140 лет со дня рождения писателя Евгения Замятина

1 февраля

140 лет назад родился русский писатель, сценарист, морской инженер Евгений Замятин (1884-1937).

2-1.jpg

Замятин был первым в мире писателем, создавшим литературный жанр современной антиутопии. После него появились «1984» Джорджа Оруэлла, «О, дивный, дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери… В антиутопии Замятина царит жесткий контроль за жизнью людей, у которых нет имен, а только «нумера», искусство служит прославлению Единого Государства, здесь нет любви человеческой, а есть «розовые талоны» на час секса, а если любовь и появляется, то ведет к смерти. И это роман о том, как силы Божии и диавольские борются за душу человеческую.

Он был человеком, неудобным и неугодным: при царе его трижды отправляли в ссылку. При большевиках был кандидатом на место на «философском пароходе», несколько раз подвергался аресту, его травили в прессе и запрещали публиковать. Особенно роман «Мы», написанный в 1920 году – он в СССР был напечатан только в 1988-м. Хотя однозначно об этом произведении не скажешь. По форме – антиутопия. Утопия (от древнегреческого εὖ «благо» + τόπος «место», то есть «благое место») – изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем, либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране. А антиутопия – как раз наоборот. Это о том, как в мире, в обществе рушатся идеи и идеалы, вытесняемые пропагандой, роботами и компьютерами.

m-1.jpgОбложка первого полного издания романа на русском языке 

Евгений Замятин родился в городе Лебедянь Тамбовской губернии, в семье священника, мама была пианисткой. Учился в Лебедянской гимназии, потом в Воронежской гимназии, которую окончил с отличием. Как рассказывал сам Замятин, в гимназии получал пятерки с плюсом за сочинения, но не всегда ладил с математикой. Возможно, из желания преодолеть этот недостаток поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехникума. Но при этом был человеком энциклопедических знаний и проявил себя не только как писатель, но и публицист, литературный критик, морской инженер (строил в Англии ледоколы для Северного морского пути), киносценарист, педагог и даже социалист.

Все-таки отец писателя, Иван Замятин, преподававший Закон Божий в Лебедянской мужской гимназии, заложил в сына хорошую основу. Одна из важнейших коллизий в романе «Мы» – отказ от Бога и Церкви и замена Бога «Единым Государством». Вот как пишет герой романа D-503 (напомним, у всех персонажей нет имен, действие происходит в XXXII веке после двухсотлетней войны, а роман написан в форме дневниковых записей героя):

«Запись 9. Судя по дошедшим до нас описаниям, нечто подобное испытывали древние во время своих «богослужений». Но они служили своему нелепому, неведомому Богу – мы служим лепому и точнейшим образом ведомому; их Бог не дал им ничего, кроме вечных, мучительных исканий: их Бог не выдумал ничего умнее, как неизвестно почему принести себя в жертву – мы же приносим жертву нашему Богу, Единому Государству, – спокойную, обдуманную, разумную жертву. Да, это была торжественная литургия Единому Государству, воспоминание о крестных днях – годах Двухсотлетней Войны, величественный праздник победы всех над одним, суммы над единицей…»

В этом Едином Государстве все «нумера» подчиняются законам, причем делают это добровольно. Потому, что так «разумнее». И это касается всех сторон жизни «нумеров». Но есть отдельные «нумера», которые не хотят подчиняться и мечтают разрушить «зеленую стену», отделяющую Единое Государство от остального мира. Они не хотят жить в мире «победившего разума». Потому, что у человека кроме разума должна быть еще и Вера, и Любовь, и Надежда.

Одной из них была I-330, встретившаяся Д-503 и полюбившая его человеческой любовью. Она позвала его в другой мир. Но он не пошел с нею, он предал ее в руки Охранников (наверное, не надо объяснять, кто это такие):

«Запись 40. Когда из-под Колокола стали выкачивать воздух – она откинула голову, полузакрыла глаза, губы стиснуты – это напомнило мне что-то. Она смотрела на меня, крепко вцепившись в ручки кресла, – смотрела, пока глаза совсем не закрылись. Тогда ее вытащили, с помощью электродов быстро привели в себя и снова посадили под Колокол. Так повторялось три раза – и она все-таки не сказала ни слова. Другие, приведенные вместе с этой женщиной, оказались честнее: многие из них стали говорить с первого же раза. Завтра они все взойдут по ступеням Машины Благодетеля».

А Д-503, наблюдая убийство своей возлюбленной, думает о великой победе: «И я надеюсь, мы победим. Больше: я уверен – мы победим. Потому, что разум должен победить».

В романе Евгения Замятина «Мы» «разум» побеждает Веру и не оставляет людям ни Надежды, ни Любви.

Александр Трушин