О печали богатого юноши и блаженстве нищих духом. Иерей Георгий Кириндас

Всякое доброе дело, намерение, желание или мысль не есть наше собственное порождение, но Божие действие в нас, которое мы должны с благоговением принимать и давать ему место, уповая, что Сам Господь соделывает все с нами и в нас ко благу (Рим. 8:28).

k2photo1667729318.jpg
Иерей Георгий Кириндас

В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 18:18-27) Христа вопрошает юноша (в тексте сказано «князь»), который затем отступает от общения с Ним, поскольку Христос предлагает ему отказаться от самого главного. От того, к чему было приложено его сердце: от богатства.

Но что это за богатство?  

Неопытная, еще немудрая душа богатеет своим богатством, пресыщается им и поэтому не готова от него избавиться. И богатство это великое и, к сожалению, малозаметное: это наша самость, самоценность в наших собственных глазах, искусно скрытая внешней добродетелью, даже религиозностью, доступная рассудку, но не зажигающая сердце.

Эта наша самость есть следствие нашей падшести, изуродованности грехом, помутнения ума, отпадения от истинного богообщения. Мы присваиваем себе дар Бога, даже включая освящение и благодатность, как будто приобретенные нами самими или дарованные нам за ревностное служение или стремление к Нему. Торгуемся с Небом…

Как в XVIII веке заметил немецкий поэт Герхард Терстеген, даже самые чистые и благородные намерения не лишены напора своеволия.

Нас слишком много в нас самих. И, возможно, мы подобны овцам, находящимся больше в собственных, а не в Божьих руках, забывая, что именно у Него никто и никогда не сможет нас похитить (Ин. 10:28).

Горячая само-деятельность, даже ради спасения души, отравлена утонченной самостью, не позволяющей личному доброделанию достигнуть высоких целей.

Я хотел бы задать вопрос каждому: готов ли ты отказаться от собственного спасения ради другого? Готов ли стать тем Орфеем, который не просто спустился в преисподнюю за своей Эвридикой, но вместо нее там остался?

photo1706442067.jpegОрфей спускается в Царство мертвых, спасая Эвридику 

Не отвечайте сразу на этот вопрос, речь идет не о жизни и смерти, речь идет о спасении. В конце мы постараемся услышать ответ благодаря сегодняшнему Евангелию.

Вместе с апостолом Павлом мы можем сказать, что нам нужен истинно-детский «ум Христов» (1 Кор. 2:16). В отличие от падшего рассудка, который не видит, не понимает и не принимает пути Божии. Такой ум Христов свободен от гнета этого рассудка, и он осознанно поставляет себя в соприсутствие Бога.

Стать святыми не в себе, а в Иисусе, и все, что недостает душе и телу, обрести в Нем. Иными словами, следует вернуться к краеугольному основанию нашей веры: ко Христу, Сыну Божию, Смыслу всего. И пусть наша жизнь центруется в Господе, во Христе Иисусе!

Будем помнить, что всякое доброе дело, намерение, желание или мысль не есть наше собственное порождение, но есть Божие действие в нас, которое мы должны с благоговением принимать и давать ему место, уповая, что Сам Господь соделывает все с нами и в нас ко благу (Рим. 8:28).

В таком самоумалении, а иными словами – смиренномудрии, мы приближаемся к нищете духовной. Тому блаженству, о которой мы каждую литургию слушаем перед Малым входом. Блаженству, равному, по словам Самого Спасителя, Царству Небесному.

photo1706442059.jpeg

И ему как раз и противопоставляется богатство вопрошающего юноши – ад самости и предельной, причем, сознательной удаленности от Божьего мира. Ведь юноша отошел от Христа в печали – терять свой ад ему не хотелось. Мы вспоминает здесь как раз про тех, к которым Христос спустился в ад, но которые за Ним не пошли.

Смиренномудрие – добродетель наиважнейшая. Преподобный Феодор Студит, величайший игумен византийского Студийского монастыря, свидетельствует: «Смиренномудрие – всеобъемлющая добродетель: ею отгоняется гордость, попирается славолюбие, поражается своенравие, вводится кротость, мир, любовь и прочее...».

Она есть путь к свободе от скорбей. Авва Исайя говорит о том, что «смиренномудрый… не имеет никакой скорби, кроме скорби о грехах своих».

Я предлагаю вам хотя бы иногда открывать Псалтирь. Откройте 7-й псалом, всего лишь три стиха: 4, 5,6. Царь Давид в плачевной песни вопит: «Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, — то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах» (Пс. 7:4-6).

В этом глубинном крике души, предельно обнищавшей, т.е. освободившейся от своего самоутверждения, ясно звучит абсолютное предание себя воле Творца и любовь к Нему: если я стал исполнителем зла, то пусть свет Твоей любви и истинной справедливости уничтожит это зло, даже если вместе с ним буду уничтожен и я сам.

photo1706435713.jpeg

Также как Христос говорит о той небольшой пробоине в иерусалимской стене, через которую ночной путник мог пройти в город, так и истинно освободившийся от ложного богатства, то есть от своей самости, сможет узкими путями войти в свой Иерусалим.

Отказавшийся от своего спасения обретет его.

Аминь.

Иерей Георгий Кириндас. Слово 28 января 2024 года